Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:30, реферат
Общение – это обмен информацией. Человек, являясь представителем высших животных, живет в биполярной структуре, определяемой двумя категориями контактов: контакты с природой (деятельность, потребление, культивирование) и контакты с живыми существами (взаимодействие, обмен, общение – суть «продолжение себя в другом»). Общение, как обмен информацией между участниками совместной деятельности может быть охарактеризовано как коммуникация. Общаясь, люди обращаются к языку - одному из важнейших средств общения, однако взаимодействие общающихся – это обмен не только словами, но и действиями, поступками, которые предполагают восприятие общающимися друг друга. Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями.
Психология общения
1. Предмет психологии общения.
Общение – это обмен информацией. Человек, являясь представителем высших животных, живет в биполярной структуре, определяемой двумя категориями контактов: контакты с природой (деятельность, потребление, культивирование) и контакты с живыми существами (взаимодействие, обмен, общение – суть «продолжение себя в другом»). Общение, как обмен информацией между участниками совместной деятельности может быть охарактеризовано как коммуникация. Общаясь, люди обращаются к языку - одному из важнейших средств общения, однако взаимодействие общающихся – это обмен не только словами, но и действиями, поступками, которые предполагают восприятие общающимися друг друга. Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями.
Предмет психологии общения (с точки зрения А.А. Леонтьева) – это исследование самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств как части деятельности общения. И, наконец, что особенно важно – анализ взаимоотношений общения с другими видами деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью.
Ограничивая предмет психологии общения, мы можем выделить (по Б.Ф. Ломову) следующие основные проблемы: психологические функции общения; формирование и функционирование механизмов и средств общения в их зависимости от функций общения, от особенностей личности и от других психологических факторов; взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.
В
последние десятилетия возник целый
ряд практических областей психологии
общения, остро нуждающихся в
теоретических и практических разработках.
Это и оптимизация деятельности
средств массовой информации и пропаганды:
радио, телевидение и т.д. реклама, психология
публичного выступления; и существующая
проблема использования общения как важнейшего
источника информации об особенностях
личности, ее эмоциональном состоянии
говорящего; и в областях судебной, военной,
космической психологии, а также для медицины
и психиатрии.
2. Общение и его функции
Общение является основной формой специфического взаимодействия человека с другими людьми, которые выступают как члены единого сообщества; именно в общении (прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно, в вербальной или невербальной форме) реализуются социальные отношения людей.
Содержание общения всегда будет составлять информация о наличии потребности в расчете на ее удовлетворение с помощью кого-либо.
Целями общения могут служить различные мотивационные конструкты, поэтому нам проще рассматривать их через соответствующие функциональные задачи, связанные с общением как таковым:
В общении выделяются три взаимосвязанных стороны:
3. Виды общения
Выделяются следующие виды общения:
|
|
|
|
|
(общение с самим собой) |
|
Говоря о видах общения, необходимо отметить, что обычно они делятся на
Средства общения бывают Вербальные (речь, знак) и Невербальные (поза, мимика, интонация)
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1.
Потребность в общении (
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3.
Ориентировка в личности
4.
Планирование содержания
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6.
Восприятие и оценка ответной
реакции собеседника, контроль
эффективности общения на
7.
Корректировка направления,
Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».