Психология памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание

Таблица

Работа состоит из  1 файл

психология памяти(новая).doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

                                                                                                                                                         

    Психология  памяти

                                             

№/п Наименование источника Определение памяти Виды памяти Основные  процессы памяти Индивидуальные  различия памяти Что способствует запоминанию Расстройства  памяти Собственные заметки
1 2 3 4     5 7  
1. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студентов высш.пед.заведений: В 3 кн.-М.: Просвещение: Владос, 2000.-Кн.1. Общие основы психологии.-576с. «Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью». С.218 «Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них — деление памяти по времени сохранения материала, другое — по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других видах памяти».

«Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации».

«Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени.  В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы».

«Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая сознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание».

«Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти».

«Долговременная — это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.

Генетическую  память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека — единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание».

«Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению».

«Слуховая память — это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых». «Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.».

«Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных, умений и навыков».  

«Эмоциональная память — это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях».

«Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма».

«По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий».

«Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его».С.219-222.

«память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково». С.219 «Память у людей  различается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точности и объему запоминания. Все это  количественные характеристики памяти. Но существуют и качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти — зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования». С.228.  «человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям».С.232. «По динамике протекания мнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную, ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлых событий;антероградная — невозможность запоминания на будущее; ре-тардированная амнезия — вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий, пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий — прогрессивная— проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полной потери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем и более прочные воспоминания.С.229. «у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память».С.229
2. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.  «Память - запоминание , сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта». «Физиологической основой П. является образование, сохранение и актуализация временных связей в мозге». «Временные связи и их системы образуются при смежном во времени действии раздражителей на органы чувств и при наличии у индивида ориентировки, внимания, интереса к этим раздражителям». «1.По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую». «Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и др. видах деятельности человека». «Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств и наглядно данных связей и отношений между ними (Память музыкальная , Память слуховая , Память тактильная)». «Словесно-логическая память — память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях (Память словесно-логическая, Память эмоциональная )». 

«2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную».  

«3. По времени закрепления и сохранения материала различают сверхкратковременную, кратковременную память и долговременную память. Требования практики и развитие теории памяти привели к постановке проблемы оперативной памяти, обслуживающей непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции».

«Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание». «Запоминание — главный процесс памяти, от него во многом зависят полнота, точность, последовательность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание и воспроизведение осуществляются в форме непроизвольных или произвольных процессов. Забывание обычно протекает как непроизвольный процесс. Протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта. Установлено, что наиболее продуктивно связи образуются и актуализируются в том случае, когда соответствующий материал выступает в качестве цели действия. Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей». «Индивидуальные особенности П. выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминани . Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности.

Однако сами свойства изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей». 

«Установлено, что наиболее продуктивно связи  образуются и актуализируются в  том случае, когда соответствующий  материал выступает в качестве цели действия». «Прочность этих связей определяется тем, какова степень участия соответствующего материала в дальнейшей деятельности субъекта, какова их значимость для достижения предстоящих целей». «амнезия — отсутствие памяти, гипомнезия — ослабление памяти, парамнезия — обманы памяти». 

«Амнезии по динамике протекания распределяются на ретроградную, антероградную, антероретроградную, ретардированную, фиксационную, прогрессирующую, по нейропсихологическому синдрому — на модально-специфические расстройства памяти , т. е. нарушения запоминания стимулов определенной модальности, модально-неспецифические расстройства памяти , т. е. нарушения запоминания стимулов любой модальности, расстройства памяти как мнестической деятельности». 

«Гипомнезия либо возникает после различных заболеваний (склероза мозговых сосудов и др.), либо является врожденной. В ряде случаев гипомнезия сопровождает различные аномалии психического развития». 

«Парамнезии подразделяют на обманы памяти по типу «уже виденного», на смешения следов памяти, на появление ложных воспоминаний, имеющих повторный характер (эхомнезии). Парамнезии относятся к симптомам нарушения сознания.

Парамнезия проявляются и в процессах восприятия как неузнавание знакомых объектов. В таких случаях парамнезии входят в синдром агнозии . В зависимости от характера неузнаваемых объектов такие нарушения узнавания носят название лицевой агнозии (прозопагнозия), буквенной агнозии, пальцевой агнозии и др. (Н. К. Корсакова)»

«Память души отличается как от произвольной сознательной, так и от исторической памяти. Память души. не столь целостна и синхронистична. Ее источниками являются традиция, предание, культура , которые усваиваются непроизвольно, помимо воли и желания индивида, усваиваются с молоком матери, с родным языком, обычаями и пр». 
3. Маклаков А. Общая психология. СПб.: Питер, 2001 - 592 с.  «под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта». С. 248 «Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную». С. 256

«двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений».

«Эмоциональная память — это память на чувства. Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

«Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.».

!Словесно -логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей».  

«В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия».

«Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память — это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации».

«Понятием оперативная память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции». С. 256-262

«Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное)». 

«Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий».

«В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания.

принято выделять осмысленное и механическое запоминание». 

«Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала». С.264

«Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено,

что сохранение может быть динамическим и статическимДинамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной». 

«Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов —воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. 

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным(непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. 

Бывают случаи, когда воспроизведение протекает  в форме более или менее длительного припоминанияВ этих случаях достижение поставленной цели — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей, позволяющих решить главную задачу. 

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание». С. 270-273

«В настоящее время принято выделять две основные группы индивидуальных различий в памяти: в первую группу входят различия в продуктивности заучивания, во вторую — различия так называемых типов памяти».

«Различия в  продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала». С.276

«Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны  со специальными механизмами, защищающими  мозг от лишней информации». С. 277. 

«Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Так, одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушения памяти называется фиксационной амнезией.

Сначала снижается  способность к запоминанию текущих  событий, стираются в памяти события  последних лет и отчасти - давно  прошедшего времени. В этом случае речь идет о прогрессирующей амнезии». С. 281

«одним из наиболее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти является нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хорошей памяти на события прошлого. Данный вид нарушения памяти называется фиксационной амнезией».С.279 «для того чтобы запомнить как можно лучше, надо обязательно ставить цель — не только воспринять и понять материал, но и действительно запомнить его».С.265
4. Годфруа Ж. Что  такое психология. в 2-х т. М.: Мир; 1992, 1996; - 496с., 376с.  «Память можно определить как «совокупность информации, приобретенной мозгом и управляющей поведением». С.349 «Большинство психологов признают существование трех уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каждом из них может сохраняться информация. В соответствии с этим различают непосредственную, или сенсорнуюпамять, кратковременную память и долговременную память». С. 349

«Сенсорная память -это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов».

«Кратковременная память характеризуется не только определенной длительностью удержания информации, но также емкостью». «Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для субъекта запоминаемой информации, а также от способа ее кодирования, систематизации и, наконец, воспроизведения». С.350

    «Привычность материалаЕсли какое-то событие повторяется много раз, то оно легче и на более длительный срок запоминается, чем случайное явление».С.352 «МотивацияМы всегда лучше запоминаем то, что хотим выучить, чем такие вещи, которые для нас не представляют никакого интереса. Углубление в изучаемый предметМатериал запоминается тем лучше, чем больше он связан с какими-то другими фактами в различных контекстах и под разными углами зрения».С. 353   «функциональная ригидность проявляется, например, когда нам нужно закрутить винт, а отвертки нет, и нам даже не приходит в голову воспользоваться лежащим на столе ножом». С.361
5. Рубинштейн  С. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002 - 720 с. (Серия "Мастера психологии")  «Восприятия, в которых человек познает окружающую действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных нами предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого и т.д.» «Виды памяти дифференцируются в зависимости от того, что запоминается или воспроизводится».

«Воспроизведение может относиться к движениям и действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания (образам-представлениям предметов или слов), к мыслям и чувствам. В соответствии с этим различают следующие виды памяти: моторную память, выражающуюся в навыках и привычках, образную память (зрительную, слуховую, осязательную и т.д.), память на мысли (логическую) и память на чувства (аффективную)».

«В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание, различаются непроизвольное и произвольное запоминание». «В зависимости от способа запоминания в этом плане различаются механическое и смысловое запоминание

«Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение.

процесс первичного закрепления материала может  совершаться в форме непроизвольного  запечатления, сознательного, преднамеренного  запоминания, систематически организованного  заучивания».

Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому.

Общим для всех этих многообразных психических  процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают или воспроизводят прошлое, прежде пережитое индивидом».

«память у людей различается: 1) по быстроте запоминания; 2) по его прочности или длительности; 3) по количеству или объему запоминаемого и 4) по точности».С.293 «прочность запоминания осмысленного материала значительно выше, чем при запоминании бессмысленного материала».С.284   «Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию».С.294
6. Общая психология. Под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова. М: «Просвещение» 1981. «Память- запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности». С. 219 «По материалу, который запоминается и воспроизводится, выделяют образную(зрительная, слуховая, двигательная и др.), словесно-логическую и эмоциональную память ( память на чувства).

По времени, протекающему между запоминанием и воспроизведением, выделяют долговременную и кратковременную  память». С.219  

«Кроме этой общей характеристики, можно выделить уровень развития у каждого человека отдельных видов память: словесно-логической, образной, и эмоциональной.

Словесо-логическая память- память на знания в речевой  форме. Логические схемы, математическую символику.

Образная память-память на представления. Уровень её развития может быть неодинаков для различных  модальностей. Поэтому выделяют зрительную. Слуховую, двигательную память и рассматривают отдельно уровень их развития. У людей различается по уровню развития обонятельная, вкусовая и др. виды память». С. 229

«Процесс запоминания в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание , произвольное запоминание.

Запечатление - прочное и точное сохранение в  кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько  секунд». С. 221

«Непроизвольное запоминание - сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения».

«Ведущей формой запоминания у человека является произвольное».

«Заучивание - запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал. По отношению к исходному тексту различают заучивание дословное. Близкое к тексту и смысловое». С. 222

«Сохранение - более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте». С. 226

«Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание». С. 227. «Воспроизведение - воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала». «Различают несколько уровней воспроизведения».

«Узнавание-воспроизведение при опоре на восприятие объекта».

«Воспроизведение-воссоздание материала, не вызывающее затруднений и не требующее опоры на восприятие».

«Припоминание-воспроизведение, при котором в данный момент нет возможности вспомнить нужное, но есть уверенность, что оно запомнено». С.228

«Личностные особенности  памяти включают: индивидуальные для  каждого человека сочетания видов  памяти, особенности процессов запоминания и сохранения, типичные для каждого человека свойств памяти. Важной чертой является также профессиональная направленность памяти и её место в структуре психологических процессов и свойств личности». С.229. «зависимость  запоминания от средств предъявления (репрезентации) материала…образный материал дольше удерживается в долговременной памяти». С.225.

«зависимость  запоминания от логической структуры  материала». С.225.

«запоминая сложный  материал, его следует воспроизводить вслух». С.225.

  «Заучивание следует  распределять по времени. Продуктивнее возвратиться к материалу через 2-3 часа, чем читать подряд 2-3 раза». С.227.
7. В.В. Давыдов. Лекции по общей психологии: Учеб. Пособие  для студ. Высш. Учеб. Заведений. –  М: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.  «Общую функцию связи отдельных действий в целостную структуру выполняет такой психологический процесс, как пямять». С.113

«Память есть переход от одного действия к другому и крепление двух действий, благодаря памяти человек всегда сохраняет последовательность своих целей». С.116

«Существует деление памяти на механическую и смысловую.

Логическая, или  смысловая, память состоит в анализе  содержания того, что требуется запомнить». С.114

«Существует деление процессов памяти на кратковременную и долговременную».

«Кратковременная память - это сохранение какого-либо элемента ситуации на момент действия в этой ситуации, как только ситуация исчезла, действие построено – эти элементы ситуации как бы «стесываются», «смазываются».».

«Долговременная память - это сохранение каких-либо элементов ситуации после выполнения действия в ней». 

«Память иногда различают по типу материалов. Может быть зрительная память, слуховая память, память на осязание, двигательная память, эмоциональная память». С.115

 

«Виды памяти: узнавание и активное воспроизведение. Узнавание состоит в том, что вы относите к элементам своего пошлого опыта нечто непосредственно в восприятии».

«Активное воспроизведение предполагает конструирование элементов прошлого опыта в представлении, без непосредственного восприятия». С.115

«Механическая память-это особая форма соединения элементов нашей деятельности, при которой происходит ориентация на внешние особенности материала, без включения этого материала в смысл личностного целеполагания и анализа средств работы с ним». «Механическая память бывает вербальной, словесной памятью».

«Словесная память-это чистая память. Память, выражающая в прямом значении те 2 психологических момента, которые я отметил: сохранение из прошлого опыта всего того. Что входит в цель. И запоминание средств». С.119

«Смысловая память- всегда непроизвольная, содержательная память. Это память без механической задачи». С.120.

«Другие деления памяти на кратковременную и долговременную». С .121

«Кратковременная память- это память на данную цель вне связи её с какой-либо другой целью.

А длительная, долговременная память-это память личностная». С.123

«Процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение». «Память делят на 2 большие группы процессов: память произвольная и память непроизвольная».

«Произвольная память-это умение человека ставить специальную цель запомнить нечто».

«Непроизвольная память-это сохранение чего-то из прошлого опыта без постановки мнемической задачи». С. 114

«память сугубо индивидуальна. Почему? Потому что разные люди ставят себе разные цели по отношению к разным ситуациям. … А в зависимости от целей, определяемых интересами, один и тот же материал разными людьми будет запоминаться по-разному». С.117. «память, как  особый процесс соединения целей позволяет нам из прошлого опыта удержать то, что обеспечивает и постановку цели и её достижение». С.117.   «Иногда говорят, что механическое запоминание-это  плохо. Ничего подобного. «При отношении к таким знаниям, которые не входят в систему личностного целеполагания, которые не связаны с последовательным вычленением подцелей и отнесением подцелей к способам их достижения, при необходимости отчитаться происходит механическое запоминание». С. 119.
8. Петровский  А. В. Введение в психологию. – М: Издательский центр «Академия», 1995. – 496 с.        «Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности  запоминания и готовности к воспроизведению». С.194. «Если материал входит в содержание основной цели деятельности, он запоминается лучше…», «запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним». С.182   «Временное  забывание может быть вызвано  и запредельным торможением, которое  наступает вследствии перенапряжения соответствующих корковых клеток». С.192.
9. Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.-метод. Пособие к курсу  «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2001-276 с. «Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта». С.158. «Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов. Звуки, лица и т.д.»

«При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается словесный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и т.д.».

«При эмоциональном типе памяти. Прежде всего сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства». С.162.

«Память механическая – память, основана на повторении материала без его осмысления.

Память оперативная - вид памяти, определяющейся в ходе выполнения определенной деятельности.

Память смысловая - вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых  связей.

Память непроизвольная - запоминание без специальной  установки.

Память произвольная - память, основанная на запоминании со специальной установкой». С.158.

«В соответствии с целями деятельности, в которую включено запоминание, оно может быть: произвольным и непроизвольным». С.164

«Различают механическое и логическое запоминание». С.164 

«Процессом противоположным сохранению, является забывание».

«Формы воспроизведения:

Узнавание, которое  возникает при повторенном восприятии объекта;

Припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач;

Реминисценцию - как бы непроизвольное воспроизведение  давно, казалось бы забытого».

«В памяти людей  наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в  различной скорости запоминания, в  прочности сохранения, в легкости воспроизведения». С.161.

«индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены  и врожденными особенностями  и воспитанием. Индивидуальные особенности  памяти обуславливают и различные  типы памяти». С. 160.

 «сохранения  заученного материала обеспечивается : осмысленностью и прочностью запоминания, повторением». С.167.

«Наиболее благоприятные  результаты при распределенном повторении получаются тогда, когда перерывы в  заучивании не очень длительны». С.165.

«амнезия –  отсутствие памяти». С.158 «Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит о того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние». С. 167.
10. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ сост. И.Е. Рогов – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 448с. «под памятью  мы понимаем запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и  воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом преждних знаний,сведений, навыков.»

« Память - сложный  психический процесс, состоящий  из нескольких частных процессов, связанных  друг с другом». С.235.

«П. Линдсей и Д. Норман считают, что существуют 3 совершенно различных типа памяти, или 3 её системы: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память».

«Непосредственный отпечаток сенсорной информации. Это система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1 - 0,5 с.».

«Кратковременная память удерживает материал иного типа, нежели непосредственный отпечаток сенсорной информации. В данном случае удерживаемая мнформация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, не непосредственную интерпретацию этих событий».

«Долговременная память. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого». «Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти.  емкость первой названых систем памяти очень ограничена: первая состоит несколько десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения». «Емкость же долговременной памяти практически безгранична». «Все, что удерживается на протяжении более чем нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти». С 238-240.

«Отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материалов - на кратковременную, долговременную и оперативную». С. 245.

«Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных  движений и их систем».

«Эмоциональная  память - память на чувства».

«Образная память - пямять на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой».С.245.

«Содержание словесно-логической памяти являются наши мысли». С 246.

«В зависимости  от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью, в случаях, когда это целенаправленный процесс, говорят о произвольной памяти». С.246.

«В отличие  от долговременной памяти, для которой  характерно длительное сохранение материала  после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная  память характеризуется очень кратким  сохранением, о чем было сказано  выше».

«Понятием оперативная  память обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно  осуществляемые человеком актуальные действия, операции». С.247.

«Запоминание. Первоначальная форма запоминания - так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цеди, без использования каких-либо приемов». С. 248.

«От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное (преднамеренное) запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запоминания». С. 248.

«Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет  свои закономерности». «Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим». «Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое - в долговременной». «При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции, переработке». С.254.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или  в ошибочном узнавании и воспроизведении». С. 256.

«Узнавание и  воспроизведение. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его  восприятия и означает,что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личного впечатления или на основе словесных описаний». С.255.

«Воспроизведение  отличается от восприятия тем, что оно  осуществляется после него, вне его». «Воспроизведение оюраза объекта труднее, чем узнавание». С.255.

«Воспроизведение  может происходить в виде последовательного  припоминания, это - активный волевой  процесс». С.255.

«Память у людей  проявляется по-разному, отличается содержанием и объемом запечатленной  и хранимой информации». С.259.

«Различия касаются также силы памяти, скорости запоминания  и воспроизведения, прочности сохранения и точности воспроизведения». С.259.

«Индивидуальные различия памяти проявляются также  в том, на какой вид представлений  по преимуществу опирается человек при запоминании». С.260.

«если поставить  пред собой задачу [запомнить] и выполнить всё для её реализации, запоминание протекает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Большое значение при этом имеет постановка не только общей, но и более частных задач, специальных задач». С.248.

«осмысление материала  достигается разными приемами и  прежде всего выделением в изучаемом  материале главных мыслей и группированием их в виде плана». С. 251.

«Повторение –  важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками». С.251

«нарушение  памяти на текущие события». С.261.

«расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие». С.261.

«Полное заучивание при концентрированном способе  потребовало 24 повторения, а при распределенном способе – только 10, т.е. в 2.4 раза меньше». С.247

   


Информация о работе Психология памяти