Психология памяти: теория, методика, опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 23:49, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – изучить все аспекты психологии памяти.
Для реализации этой цели поставлены задачи:
- изучить теоретические положения общей психологии, различные теории памяти;
- рассмотреть основные процессы памяти и охарактеризовать основные её виды;
- изучить основные методы исследования памяти, отдельных её процессов, охарактеризовать известные методики

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Теория изучения памяти в психологии………………………………………………………….5
1.1 Основные научные направления в изучении памяти…………………………………………5
Основные процессы памяти и её виды ………………………………………………………12
2 Методы исследования памяти………………………………………………………………......17
2.1 Исследование непроизвольного запоминания и условий его продуктивности…………..17
2.2 Измерение объёма кратковременной памяти……………………………………………......18
2.3 Исследование динамики процессов заучивания…………………………………………….19
2.4 Исследование факторов, влияющих на сохранение материала в памяти………………….20
3 Развитие памяти………………………………………………………………………………….22
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список используемых источников……………………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

ККР по психологии.docx

— 100.24 Кб (Скачать документ)

     В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта Э. Торндайка).

     Достижения  этой теории памяти содействовали становлению  программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают  бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым  явлениям.

     Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоциативной теории оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения.

     Деятельная  теория памяти опирается на теорию актов, представители которой (Ж. Пиаже, А. Валлон, Т. Рибо и др.) рассматривают память как историческую форму деятельности, высшее проявление которой - произвольная память. Они считают память биологической функцией, в связи с чем отрицают наличие памяти у животных, а также у детей до 3-4 лет.

     Принцип единства психики и деятельности, сформулированный Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, стал основополагающим в проведенных на основе этой теории исследованиях памяти. Л. С. Выготский исследовал память в плане "культурно-исторической концепции". Специфику высших форм памяти он видел в использовании знаков-средств, предметных и вербальных, с помощью которых человек регулирует процессы запоминания и воспроизведения. Только при таких условиях память из натуральной (самопроизвольной) превращается в опосредованную, которая проявляется как особая самостоятельная форма мнемической деятельности. Развивая вслед за П. Жане идею интериоризации, Л. С. Выготский различал внешние формы мнемической деятельности как "социальные" и внутренние - как "интрапсихологические", которые генетически развиваются на основе внешних факторов.

     Доказано, что человек постепенно овладевает своей памятью, учится управлять  ею. Это подтверждают результаты эксперимента: дошкольникам, школьникам и студентам  предлагали для запоминания и  последующего воспроизведения 15 предложений. Затем, при запоминании уже других 15 предложений, этим группам исследуемых  предоставляли вспомогательные  средства - картинки с изображениями  различных предметов, прямо не связанных  с содержанием предложений. Как  выяснилось, введение вспомогательных  средств практически не улучшает запоминания дошкольников, но существенно помогает ученикам. В группе студентов результат запоминания с картинками хуже, чем у учеников. Эти данные объясняются тем, что запоминание дошкольников является непосредственным, естественным. Учащиеся начинают овладевать собственным поведением и памятью, поэтому способны пользоваться при запоминании вспомогательными средствами. Запоминание у них находится на этапе перехода от внешнего, непосредственного к внутреннему, опосредствованному процессу. Студентам уже не нужны внешние средства - они обладают внутренними средствами запоминания. Опрос студентов показал, что такими средствами (ассоциации, группировки слов, создание образов, повторение) они пользовались с самого начала эксперимента. В этом случае их преимущество было вполне очевидно.

     Следовательно, развитие памяти происходит через развитие запоминания с помощью внешних  знаков - стимулов. Затем эти стимулы  интериоризируються и становятся внутренними средствами, пользуясь которыми, индивид начинает управлять своей памятью. Она превращается в сложноорганизованную активность, необходимую в процессе познания. Не подкрепленная тренировкой, хорошая природная память существенно не влияет на успехи индивида.

     Представители деятельной теории памяти изучали этот психический процесс в связи с операционной, мотивационной и целевой структурами конкретных видов деятельности.      П. И. Зинченко разработал концепцию самопроизвольной памяти как активного процесса, который всегда включен в структуру познавательной или практической деятельности. В трудах А. А. Смирнова была раскрыта роль интеллектуальной и других форм активности субъекта в условиях произвольного и самопроизвольно запоминания.

     Основными результатами деятельного подхода  к изучению памяти является раскрытие  закономерностей произвольной и  самопроизвольной памяти, практическая направленность на ее изучение в структуре  различных видов деятельности, формы  взаимодействия с другими процессами.

     Вместе  с тем следует отметить, что  эта теория уделяет недостаточно внимания статистической характеристике процессов памяти. Прослеживается противоречивость в ее понятийном аппарате: память трактуется или как элемент структуры  деятельности, или как ее побочный продукт, или как самостоятельная  деятельность. 

     Физиологическая и физическая  теории памяти

       Важнейшие положения учения И. П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности получили дальнейшее развитие в физиологической и физической теориях. Согласно взглядам этого ученого, материальной основой памяти является пластичность коры больших полушарий головного мозга, ее способность образовывать условные рефлексы. В образовании, укреплении и угасании временных нервных связей заключается физиологический механизм памяти. Создание связи между новым и ранее закрепленным содержанием является условным рефлексом, что составляет физиологическую основу запоминания.

     Для понимания причинной обусловленности  памяти большое значение приобретает понятие подкрепления. Оно раскрывается в теории И. П. Павлова как достижение непосредственной цели действия индивида или стимул, который мотивирует действие, совпадение новообразовавшейся связи с достижением цели действия. Последнее способствует тому, что новообразованная связь остается и закрепляется. Таким образом, физиологическое понимание подкрепления соотносится с психологическим понятием цели действия. Именно это является актом слияния физиологического и психологического анализа механизмов памяти, т.е. основная жизненная функция этого психического процесса направлена не в прошлое, а в будущее. Запоминания того, что "было", не имело бы смысла, если его нельзя было использовать для того, что "будет".

     К физиологической теории присоединяется физическая теория памяти, проникающая  в нейрофизиологический уровень  ее механизмов. Согласно этой теории прохождение  возбуждения через определенную группу клеток (нейронов) оставляет  физический след, который предопределяет механические и электронные изменения  в месте соединения нервных клеток (синапсах). Изменения облегчают  повторное прохождение импульса знакомым путем. Эти взгляды называют теорией нейронных моделей.

     В частности, при зрительном восприятия предмета происходит обследование его взглядом по контуру. Этот перцептивный процесс сопровождается движением импульса в соответствующей группе нервных клеток, которые как бы моделируют восприятие объекта в форме пространственно-временной нервной структуры. Создание и активизация нейронных моделей является основой процессов запоминания, хранения и воспроизведения. 

     Биохимическая теория памяти

     Память  человека функционирует как на психологическом, физиологическом, так и на молекулярном, химическом уровнях. Сторонники химической теории памяти считают, что специфические химические изменения, которые происходят в нервных клетках под воздействием внешних раздражителей, и являются механизмами процессов закрепления, сохранения и воспроизведения, а именно: перегруппировки в нейронах белковых молекул нуклеиновых кислот. Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК) является носителем родовой памяти: она содержит генетические коды организма, определяя генотип. Рибонуклеиновая кислота (РНК) - основа индивидуальной памяти. Возбуждение нейронов повышает содержание в них РНК, и неограниченное количество изменений ее молекул является базой хранения большого количества следов возбуждения. Изменение структуры РНК ученые связывают с долгой памятью.

     Успехи  биохимических исследований позволили  сформулировать предположения о  двухуровневом характере процесса запоминания. На первом уровне, сразу  после воздействия раздражителей, в мозгу происходит кратковременная  электрохимическая реакция, которая  предопределяет обратные физиологические  процессы в клетке. Этот уровень  длится секунды или минуты и является механизмом кратковременной памяти. Второй уровень - собственно биохимическая реакция, связанный с образованием протеинов, и характеризуется необратимостью химических изменений в клетках и считается механизмом длительной памяти. Биохимические исследования дают основания для оптимистичных прогнозов относительно возможностей управления человеческой памятью в будущем.

     Выводы  делать рано, но, понятно, что химическая теория не может объяснить весь многоаспектный феномен памяти, особенно в высокоразвитых животных и людей. Не исключено, что  в будущем можно будет выделить материально - биохимический носитель памяти.

     Таким образом, память индивида реализуется  за счет многоуровневых механизмов - психологического, физиологического и химического. Для  нормального функционирования человеческой памяти необходимы все три уровня. Человек может осознавать и руководить только высшим психологическим уровнем, который является определяющим относительно низким. Лишь на этом уровне память становится процессом, опосредованным мнемическими действиями, составляющей познавательной деятельности. 

     1.2 Основные процессы  памяти и её  виды

     Важнейшая особенность психики состоит  в том, что отражение внешних  воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постепенное усложнение поведения  осуществляется за счет накопления индивидуального  опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие  в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая  в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются  и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

     Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта и есть память. В памяти различают такие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Эти процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею.

     Запоминание можно определить как процесс  памяти, посредством которого осуществляется ввод информации в память, путем  включения в систему ассоциативных  связей. Запоминание - главный процесс памяти, от него во многом зависит полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения.

     В зависимости от способа и характера  осуществления процессов памяти различают:

     - непроизвольное запоминание (без специально поставленной цели),

     - произвольное (в соответствии с поставленной целью), механическое (запоминание точной последовательности тех или иных объектов без установления логической связи между частями запоминаемого материала),

     - смысловое (при раскрытии различных логических связей в запоминаемом материале),

     - непосредственное (запечатление воспринятого как оно есть, без всякой переработки),

     - опосредованное (характеризуется использованием различных вспомогательных средств, выполняющих затем роль ключей при воспроизведении).

     К категории припоминания относится  реминисценция - мнемический эффект, состоящий в отсроченном припоминании того, что первоначально (при непосредственном воспроизведении) не удавалось воспроизвести. В результате происходит частичное или даже общее улучшение отсроченного воспроизведения по сравнению с непосредственным.

     Сохранение  и забывание - обязательные процессы памяти. Забывание - один из процессов памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. Сохранение материала определяется степенью его участия в деятельности личности. Лучше всего сохраняются основные положения, менее отдельные смысловые единицы. Забывание может быть вызвано запредельным торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соответствующих корковых клеток, в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа) к нужной информации; в кратковременной памяти в дополнении угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. 

     Существует  несколько оснований для классификации  видов человеческой памяти. Одно из них - деление памяти по времени сохранения материала, другое - по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала  анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах  памяти. 

     

     Рис.1 – Классификация видов памяти 

     Эмоциональная память хранит следы эмоций, чувств, переживаний и играет важную роль в обеспечении процесса программирования поведения по удовлетворению потребностей. Эмоционально окрашенное впечатление  фиксируется практически мгновенно  и непроизвольно, обеспечивая пополнение подсознательной сферы человеческой психики. Пережитые и запечатленные в памяти эмоции служат регулирующими сигналами, либо побуждая индивида к активной деятельности, либо, наоборот, удерживая его от действий.

Информация о работе Психология памяти: теория, методика, опыт