Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 23:49, контрольная работа
Цель данной работы – изучить все аспекты психологии памяти.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
- изучить теоретические положения общей психологии, различные теории памяти;
- рассмотреть основные процессы памяти и охарактеризовать основные её виды;
- изучить основные методы исследования памяти, отдельных её процессов, охарактеризовать известные методики
Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Теория изучения памяти в психологии………………………………………………………….5
1.1 Основные научные направления в изучении памяти…………………………………………5
Основные процессы памяти и её виды ………………………………………………………12
2 Методы исследования памяти………………………………………………………………......17
2.1 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности…………..17
2.2 Измерение объёма кратковременной памяти……………………………………………......18
2.3 Исследование динамики процессов заучивания…………………………………………….19
2.4 Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти………………….20
3 Развитие памяти………………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список используемых источников……………………………………………………………….27
В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта Э. Торндайка).
Достижения
этой теории памяти содействовали становлению
программированного обучения, инженерной
психологии, ее представители считают
бихевиоризм практически
Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоциативной теории оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.
Деятельная теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.
Принцип единства психики и деятельности, сформулированный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную, которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как "интрапсихологические", которые генетически развиваются на основе внешних факторов.
Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольникам, школьникам и студентам предлагали для запоминания и последующего воспроизведения 15 предложений. Затем, при запоминании уже других 15 предложений, этим группам исследуемых предоставляли вспомогательные средства - картинки с изображениями различных предметов, прямо не связанных с содержанием предложений. Как выяснилось, введение вспомогательных средств практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам. В группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами. Запоминание у них находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного к внутреннему, опосредствованному процессу. Студентам уже не нужны внешние средства - они обладают внутренними средствами запоминания. Опрос студентов показал, что такими средствами (ассоциации, группировки слов, создание образов, повторение) они пользовались с самого начала эксперимента. В этом случае их преимущество было вполне очевидно.
Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних знаков - стимулов. Затем эти стимулы интериоризируються и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.
Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности. П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.
Основными результатами деятельного подхода к изучению памяти является раскрытие закономерностей произвольной и самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре различных видов деятельности, формы взаимодействия с другими процессами.
Вместе
с тем следует отметить, что
эта теория уделяет недостаточно
внимания статистической характеристике
процессов памяти. Прослеживается противоречивость
в ее понятийном аппарате: память трактуется
или как элемент структуры
деятельности, или как ее побочный
продукт, или как самостоятельная
деятельность.
Физиологическая и физическая теории памяти
Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.
Для
понимания причинной
К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая в нейрофизиологический уровень ее механизмов. Согласно этой теории прохождение возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет физический след, который предопределяет механические и электронные изменения в месте соединения нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.
В
частности, при зрительном восприятия
предмета происходит обследование его
взглядом по контуру. Этот перцептивный
процесс сопровождается движением импульса
в соответствующей группе нервных клеток,
которые как бы моделируют восприятие
объекта в форме пространственно-временной
нервной структуры. Создание и активизация
нейронных моделей является основой процессов
запоминания, хранения и воспроизведения.
Биохимическая теория памяти
Память человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.
Успехи
биохимических исследований позволили
сформулировать предположения о
двухуровневом характере
Выводы делать рано, но, понятно, что химическая теория не может объяснить весь многоаспектный феномен памяти, особенно в высокоразвитых животных и людей. Не исключено, что в будущем можно будет выделить материально - биохимический носитель памяти.
Таким
образом, память индивида реализуется
за счет многоуровневых механизмов - психологического,
физиологического и химического. Для
нормального функционирования человеческой
памяти необходимы все три уровня.
Человек может осознавать и руководить
только высшим психологическим уровнем,
который является определяющим относительно
низким. Лишь на этом уровне память становится
процессом, опосредованным мнемическими
действиями, составляющей познавательной
деятельности.
1.2 Основные процессы памяти и её виды
Важнейшая
особенность психики состоит
в том, что отражение внешних
воздействий постоянно
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта и есть память. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.
Запоминание
можно определить как процесс
памяти, посредством которого осуществляется
ввод информации в память, путем
включения в систему
В зависимости от способа и характера осуществления процессов памяти различают:
- непроизвольное запоминание (без специально поставленной цели),
- произвольное (в соответствии с поставленной целью), механическое (запоминание точной последовательности тех или иных объектов без установления логической связи между частями запоминаемого материала),
- смысловое (при раскрытии различных логических связей в запоминаемом материале),
- непосредственное (запечатление воспринятого как оно есть, без всякой переработки),
- опосредованное (характеризуется использованием различных вспомогательных средств, выполняющих затем роль ключей при воспроизведении).
К категории припоминания относится реминисценция - мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести. В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным.
Сохранение
и забывание - обязательные процессы
памяти. Забывание - один из процессов
памяти, проявляющийся в невозможности
(неспособности) припомнить или узнать,
либо в ошибочном припоминании и узнавании.
Сохранение материала определяется степенью
его участия в деятельности личности.
Лучше всего сохраняются основные положения,
менее отдельные смысловые единицы. Забывание
может быть вызвано запредельным торможением,
которое наступает вследствие перенапряжения
соответствующих корковых клеток, в долговременной
памяти действуют механизмы вытеснения,
торможения и утраты ключей, или признаков,
необходимых для поиска (и доступа) к нужной
информации; в кратковременной памяти
в дополнении угасанию важную роль играет
фактор переполнения и вытеснения старых
элементов новыми.
Существует
несколько оснований для
Рис.1
– Классификация видов памяти
Эмоциональная
память хранит следы эмоций, чувств,
переживаний и играет важную роль
в обеспечении процесса программирования
поведения по удовлетворению потребностей.
Эмоционально окрашенное впечатление
фиксируется практически
Информация о работе Психология памяти: теория, методика, опыт