Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 22:11, контрольная работа
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?
Результаты исследования позволили выделить два критических периода в развитии способности детей задавать вопросы при знакомстве с новым объектом. Первый критический период наблюдается в возрасте от 6 до 8 лет: если дошкольники отличаются чрезвычайно высокой любознательностью, то с переходом к школьному обучению значительная часть детей (20-25%) становятся пассивными; вместе с тем у 20-25% детей наблюдается резкое нарастание активности, а у большинства –50-60% - активность существенно колеблется в зависимости от условий общения и обучения. В этот период познавательные вопросы детей приобретают новое качество – поисковый характер: они направлены в основном на самостоятельное нахождение неизвестного.
В подростковом периоде (11-14 лет) вопросы приобретают структуру гипотез, носят исследовательский характер. К концу этого периода сужается содержательная широта вопросов, но появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени, имеющие личностный смысл: вопросы о смысле для человека неизвестных и открываемых явлений, о возможностях познания мира, прогнозирования будущего, о месте человека во Вселенной, о смысле жизни.
В этот критический период происходит дальнейшая дифференциация детей по их активности в постановке исследовательских вопросов, вопросов-гипотез. Высокий уровень активности в постановке таких вопросов наблюдается у небольшой части школьников (10-15%), значительная же часть (40%) характеризуется пассивностью.
К концу подросткового возраста четко выделяются два крайних полюса активности в постановке вопросов, проблем, построении догадок – проблемный (творческий) и непроблемный (нетворческий). Подростки с проблемным типом активности обнаруживают в ситуации неопределенности большие способности к самостоятельному порождению задач, вопросов, проблем и поиск их решения. Они отличаются высокой способностью включаться в поставленные проблемы, возвращаться к ним по мере дальнейшего опыта исследования.
В дальнейшем, в период от15 до 20 лет, эти различия между людьми не сглаживаются, а имеют тенденцию нарастать.
3. Проблемы одаренных детей
Среди многих психолого-педагогических проблем творческой одаренности ребенка в качестве приоритетной можно обозначить проблему реализации творческих потенциалов личности.
Актуальность обозначенной проблемы обуславливают три феномена. Во-первых, феномен “снятия” одаренности по мере взросления, когда яркие способности оказываются лишь возрастной особенностью и ослабевают с возрастом. Во-вторых, феномен личностной деградации, перерождения творческой судьбы (акцентуация, наркомания, алкоголизм и т.п.). в-третьих, феномен неполной реализации творческого потенциала в силу внешних неблагоприятных обстоятельств.
Очень важная проблема – выявление одаренных детей. Во-первых, потому, что в семье на ранних этапах развития такие дети в большинстве случаев остаются по меньшей мере, непонятыми, а нередко реакция родителей на активные познавательные способности ребенка бывает негативной. Установка, характерная для бытового сознания, - видеть своего ребенка таким, как все. Во-вторых, активные творческие способности сочетаются у детей с повышенной нервно-психической возбудимостью, которая проявляется в неусидчивости, нарушениях аппетита, сна, легко возникающих головных болях и т.п. Несвоевременная медико-психологическая коррекция этих проявлений приводит к развитию неврозов и ряда психосоматических заболеваний. В третьих, одаренные дети, попадая в школьные коллективы, где у большинства их сверстников средние способности, чувствуют явную или скрытую недоброжелательность и недоверие со стороны окружающих. В результате у одаренных детей формируется стремление не выделяться, не выглядеть ““белой вороной” и их творческие возможности со временем нивелируются. [Ж.Брюно] “Усреднение” одаренного ребенка, снижение общего интеллектуального и творческого потенциала сопровождается наличием выраженных невротических явлений, так называемым “синдромом бывшего вундеркинда”. Ощущение творческой несостоятельности, “зацикленность” на прошлом и часто болезненные амбиции входят в этот синдром, что, в свою очередь, является причиной невротического и даже психопатического развития личности.
Исследования П.Торренса показали, что одаренные дети быстро проходят начальные уровни развития интеллекта и оказывают сопротивление всем видам нетворческих работ. Это создает массу проблем, оценивается учителями как упрямство, лень или глупость. Невысокий психологический уровень подготовки учителя для работ с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении приводит к тому, что, оценивая своих подопечных, учителя отмечают в них демонстративность, желание все делать по-своему, истеричность, неумение следовать принятым образцам. Среди учителей бытует мнение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи. Сложность состоит и в низком уровне подготовки учителей, не способных работать с одаренным ребенком, и в недостатках программ и психологических знаний у учителей.
Кроме того, оригинальность творческого мышления часто оценивается окружающими как отклонение. Одаренным детям приходится около 2/3 времени в школе проводить впустую, проявляя “интеллектуальный саботаж”. Одаренные дети намного быстрее своих сверстников проходят начальные уровни социальной адаптации (послушание и примерное поведение, ориентированное на получение положительной оценки взрослых); в подростковом возрасте они часто как бы минуют фазу детского конформизма и оказывают сопротивление стандартным правилам, групповым нормам и внутригрупповым ориентациям на авторитарных лидеров.
Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям.
Лета Холлингуорт внесла большой вклад в понимание проблем адаптации, стоящих перед одаренными детьми.
1. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
3. Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
4. Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
6. Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
7. Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
4. Работа психолога с одаренными детьми
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе.
Программа работы практического психолога с одаренными детьми
Программа позволяет практическому психологу вести работу с одаренными детьми на всех этапах развития: в дошкольном возрасте, школьном, юношеском.
1. Развитие одаренных детей в семье
Цель: обеспечить психологическую подготовку родителей и воспитателей, необходимую для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Реализация: подготовить консультативные материалы для родителей об одаренных детях и их воспитании; регулярно представлять психологические материалы в печати, в TV и радиопрограммах.
.2. Развитие одаренных детей в дошкольных учреждениях
Цель: обеспечить психологическую подготовку дошкольных учреждений к выявлению и психологической помощи одаренным детям и их родителям.
Реализация: обеспечить дошкольные учреждения творческими играми, а также специальными учебными материалами, предназначенными для развития любознательности и исследовательской активности дошкольников.
Разработать методики для выявления творческого потенциала детей всех групп детского сада.
Способствовать выявлению и развитию специальной одаренности (музыкальной, художественной, математической и т.д.).
Разработать программу для педагогических училищ по работе с одаренными и талантливыми детьми.
3. Развитие одаренного ребенка в начальной школе
Цель: обеспечить психологическую подготовку учителей начальных классов к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми.
Реализация: на этапе поступления в школу выявить не только готовность ребенка к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и способности.
Разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие закрепление и развитие творческой одаренности и специальных способностей детей.
Определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей.
Способствовать проявлению и самореализации широкого спектра его увлечений.
Совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и в семье.
Проводить уроки творчества для одаренных детей.
4. Развитие одаренных подростков
Цель: обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Реализация: выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации.
Проведение для подростков факультативов “Психология творчества” и “Психология творческой личности”.
Организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, клубах, библиотеках, музеях и др.
Психологическое консультирование учащихся.
5. Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения
Цель: развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Реализация: выявление одаренных и талантливых школьников по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, ВУЗах, научно-исследовательских и других учебных заведениях.
Развитие и воспитание талантливых учащихся в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов.
Разработка и проведение факультативов “Творческая личность”, “Научное творчество”, “Техническое творчество”, “Художественное творчество”, “Лидерство” и др.
.6. Развитие одаренных детей в среднем специальном образовании
Цель: развитие профессиональных видов творчества на основе специальных способностей учащихся, профессиональных интересов, преобладающих стилей мышления, особенностей личности.
Реализация: выявление талантливых учащихся, их индивидуальных способностей, склонностей и профессиональных интересов на основе творческих работ и участия в конкурсах, выставках и др.
Реализация специальных учебных курсов “Творчество в моей профессии”.
7. Высшее образование
Цель: развитие и реализация способностей одаренных студентов на основе творческого профиля специальности.
Реализация: развитие исследовательских навыков на основе участия в исследовательских проектах и конкурсах.
Проведение творческой работы в научных спецсеминарах.
Осуществление индивидуальной работы с научными руководителями при кафедрах и лабораториях.
Включение в работу научных школ.
Программы работы с одаренными детьми
Рассмотрим 3 концептуальные модели обучения одаренных детей: “Свободный класс” Гилфорда, “Три вида обогащения учебной программы” Рензулли и “Таксономия целей обучения” Блума.
1. “Свободный класс”. Система свободных, не организуемых жестко занятий предполагает эффективное использование учебного времени, помещения и учебной программы. Она ориентирует преподавательский состав на максимально внимательное отношение к каждому ребенку. Она дает возможность заниматься самостоятельными поисками и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая предметы изучения в соответствии со своими интересами. При этом новом подходе руководство процессом обучения уже осуществляется не только учителем, но и учениками. Дети в таких классах не стеснены возрастными рамками и другими ограничениями, которые накладывает традиционная учебная программа.
Информация о работе Психология социальной работы с одаренными детьми