Психология сестринского дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:39, реферат

Описание

Труд медицинских работников, полный психического, морального и этического напряжения, принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека; работники здравоохранения - это одна из социальных групп населения, которая не только испытывает на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но и сталкивается с самыми разнообразными проблемами своих пациентов и их родственников, что в конечном итоге обуславливает значительную социально-психологическую нагрузку.

Содержание

Введение. 2
1. Психология сестринского дела 4
2. Психологические особенности выполнения сестринских манипуляций. 7
Заключение. 14
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА.doc

— 71.00 Кб (Скачать документ)

ПСИХОЛОГИЯ  СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

Оглавление

  • Введение. 2
  • 1. Психология сестринского дела 4
  • 2. Психологические особенности выполнения сестринских манипуляций. 7
  • Заключение. 14
  • Список литературы 15
  • Введение

Актуальность  темы.

Труд медицинских  работников, полный психического, морального и этического напряжения, принадлежит к числу наиболее сложных и ответственных видов деятельности человека; работники здравоохранения - это одна из социальных групп населения, которая не только испытывает на себе все реальные проблемы современной общественной жизни, но и сталкивается с самыми разнообразными проблемами своих пациентов и их родственников, что в конечном итоге обуславливает значительную социально-психологическую нагрузку.

Высокий уровень  нервно-психического напряжения в ряде профессий (в первую очередь, в хирургии, анестезиологии и реаниматологии, нейротравматологии, онкологии) подчеркивается многими исследователями, но не уточняется, а что как это отражается на самих медицинских работниках с учетом принятых в настоящее время подходов к оценке негативных эффектов социальной и медико-психологической рефлексии экстремальных ситуаций, которые особенно типичны для работающих в отделениях с высоким уровнем летальности (например, не оцениваются возможности развития проявлений посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у медицинского персонала; не рассматривается специфика их взаимоотношений с тяжелобольными и их родственниками, в том числе и с родственниками умерших пациентов, особенно с учетом происшедшей трансформации биоэтических подходов в медицине и новых форм организации медико-психологической и социальной помощи (появления в штатах лечебных учреждений клинических психологов / психотерапевтов, организации молитвенных мест в медицинских учреждениях, создания хосписов и т.д.), хотя современная трактовка здоровья индивида (в том числе врача, медицинской сестры) подразумевает его физическое, духовное и социальное благополучие.

Цель моей работы: изучить психологические особенности  сестринского процесса.

1. Психология  сестринского дела

Психологический аспект в работе медицинских сестер заключается в умении подойти  к каждому больному, найти ключ к его личности, создать контакт  с ним. Следовательно, чем выше уровень  психологической подготовки сестры, тем выше уровень ее работы в целом. В работе с больными большое значение имеет и личность сестры, и ее отношения с коллегами, и личность больного. Продуктивный стиль обращения с больными, умелое владение техникой психологической работы с пациентами уже сами по себе могут оказать исцеляющее действие. Невротические особенности личности медицинской сестры могут послужить источником отчужденности, непонимания больных. Психические факторы имеют большое значение в повседневной лечебной деятельности. Целью заботы медицинской сестры должно быть не только физическое здоровье больного, но и его психическая уравновешенность.

Одним из самых  важных умений, которыми должна обладать медицинская сестра, является умение понять больного. О личности больного может многое рассказать не только содержание его речи, но и мимика, жестикуляция, поза, стиль разговора. Необходимо такое понимание больного, которое основано на связях впечатлений и поведения больного с его заболеванием. Медицинский работник должен уметь вжиться, вчувствоваться в то, что волнует больного. Необходимым условием контакта с больным является умение выслушать его. Сестра должна слушать с интересом, адекватно реагируя на услышанное. Лучше поближе расположиться к больному, так как чем меньше расстояние между собеседниками, тем теснее и доверительнее контакт. Необходимо поощрять желание пациента высказаться о своих проблемах, опасениях, беспокойстве. В этом медицинской сестре могут помочь различные психологические навыки. Сестра должна принять свободную, располагающую к разговору позу, вовремя задать вопросы. Также располагают к разговору улыбка, одобрительный кивок головой. Доверительная беседа приносит больному значительное облегчение. Одной из самых главных задач в деятельности медицинской сестры является умение рассеять страхи, опасения больных, тревогу и чувство неуверенности. Для больного человека забота и внимание необходимы как физически, так и психически. Человек, желая выздороветь, ищет помощи, поддержки, заботы. Если больной не получает нужных ему эмоций и действий со стороны медицинской сестры, то он может стать обидчивым, замкнутым, испытать чувство неудовлетворенности, которое отрицательно сказывается на процессе лечения. Забота сестры заключается не только в ее действиях, но и в ее словах. Помимо содержания слов сестры, очень важно как их говорят, эмоциональная окраска речи. Терпение, вежливость и ласковость являются неотъемлемыми составляющими хорошего стиля работы. Такой подход, безусловно, помогает гораздо продуктивнее решить проблемы пациента. Подготовка больного, необходимые советы, направления его поведения, действий во время болезни оказывают нужную помощь.

Важным фактором в работе медицинских сестер является доверие больных и вера в свое выздоровление. Невнимательность, запаздывание сестры, неудовлетворенность просьб больного усугубляют у больного чувство беззащитности, беспомощности, зависимости.

Сестринский процесс должен включать в себя обсуждение с пациентом и его близкими всех возможных проблем, с которыми он может столкнуться вследствие своего заболевания, помощь в их решении, естественно в пределах сестринской компетенции. Общаясь с родственниками больных, внимательно их выслушивая, медицинский работник получает возможность рассеять их страхи, опасения, смягчить напряженность. Правильный подход к родным и близким больного способствует выздоровлению пациента. Медицинской сестре в ходе своей работы приходится осуществлять воспитательную и просветительскую деятельность. Сестра рассказывает больному о его болезни, о процессе лечения, о целесообразности тех процедур и манипуляций, которым он подвергается. При необходимости сестра обучает больного нужным манипуляциям, например, важно научить больного сахарным диабетом самому правильно делать себе инъекции инсулина. Перед обучением сестра должна определить способность пациента к обучению, желание обучаться. Также важно объяснить больному:

1) цель приема  назначенного лекарственного препарата; 

2) какие могут  быть побочные эффекты и как  поступить в случае их возникновения; 

3) время и  способ приема препарата; 

4) продолжительность лечения;

5) какие могут  быть последствия в случае  несоблюдения режима лечения. 

При определенных заболеваниях пациент должен постоянно  иметь при себе назначенный ему  лекарственный препарат, например, при некоторых заболеваниях сердца. В обязанности сестры входит обучение больного правилам хранения и приема этого лекарственного средства. Медицинская сестра разъясняет больному, какой образ жизни целесообразно вести при его заболевании, от каких привычек стоит отказаться, каких ограничений следует придерживаться. Так, заядлым альпинистам с тяжелым заболеванием сердца придется отказаться от своего увлечения. При этом сестра должна учитывать особенности личности больного, его деятельности, религиозных воззрений (если таковые имеются), местных обычаев. Сестра способствует осуществлению на практике здорового образа жизни.

Медицинская сестра способна и должна играть важную роль в лечебном процессе, в деле просвещения  и обучения больных самопомощи, искусству  жить со своим заболеванием.

2. Психологические  особенности выполнения сестринских манипуляций

Сестринское дело представляет собой диалог - межличностное  общение человека с человеком, медсестры  с пациентом. При госпитализации пациента, его переводе или выписке  из больницы, в процессе до- и послеоперационного ухода, обучения и подготовки пациента к различным процедурам медсестре необходимо уметь налаживать, поощрять и поддерживать соответствующее общение с пациентом.

У пациентов могут быть самые различные потребности  в общении. Они могут нуждаться  в совете, утешении, консультации или обычном разговоре. То, насколько медсестра способна удовлетворять эти потребности, зависит от ее навыков общения и опыта. Важно понимать, когда пациент нуждается в информации, социальном контакте или каком-то ином общении. Устанавливать эффективное общение нелегко, для этого требуются специальные навыки, умение слушать, задавать вопросы, поддерживать и проявлять теплоту и заботу. Коммуникация лежит в основе гуманистической сестринской помощи. Для того, чтобы понимать человека и общаться с ним, требуются уважение и вера в значимость, ценность, уникальность, доброту, силу этого человека, а также в его способность самому руководить своими действиями и признание его права на это. Однако сестринское дело - это больше, чем доброжелательное и технически грамотное оказание помощи. Это также ответственные, заботливые взаимоотношения и значимость этих взаимоотношений требует осмысленности, основанной на осознании самого себя и индивидуальности другого человека. Любая встреча медицинской сестры с пациентом имеет важное значение для установления и поддержания оптимального психологического контакта. Особенно важно психологически обосновано провести с пациентом первую встречу и беседу, с которой и начинается осуществление сестринского ухода. К первой встрече с пациентом необходимо готовиться и организовать ее обдуманно. Она имеет не только диагностическое значение, но важна как психотерапевтический фактор. Пациент должен увидеть внимательное отношение к себе и искреннее желание помочь ему.

Очень важно уметь выслушать пациента и отметить, что для него является самым важным, что впоследствии будет необходимо для постановки и формулировки внутренней картины болезни. В беседе следует избегать требовательности тона голоса и игнорирования жалоб. Отличительной чертой профессиональной деятельности медицинской сестры является насыщенный психологический фон, затрудняющий какую-либо технологическую регламентацию деятельности. Поэтому в каждом конкретном случае наиболее удобный способ избирается медицинской сестрой в зависимости от состояния пациента и ее профессионального опыта.

Психологический контакт  означает встречу одной личности с другой. Такая встреча волнует, в чем-то она неожиданна, содержит какую-то тайну. Если медсестра занимает строго ролевую позицию, не проявляя себя как личность, то установление психологического контакта будет затруднено, встреча не состоится и рассчитывать можно только на формально ролевое общение. Раскроются ли партнеры друг другу - зависит от того, насколько между ними успешно создается атмосфера доверия и безопасности. наличие психологического контакта между медсестрой и пациентом - одно из важнейших условий эффективного сотрудничества. Чтобы психологический контакт состоялся необходимо применять ряд психологических технологий:

1. Понимающее общение

ориентировано на установление и развитие контакта, положительных взаимоотношений  и на выявление точки зрения собеседника. В первую очередь, внимание обращается на внутреннюю «систему отчета» собеседника, а не на собственную: его критерии оценок, ценности, мотивы поведения, проблемы, образы, картину мира. Это необходимо для получения информации о том, как пациент сам себе представляет свою ситуацию, какие переживания испытывает в связи с этим, как прогнозирует свое будущее. Понимающее общение возможно только тогда, когда медсестра проявляет уважение к личности пациента и может не оценочно реагировать на его высказывания и эмоциональные состояния. Главное в психологическом контакте - увидеть другого таким, какой он есть, начать общаться с ним реальным, не пытаясь его «переделывать». Важно, чтобы медработник был в хорошей физической и психологической форме, постоянно рос как личность. Иначе свои психологические проблемы она будет переносить на общение с пациентом.

2. Отношение  к партнеру.

В процессе возникновения  контакта отношение к партнеру оценивается  как «нравиться - не нравиться». Оценка зависит: от партнера, от установок  и взглядов самого человека, мотивов  и эталонов. Реакция приятия или  неприятия проявляется в мимике, жестах, позе, взгляде: если человек вам нравиться, то ему легко общаться с вами, если - нет - ему придется преодолеть ваше отрицательное отношение. Чтобы добиться взаимного доверия, поддерживайте у себя установку на общение, доверяйте своему собеседнику. Если хотите добиться более высокого уровня доверия, старайтесь говорить на языке собеседника, умейте слушать, обратите внимание на ваше взаимное расположение в пространстве, дайте собеседнику подкрепление (имя, улыбка, комплимент).

3. Искусство  слушать собеседника.

Внимательное слушание способствует установление психологического контакт, снижает у партнера напряжение, поощряет сотрудничество. Если кто-то тебя внимательно слушает, значит, что тебя ценят, ты достоин внимания. Такие отношения вызывают положительные эмоции. Медсестра слушает внимательно, глядя на собеседника, ее поза свидетельствует об открытости, интересе, поощряет к разговору. Умение слушать требует дисциплины и затрат энергии. У слушающего могут возникнуть психологические барьеры, мешающие правильному, четкому восприятию информации:

-Отключение  внимания

-Предвзятое  слушанье

-Влияние слов  и фраз говорящего, которые обладают  негативным зарядом

-Затрагиваются  темы, которые эмоционально затрагивают  слушающего, возвращают его к  собственным проблемам

-Каждый человек придает словам собственный смысл - медсестра должна четко своими словами подвести итог услышанного и получить от пациента подтверждение или уточнение;

-Физиологические  барьеры: на процесс слушанья  влияет свойство слухового внимания, время, суток, усталость

-Внешние отвлекающие  моменты: собеседник говорит громко, плохая акустика, шум, некомфортная  температура, телефонные звонки, ограниченность времени, загрузка  по работе.

4. Пространственная  организация общения.

Самое важное при  разговоре, чтобы собеседники чувствовали себя комфортно. Если предпринимается попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону (0,5 м) без разрешения, как нельзя терпеть и этого по отношению к себе, без видимых на то оснований. В личную зону (0,5-1,2 м) мы допускаем тех, с кем охотно общаемся. Медсестра и пациент должны общаться в личной зоне. Сближаться нужно постепенно и согласованно. При выборе пространственной позиции необходимо учитывать, чтобы ваши глаза были на одном уровне с партнером.

5. Эмпатия.

Быть в состоянии  эмпатии - значит, на какое-то время  войти в мир другого. При этом сохраняется способность в любой  момент вернуться в свой реальный мир. Если такая способность теряется, и у медсестры возникает состояние, схожее эмоциональному состоянию пациента, то она теряет способность профессионально работать и ей самой потребуется психологическая помощь. Это может привести к различным видам психологических и неврологических заболеваний, вызванных эмоциональным напряжением.

6. Самовыражение.

Психологический контакт предполагает равноправие  психологических позиций партнеров. Если уважение, то взаимное, если доверие, то тоже взаимное. И взаимное право  выражать свои чувства. Чтобы психологический  контакт состоялся, медсестра должна научиться свободно выражать свое «Я» (в определенных границах). Это будет повышать уровень доверия пациентов к ней. Обычно открытому самовыражению мешают страхи: «Ко мне станут относиться хуже», «Меня раскритикую». Эти страхи вынуждают медсестру оставаться узницей закрытого чисто ролевого общения. Чтобы контакт был искренним, открытым с медсестрой, он должен видеть искренность и с ее стороны. Медсестра завоюет доверие пациента, демонстрируя свою аккуратность, пунктуальность, осведомленность о положении дел пациента, опыт, подготовленность, честность, способность работать в его интересах, свою энергичность, решимость, добиться поставленной цели.

Информация о работе Психология сестринского дела