Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:50, доклад
Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы (ребенок начинает реагировать на позу кормления), но в целом они развиваются позже.
Психология развития
ребёнка от рождения до 3-х лет
Развитие ребенка до 3-х лет можно разделить на: период младенчества (новорожденность, младенчество и кризис 1 года), период раннего возраста от 1 до 3 лет (кризис 3 лет).
Период младенчества
Новорожденность
– переходный этап. Кризис новорожденности.
Приспособление при помощи наследственно
закрепленных механизмов – система пищевых
рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные
рефлексы – защитные и ориентировочные.
К концу первого месяца появляются первые
условные рефлексы (ребенок начинает реагировать
на позу кормления), но в целом они развиваются
позже.
Психическая жизнь.
Мозг продолжает развиваться, он не вполне
сформирован, поэтому психическая
жизнь связана, главным образом
с подкорковыми центрами, а также недостаточно
зрелой корой. Ощущения новорожденного
недифференцированы и неразрывно слиты
с эмоциями, что дало возможность Л.С. Выготскому
говорить о «чувственных эмоциональных
состояниях или эмоционально подчеркнутых
состояниях ощущений». Важные события
– возникновение слухового (на 2 – 3 неделе)
и зрительного (3 – 5 неделя) сосредоточения.
Специфическая социальная ситуации развития
– беспомощность, биологическая связь
с матерью, зависимость от взрослого человека.
Примерно в 1 месяц – «комплекс оживления» – бурная эмоциональная реакция на появление матери, включающая улыбку, что означает первую социальную потребность – потребность в общении. Это знаменует новый психологический период. Начинается собственно младенчество.
Младенчество
Познавательное
развитие ребенка: восприятие – к 4 мес.
не просто видит, но уже смотрит, активно
реагирует на увиденное, двигается. Воспринимает
форму предметов, выделяет контур и другие
их элементы, способны ориентироваться
во многих параметрах объектов (движения,
контрасты и т.д.). Реагируют на цвет. Развивается
пространственное восприятие, в частности,
восприятие глубины. Для развития необходимо
удовлетворять его потребность в новых
впечатлениях, стараясь, чтобы окружающая
его обстановка не была однообразной,
неинтересной. Младенец имеет целостную
картину мира.
Движение и
действия. Движения рук, направленные
к предмету, ощупывание предмета по-являются
примерно на 4 месяце жизни. В 5 – 6 месяцев
хватает предмет, что требует
сложных зрительно-двигательной координации
– первое целенаправленное действие.
Развертываются цепи одинаковых, повторяющихся
действий, которые Ж. Пиаже назвал круговыми
реакциями. После 7 месяцев встречаются
«соотносящие» действия: вкладывает маленькие
предметы в большие, открывает и закрывает
крышки коробочек. После 10 месяцев появляются
первые функциональные действия, но они
еще не предметны (подражание взрослым).
Восприятие и
действие позволяют судить о первоначальных
формах наглядно-действенного мышления.
Усложняются познавательные задачи,
которые способен решить ребенок, сначала
только в плане восприятия, затем используя
двигательную активность.
Память. Первым
появляется узнавание. 4-месячный ребенок
отличает знакомое лицо от незнакомого.
После 8 месяцев появляется воспроизведение
– восстановление в памяти образа.
Эмоциональное
развитие. В первые 3 – 4 месяца. Проявляются
разнообразные эмоциональные
Речь. В первом полугодии формируется речевой слух. Гуление. Во втором полугодии – лепет, обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10 –20 слов, произносимых взрослыми, и сам произносит одно или несколько своих первых слов, сходных по звучанию со словами взрослой речи. С появлением первых слов начинается новый этап в психическом развитии ребенка.
Кризис 1 года
Переходный период
между младенчеством и ранним
детством. Всплеск самостоятельности,
появление аффективных реакций (когда
родители не понимают его желания).
Главное приобретение переходного периода
– автономная речь (Выготский). У младенца
своя логика, и его слова становятся многозначными
и ситуативными.
Итог. Ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить, речь ситуативна и многозначна. Познавательное и эмоциональное развитие основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослыми – центральном новообразовании данного возрастного периода. Становится биологически независим.
Ранний возраст
(от 1 года до 3 лет)
Следующий этап
– психологическое отделение
от матери – наступает уже в
раннем детстве. Это связано с
тем, что у ребенка не только возникают
новые физические возможности, но и интенсивно
развиваются психические функции, а к
концу периода появляются первоначальные
основы (зачатки) самосознания.
Развитие психических
функций. Сензитивный период к усвоению
речи.
Речь. К 3 годам
речь ребенка приобретает предметное
значение и в связи с этим появляются предметные
обобщения. Быстро растет активный и пассивный
словарь. К 3 годам ребенок понимает практически
все. Говорит 1000 – 1500 слов.
Восприятие. В
раннем возрасте развиваются другие
психические функции – восприятие, мышление,
память, внимание. Доминирует восприятие.
Это означает определенную зависимость
от него остальных психических процессов.
Поведение детей является полевым, импульсивным;
ничто из того, что лежит вне наглядной
ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок
вообще не может действовать без опоры
на восприятие. Элементарные формы воображения.
Маленький ребенок не способен что-то
выдумать, солгать. Восприятие аффективно
окрашено – импульсивное поведение. Наблюдаемые
предметы действительно «притягивают»
ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную
реакцию. Аффективный характер восприятия
приводит к сенсомоторному единству. Ребенок
видит вещь, она его привлекает и благодаря
этому начинает разворачиваться импульсивное
поведение – достать ее, что-то с ней сделать.
Память. В основном,
это узнавание, нет опоры на прошлый
опыт.
Действия и
мышление. Мышление в этот возрастной
период принято называть наглядно-действенным.
Оно основывается на восприятии и действиях,
осуществляемых ребенком. И хотя примерно
в 2-летнем возрасте у ребенка появляется
внутренний план действий, на протяжении
всего раннего детства важной основой
и источником интеллектуального развития
остается предметная Деятельность. В совместной
Деятельности со взрослым ребенок усваивает
способы действия с разнообразными предметами.
Мышление первоначально
проявляется в самом процессе
практической Деятельности, поэтому, как
считают отечественные психологи, оно
отстает от нее по общему уровню развития
и по составу операций. Совершенствуются
и сами предметные действия. Происходит
перенос освоенных действий в другие условия.
Ведущая Деятельность
в этот период – предметно-манипулятивная.
Ребенок не играет, а манипулирует предметами,
в том числе игрушками, сосредоточиваясь
на самих действиях с ними. Тем не менее,
в конце раннего возраста игра в своих
первоначальных формах все же появляется
игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская
игра, в которой используемые ребенком
предметы наделяются игровым смыслом.
Для развития игры важно появление символических
или замещающих действий.
Эмоциональное
развитие. Развитие психических функций
неотделимо от развития эмоционально-потребностной
сферы ребенка. Доминирующее в раннем
возрасте восприятие аффективно окрашено.
Ребенок эмоционально реагирует только
на то, что непосредственно воспринимает.
Желания ребенка неустойчивы и быстро
преходящи, он не может их контролировать
и сдерживать; ограничивают их только
наказания и поощрения взрослых. Все желания
обладают одинаковой силой: в раннем детстве
отсутствует соподчинение мотивов. Выбрать,
остановиться на чем-то одном ребенок
еще не может – он не в состоянии принять
решение.
Развитие эмоционально-
Кризис 3 лет
Один из наиболее
трудных моментов в жизни ребенка.
Это разрушение, пересмотр старой
системы социальных отношений, кризис
выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину.
Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается
установить с ними новые, более глубокие
отношения. Л.С. Выготский описывает 7 характеристик
кризиса 3 лет. Негативизм– негативная
реакция не на само действие, которое он
отказывается выполнять, а на требование
или просьбу взрослого. Главный мотив
действия – сделать наоборот.
Меняется мотивация
поведения ребенка. В 3 года он впервые
становится способен поступать вопреки
своему непосредственному желанию.
Поведение ребенка определяется не этим
желанием, а отношениями с другим, взрослым
человеком. Мотив поведения уже находится
вне ситуации, данной ребенку. Упрямство.
Это реакция ребенка, который настаивает
на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что он сам об этом сказал
взрослым и требует, чтобы с его мнением
считались. Строптивость. Она направлена
не против конкретного взрослого, а против
всей сложившейся в раннем детстве системы
отношений, против принятых в семье норм
воспитания.
Ярко проявляется
тенденция к самостоятельности: ребенок
хочет все делать и решать сам. В принципе
это положительное явление, но во время
кризиса гипертрофированная тенденция
к самостоятельности приводит к своеволию,
она часто неадекватна возможностям ребенка
и вызывает дополнительные конфликты
со взрослыми.
У некоторых
детей конфликты с родителями
становятся регулярными, они как
бы постоянно находятся в
Обесценивание.
3-летний ребенок может начать ругаться
(обесцениваются старые правила поведения),
отбросить или даже сломать любимую
игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются
старые привязанности к вещам) и
т.п. У ребенка изменяется отношение
к другим людям и к самому себе. Он психологически
отделяется от близких взрослых.
В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая Деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» - центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.
Информация о работе Психология развития ребенка от рождения до 3 лет