Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 23:30, реферат

Описание

Общение – это обмен информацией. Человек, являясь представителем высших животных, живет в биполярной структуре, определяемой двумя категориями контактов: контакты с природой (деятельность, потребление, культивирование) и контакты с живыми существами (взаимодействие, обмен, общение – суть «продолжение себя в другом»). Общение, как обмен информацией между участниками совместной деятельности может быть охарактеризовано как коммуникация. Общаясь, люди обращаются к языку - одному из важнейших средств общения, однако взаимодействие общающихся – это обмен не только словами, но и действиями, поступками, которые предполагают восприятие общающимися друг друга. Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями.

Работа состоит из  1 файл

Психология общения.doc

— 40.00 Кб (Скачать документ)

      Психология  общения

      1. Предмет психологии  общения.

      Общение – это обмен информацией. Человек, являясь представителем высших животных, живет в биполярной структуре, определяемой двумя категориями контактов: контакты с природой (деятельность, потребление, культивирование) и контакты с живыми существами (взаимодействие, обмен, общение – суть «продолжение себя в другом»). Общение, как обмен информацией между участниками совместной деятельности может быть охарактеризовано как коммуникация. Общаясь, люди обращаются к языку - одному из важнейших средств общения, однако взаимодействие общающихся – это обмен не только словами, но и действиями, поступками, которые предполагают восприятие общающимися друг друга. Таким образом, общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый актуальными потребностями.

      Предмет психологии общения (с точки зрения А.А. Леонтьева)это исследование самого общения в его становлении и динамике, его механизмов и средств как части деятельности общения. И, наконец, что особенно важно – анализ взаимоотношений общения с другими видами деятельности человека, прежде всего с практической и познавательной деятельностью.

      Ограничивая предмет психологии общения, мы можем  выделить (по Б.Ф. Ломову) следующие  основные проблемы: психологические функции общения; формирование и функционирование механизмов и средств общения в их зависимости от функций общения, от особенностей личности и от других психологических факторов; взаимоотношение общения с другими аспектами психической жизни человека и особенностями личности.

      В последние десятилетия возник целый  ряд практических областей психологии общения, остро нуждающихся в  теоретических и практических разработках. Это и оптимизация деятельности средств массовой информации и пропаганды: радио, телевидение и т.д. реклама, психология публичного выступления; и существующая проблема использования общения как важнейшего источника информации об особенностях личности, ее эмоциональном состоянии говорящего; и в областях судебной, военной, космической психологии, а также для медицины и психиатрии. 

          2. Общение и его  функции

      Общение является основной формой специфического взаимодействия человека с другими  людьми, которые выступают как  члены единого сообщества; именно в общении (прямо или косвенно, непосредственно или опосредованно, в вербальной или невербальной форме) реализуются социальные отношения людей.

      Содержание  общения всегда будет составлять информация о наличии потребности в расчете на ее удовлетворение с помощью кого-либо.

      Целями  общения могут служить различные мотивационные конструкты, поэтому нам проще рассматривать их через соответствующие функциональные задачи, связанные с общением как таковым:

  1. Задачи прагматического характера – взаимодействие в совместной деятельности.
  2. Функциональные задачи, отвечающие за формирование и изменение психического облика человека.
  3. Задачи «подтверждения/ не подтверждения», отвечающие за возможность познать, утвердиться или подтвердить себя через общение.
  4. Функциональные задачи организации и поддержки межличностных отношений (от сугубо деловых до интимно-личностных).
  5. Задачи, связанные с функционированием внутриличностной сферы (внутренняя речь, внутриличностный диалог).

      В общении выделяются три взаимосвязанных стороны:

    • коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;
    • интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;
    • перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
 

      3. Виды общения

Выделяются следующие виды общения:

  1. Прямое
  • Полный психологический контакт (лицом к лицу)
  • Использование антропологических средств общения (жесты, мимика, речь)
  • Наличие обратной связи
  1. Косвенное
  • Отсутствие полного психологического контакта
  • Опосредованность, использование технических средств общения (письмо – бумага, азбука Морзе)
  1. Аутокоммуникация
      (общение  с самим собой)
  1. Общение в сновидениях

      Говоря  о видах общения, необходимо отметить, что обычно они делятся на

  1. Межличностное общение (от 2х до 15-17 человек)
  2. Межгрупповое (более 15-17 человек до »100)
  3. Массовое
  4. Общение с самим собой (внутренний диалог или аутокоммуникация)

      Средства  общения бывают Вербальные (речь, знак) и Невербальные (поза, мимика, интонация)

      В процедуре общения  выделяют следующие этапы:

      1. Потребность в общении (необходимо  сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и  т. п.) - побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

      2. Ориентировка в целях общения,  в ситуации общения.

      3. Ориентировка в личности собеседника.

      4. Планирование содержания своего  общения - человек представляет  себе (обычно бессознательно), что  именно скажет.

      5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

      6. Восприятие и оценка ответной  реакции собеседника, контроль  эффективности общения на основе  установления обратной связи.

      7. Корректировка направления, стиля,  методов общения.

      Если  какое-либо из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается  добиться ожидаемых результатов  общения - оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным  интеллектом», «практически – психологическим умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью».

Информация о работе Психология общения