Психология, социология, государственное и муниципальное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:11, курсовая работа

Описание

Возрастание в социологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга при расхождении позиции, определения собственной точки зрения в отношении противоположности. Это, естественно, обусловливало ослабление бихевиористской традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к исследованию собственно психологических процессов и сведение всего жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению ( по аналогии с реакциями животных).

Содержание

Введение………………………………………………………………. …...…3
Глава 1. Символический интеракционизм ……………….……………..….4
Глава 2. Создание основ теории «Я»……..……………………………..…..5
Теория Чарльза Кули …………………………………..................7
Теория Дж. Мида ……………………………………….……........9
Глава 3. Другие теории символического интеракционизма………............14
Вывод…………………………………………………………………………18
Список использованной литературы ……

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 50.74 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию 

         МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

         УНИВЕРСИТЕТ  ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

 

Государственное и муниципальное управление

"Психология, социология, государственное и муниципальное  управление"

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Символический интеракционизм в социологии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
          Выполнила: Студент 1курса
          Плыкина Татьяна Группа ГГУ-114
          Научный руководитель: [должность преподавателя]

          [Ф.И.О.]

Москва

2011

 

 

Содержание

 
 
 

                                                                                                               Стр.

Введение………………………………………………………………. …...…3

Глава 1.  Символический интеракционизм ……………….……………..….4

Глава 2.  Создание основ теории «Я»……..……………………………..…..5

Теория  Чарльза Кули …………………………………..................7

Теория  Дж. Мида ……………………………………….……........9

Глава 3. Другие теории символического интеракционизма………............14

Вывод…………………………………………………………………………18

Список  использованной литературы …………………………….....…..….19

                                              Введение
Возрастание в социологии интереса к проблеме коммуникации актуализировало, в частности, вопросы понимания друг друга  при расхождении позиции, определения  собственной точки зрения в отношении  противоположности. Это, естественно, обусловливало ослабление бихевиористской  традиции, для которой характерно нигилистическое отношение к  исследованию собственно психологических  процессов и сведение  всего  жизненного проявления человека лишь к внешне наблюдаемому поведению ( по аналогии с  реакциями животных). В отличие от бихевиористов  и  фрейдистов формируется «Третья  сила» - интеракционистское направление, обратившееся к целостному человеческому  «Я»  и его личностному самоопределению  в микросоциальном окружение.
      Как широкая теория, символический  интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид  воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических  интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

Символический интеракционизм.

       В первые десятилетия нашего  века изучение Я - концепции  временно переместилось из традиционного  русла психологии в область  социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) — система представлений  человека о самом себе. Формирование         Я–   концепции человека происходит  при накоплении опыта решения  жизненных задач и при оценивании  их со стороны других людей,  прежде всего родителей. Основными  источниками Я– концепции выступают:

   1. Сравнение себя с другими 
   2. Свидетельства восприятия другими 
   3. Оценка результатов деятельности 
   4. Переживание внутренних состояний 
   5. Восприятие своего внешнего облика

Главными  теоретиками здесь стали Кули и Мид - представители символического интеракционизма. Ими был предложен  новый взгляд на индивида - рассмотрение его в рамках социального взаимодействия.

Символический интеракционизм опирается на три  основные посылки: 

Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в  зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

Во-вторых, эти  значения (способ связи явления и  символа)   выступают продуктом  социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.

 

И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального  восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание  первого неразрывно связано со столь  же глубоким пониманием второго - в  том, что касается их взаимозависимого отношения.

Создание  основ теории «Я».

       Уильям Джемс (1842-1910) американский  философ и психолог, первым из  психологов начал разрабатывать  проблематику «Я» -концепции.  Глобальное, личностное «Я» (Self) он  рассматривал как двойственное  образование, в котором соединяются  «Я» -сознающее (I) и «Я» -как  - объект (Me). Это - две стороны одной  целостности, всегда существующие  одновременно. Одна из них являет  собой чистый опыт («Я» - сознающее), а другая - содержание этого опыта  («Я» - как -объект). Это различие  ясно зафиксировано в языке,  поэтому говорить, что человек,  с одной стороны, обладает сознанием,  а с другой - осознает самого  себя как один из элементов  действительности, - значит сложно  объяснить очевидную вещь Яд  подобное различение, но так просто  учесть в психологической теории, поскольку всякий рефлексивный  акт предполагает идентификацию  «Я» - как -объекта и в то  же самое время устанавливает  нерасторжимую связь познаваемого  и познающего: одно без другого  в данном случае немыслим? Поэтому  личностное «Я» - это всегда  одновременно и  «Я» -сознающее,  и «Я»- как -объект. Невозможно  представить себе сознание, лишенное  содержания, как  содержание психических  процессов, существующее в отрыве  от сознания. Всякий опыт психической  жизни человека связан с переживанием  какого-то содержания. Прекрасно  понимая это. Джемс использовал  зафиксированные в языке структуры  для того, чтобы различить познаваемое  и познающего как разные аспекты  единого интегрального «Я», то  есть самой личности. Таким образом,  то, что предложено Джемсом, является  обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного  «Я». По мысли Джемса, «Я» -как  -объект - это все то, что человек  может назвать своим. В этой  области Джемс выделяет четыре  составляющие и располагает их  в порядке значимости: духовное  «Я», материальное «Я», социальное  «Я» и физическое «Я».  Постулат  Уильяма Джемса. В развитом обществе  человек имеет возможность выбора  целей. Мы может сами устанавливать  себе цели, связанные с различными  компонентами нашего «Я», и  оценивать успешность наших жизненных  проявлений относительно этих  целей. Из этого и вытекает "постулат Джемса": наша самооценка  зависит от того, кем мы хотели  бы стать, какое положение хотели  бы занять в этом мире; это  служит точкой отсчета в оценке  нами собственных успехов или  неудача. Наверное, всем людям  свойственно стремление максимально  развить всевозможные грани своего  «Я», однако ограниченность способностей  человека, ограниченность его существования  в пространстве и во времени  в принципе заставляют каждого  подходить реалистически - выбирать  лишь отдельные аспекты личностного  развития и ставить по отношению  к ним конечные цели, с достижением  которых человек связывает свой  жизненный успех. Коль скоро  такой выбор сделан, самооценка  отсчитывается уже относительно  притязаний: она повышается, если  они реализуются, и понижается, если человеку не удается их  реализовать. 

   Например, когда человек, считающий  себя первоклассным теннисистом,  проигрывает подряд целый ряд  матчей, перед ним открывается  несколько возможностей:

 а)  каким-то образом объяснить свои  поражения, прибегнув к рационализации,

 б)  снизить уровень своих притязаний;

 в)  заняться другой деятельностью,  которая обещает принести больший  успех. 

В конечном счете, мы сами создаем свои притязания и связываем их с определенными  уровнями личностного развития. То, что для одного является безусловным  успехом, другой воспринимает как неудачу.

       Из этих теоретических рассуждений  вытекает один довольно проблематичный  вывод, а именно: быть лучшим  в какой-то области автоматически  означает высокую самооценку  для данного индивида. Однако  есть профессии, которые в обществе  котируются не слишком высоко. Например, человек, считающий себя  самым квалифицированным мусорщиком, вряд ли имеет при этом высокую  самооценку. Как бы то ни было, Джемсу принадлежит первая и  весьма глубокая концепция личностного  «Я», рассматриваемого в контексте  самопознания; он выдвинул гипотезу  о двойственной природе интегрального  «Я»; многие его формулировки, касающиеся дескриптивной, оценочной  и эмоциональной категориальности  «Я», предвосхитили развитые впоследствии  представления о «Я»-концепции. 

Чарльз  Кули.

 

Чарльз  Хортон Кули(1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.  
Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.  
Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.  
Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.  
"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.  
Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.  
Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений". 

Они признаются в качестве социальных факторов и  выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".

    Джордж  Мид.

 

Мид Джордж Герберт (1863-1931) - американский социолог и социальный психолог, подлинный  основатель символического интеракционизма. Мид был известен при жизни  как талантливый лектор, автор  множества статей. Посмертное издание  и переиздание его лекций и  статей, а также фундаментальной  работы “Разум, самость и общество” (1934 г.) принесли ему мировую славу.  разработал теорию, в которой объясняется  сущность процесса восприятия индивидом  других личностей и развита концепция  «обобщенного другого», в известной  степени дополняющая и развивающая  теорию «зеркального Я». В соответствии с концепцией "зеркального Я" Кули, Мид считал, что становление  человеческого Я как целостного психического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий "внутри" индивида социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я - сознающее и Я-как-объект. Далее Мид предположил, что через  усвоение культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек  способен предсказывать как поведение  другого человекам так и то, как этот другой человек предсказывает  наше собственное поведение.

      Мид полагал, что самоопределение  человека как носителя тон  или иной роли осуществляется  путем осознания и принятия  тех представлений, которые существуют  у других людей относительно  этого человека. В результате  в сознании человека возникает  то, что Мид называл термином Ме понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть «обобщенным (генерализованным) другим», иными словами, то, как выглядят в глазах других «Я- как -объект». Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны. 

Информация о работе Психология, социология, государственное и муниципальное управление