Психология
публичного общения
Матвеева
Л.В.
Образ я:
- Самоуважение
- Самовосприятие
- Самооотношение
- Самопринятие
- Самооценка
- Уровень притязаний
- Уровень достижения
КТО Я?
|
Для себя |
Для других |
Идеальный я |
Плохой я |
1 |
красивая |
Веселая |
Способная |
Ленивая |
2 |
Вредная |
Вредная |
Активная |
Вредная |
3 |
Способная |
Общительная |
Целеустремленная |
Грубая |
4 |
Активная |
Открытая |
Уверенная |
Пофигистка |
5 |
веселая |
жизнерадостная |
обаятельная |
|
Риторика как наука о публичном
общении
Различные аспекты риторики как
науки и искусства публичного
общения:
- Риторика как теория и искусство речи
- Риторика как искусство мыслить
- Риторика как теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной итд
- Риторика как учение о речевом воспитании личности
- Риторика как учение о правилах и нормах ведения речи в разных видах словесности: бытовая и деловая речь в устной и письменной форме, основные виды диалогов, приемы ведения споров и дискурсов, ораторское красноречие, научная проза, речь массовой информации итд
Знаменитые
риторы, создатели теорий риторики
и искусства публичного общения
Древняя Греция и Рим: Платон, Аристотель,
Цицерон, Квинтилиан.
Основные формы
обучения искусству публичного общения:
- Занятия с учителем
- Учет природных дарований
- Подражание образцовым ораторам
- Анализ и разбор текстов
- Написание и произнесение тренировочных речей
- Требование философской образованности и знаний
Древняя Русь и Россия XVII-XVIII веков:
Ломоносов, Никольский, Мерзляков, Кошанский,
Зеленский
Средства приобретения
красноречия ( по Ломоносову):
- Природные дарования (телесные и духовные)
- Наука (правила, теория)
- Подражание ораторам
- Знание науки
Современные
рекомендации к овладению мастерством
публичного общения (Рождественский, Аннушкин,
Михальская, Волков):
- Создание позитивного образа оратора, обладающего личностными волевыми качествами, позитивно настроенного на аудиторию
- Тренировка публичных выступлений (харизма)
- Анализ собственных и чужих выступлений и текстов, их достоинств и недостатков
- Подражание хорошим публичным выступлениям как осмысленное речевое поведение
- Изучение законов и правил риторики как науки
- Знакомство с литературным и ораторским творчеством разных эпох и стилей
- Тренировка в регулярном написании текстов и произнесении речей
- Анализ и декламация (выразительное чтение) литературной и ораторской классики
- Занятия техникой речи
Сущность искусства публичного
общения
- Знание об особенностях взаимодействия мыслительной деятельности и речи
- Знание о речевых коммуникациях различных слоев общества
- Знание о технике и выразительных средствах речи
- Знание о способах воспитания и формирования личности, способной к продуктивной речевой деятельности
- Знание о способах достижения успеха в социальных коммуникациях
- Знание в области межкультурных коммуникаций
- Знание о современных средствах медиакоммуникаций.
Четырехуровневая структура коммуникативного
акта в публичном общении
Уровни анализа |
Особенности и хар-ка коммуникативного
акта |
Экологический |
- Ограниченная пространственная среда общения
- Одновременность коммуникативной активности партнеров по общению
- Спонтанность в организации общения
|
Когнитивный |
- Актуализация образа «я»
- Формирование образа партнера в процессе обмена информацией
- Порождение новой информации
- Восприятие, понимание и ассимиляция инф-ии
|
Эмоциональный |
- Формирование эмоциональной атмосферы общения
- Обмен состояниями и переживаниями
- Взаимная регуляция состояния по интенсивности и ритму
|
Поведенческий |
- Непосредственный контакт партнеров по общению
- Смена ролей, позиций и активности общения
- Регуляция сценария общения
|
Основные характеристики имиджа публичного
коммуникатора
Внешний облик человека:
сюда входит пол, возраст, особенности
конституции, национальная принадлежность
человека.
Особенности презентации человека
в обществе:
- Стиль одежды, цветовая гамма одежда, макияж, прическа, аксессуары, индивидуальность стиля (особые черты, отличающие человека от других)
- Индивидуальные особенности речи (тембр голоса, интонации, темп и ритм речи, звучность речи, особенности произношения и артикуляции.ю образность, активный словарный запас, логичность, паузирование и пр.)
- Индивидуальные особенности невербального сопровождения речи ( контакт глаз, мимика, жесты, позы, общий рисунок движений)
- Темперамент и общая экспрессивность человека.
Характеристиками
хорошего голоса согласно Л. Браун являются:
приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо
модулированный, низкого тембра, доверительный,
управляемый, теплый, мелодичный, заботливый,
уверенный, властный, дружеский, окрашенный
интонацией, выразительный, естественный,
богатый, наполненный, звучный, доброжелательный.
Особенности
когнитивного и коммуникативного стиля
выражаются через:
- Личную легенду, представляющую оратора аудитории- его происхождение, а также то, что подтверждает его право находиться здесь и сейчас перед аудиторией
- Миссию публичного оратора, дающую ответ на вопрос «зачем он нам нужен здесь и теперь?»
- Декларирование нравственно-этических принципов
- Декларирование нравственных принципов, которых придерживается публичный коммуникатор
- Демонстрацию мировоззренческой позиции как личной идеологии, убеждений и интересов
Структура публичного
выступления
Язык выступления.
Существуею три способа передачи инф-ии
в публичном выступлении: речь, образ и
поведение.
Схема публичного
выступления. Композицию речи составляют
8 частей:
- аргумент от личности
говорящего
- его внешний вид
- его просьба прослушать то, что будет
сказано
- пробуждение интереса через цитату, пример
или обращение к актуальному событию
- цель – я вам сейчас нужен