Психология публичного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 22:50, курс лекций

Описание

Риторика как наука о публичном общении. Знаменитые риторы, создатели теорий риторики и искусства публичного общения. Современные рекомендации к овладению мастерством публичного общения (Рождественский, Аннушкин, Михальская, Волков). Сущность искусства публичного общения. Четырехуровневая структура коммуникативного акта в публичном общении. Основные характеристики имиджа публичного коммуникатора.

Работа состоит из  1 файл

Психология публичного общения.docx

— 25.10 Кб (Скачать документ)

Психология  публичного общения

Матвеева  Л.В.

Образ я:

  • Самоуважение
  • Самовосприятие
  • Самооотношение
  • Самопринятие

 

  1. Самооценка
  2. Уровень притязаний
  3. Уровень достижения

 

КТО Я?

 

Для себя

Для других

Идеальный я

Плохой я

1

красивая

Веселая

Способная

Ленивая

2

Вредная

Вредная

Активная

Вредная

3

Способная

Общительная

Целеустремленная

Грубая

4

Активная

Открытая

Уверенная

Пофигистка

5

веселая

жизнерадостная

обаятельная

 

 

 

Риторика как наука о публичном  общении

Различные аспекты риторики как  науки и искусства публичного общения:

    1. Риторика как теория и искусство речи
    2. Риторика как искусство мыслить
    3. Риторика как теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной итд
    4. Риторика как учение о речевом воспитании личности
    5. Риторика как учение о правилах и нормах ведения речи в разных видах словесности: бытовая и деловая речь в устной и письменной форме, основные виды диалогов, приемы ведения споров и дискурсов, ораторское красноречие, научная проза, речь массовой информации итд

Знаменитые  риторы, создатели теорий риторики и искусства публичного общения

Древняя Греция и Рим: Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.

Основные формы  обучения искусству публичного общения:

  • Занятия с учителем
  • Учет природных дарований
  • Подражание образцовым ораторам
  • Анализ и разбор текстов
  • Написание и произнесение тренировочных речей
  • Требование философской образованности и знаний

Древняя Русь и Россия XVII-XVIII веков: Ломоносов, Никольский, Мерзляков, Кошанский, Зеленский

Средства приобретения красноречия ( по Ломоносову):

  • Природные дарования (телесные и духовные)
  • Наука (правила, теория)
  • Подражание ораторам
  • Знание науки

Современные рекомендации к овладению мастерством  публичного общения (Рождественский, Аннушкин, Михальская, Волков):

  1. Создание позитивного образа оратора, обладающего личностными волевыми качествами, позитивно настроенного на аудиторию
  2. Тренировка публичных выступлений (харизма)
  3. Анализ собственных и чужих выступлений и текстов, их достоинств и недостатков
  4. Подражание хорошим публичным выступлениям как осмысленное речевое поведение
  5. Изучение законов и правил риторики как науки
  6. Знакомство с литературным и ораторским творчеством разных эпох и стилей
  7. Тренировка в регулярном написании текстов и произнесении речей
  8. Анализ и декламация (выразительное чтение) литературной и ораторской классики
  9. Занятия техникой речи

Сущность искусства публичного общения

    • Знание об особенностях взаимодействия мыслительной деятельности и речи
    • Знание о речевых коммуникациях различных слоев общества
    • Знание о технике и выразительных средствах речи
    • Знание о способах воспитания и формирования личности, способной к продуктивной речевой деятельности
    • Знание о способах достижения успеха в социальных коммуникациях
    • Знание в области межкультурных коммуникаций
    • Знание о современных средствах медиакоммуникаций.

Четырехуровневая структура коммуникативного акта в публичном общении

Уровни анализа

Особенности и хар-ка коммуникативного акта

Экологический

  • Ограниченная пространственная среда общения
  • Одновременность коммуникативной активности партнеров по общению
  • Спонтанность в организации общения

Когнитивный

  • Актуализация образа «я»
  • Формирование образа партнера в процессе обмена информацией
  • Порождение новой информации
  • Восприятие, понимание и ассимиляция инф-ии

Эмоциональный

  • Формирование эмоциональной атмосферы общения
  • Обмен состояниями и переживаниями
  • Взаимная регуляция состояния по интенсивности и ритму

Поведенческий

  • Непосредственный контакт партнеров по общению
  • Смена ролей, позиций и активности общения
  • Регуляция сценария общения

 

Основные характеристики имиджа публичного коммуникатора

Внешний облик человека: 
сюда входит пол, возраст, особенности конституции, национальная принадлежность человека.

Особенности презентации человека в обществе:

  • Стиль одежды, цветовая гамма одежда, макияж, прическа, аксессуары, индивидуальность стиля (особые черты, отличающие человека от других)
  • Индивидуальные особенности речи (тембр голоса, интонации, темп и ритм речи, звучность речи, особенности произношения и артикуляции.ю образность, активный словарный запас, логичность, паузирование и пр.)
  • Индивидуальные особенности невербального сопровождения речи ( контакт глаз, мимика, жесты, позы, общий рисунок движений)
  • Темперамент и общая экспрессивность человека.

Характеристиками  хорошего голоса согласно Л. Браун являются: 
приятный, вибрирующий, спокойный, хорошо модулированный, низкого тембра, доверительный, управляемый, теплый, мелодичный, заботливый, уверенный, властный, дружеский, окрашенный интонацией, выразительный, естественный, богатый, наполненный, звучный, доброжелательный.

Особенности когнитивного и коммуникативного стиля  выражаются через:

    • Личную легенду, представляющую оратора аудитории- его происхождение, а также то, что подтверждает его право находиться здесь и сейчас перед аудиторией
    • Миссию публичного оратора, дающую ответ на вопрос «зачем он нам нужен здесь и теперь?»
    • Декларирование нравственно-этических принципов
    • Декларирование нравственных принципов, которых придерживается  публичный коммуникатор
    • Демонстрацию мировоззренческой позиции как личной идеологии, убеждений и интересов

Структура публичного выступления

Язык выступления. Существуею три способа передачи инф-ии в публичном выступлении: речь, образ и поведение.

Схема публичного выступления. Композицию речи составляют 8 частей:

      1. Обращение

- аргумент от личности  говорящего 
- его внешний вид 
- его просьба прослушать то, что будет сказано 
- пробуждение интереса через цитату, пример или обращение к актуальному событию 
- цель – я вам сейчас нужен


Информация о работе Психология публичного общения