Психология спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 16:55, доклад

Описание

Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Он не только обеспечивает всестороннее физическое развитие человека, но и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.
Современный спорт как в организационном плане, так и по сложности подготовки спортсменов безусловно является высокопрофессиональной деятельностью и со стороны тренерского состава, и со стороны самих спортсменов.
Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки в избранном виде спорта.

Работа состоит из  1 файл

реферат психология спорта.doc

— 72.50 Кб (Скачать документ)

               В психологии спорта все эти  методы получили свою специфику  в связи с характером исследовательских  задач, стоящих перед этой специальной областью психологической науки. Следует отметить, что в психологии спорта особое значение приобрели: 1) массовые психологические исследования личности и деятельности спортсменов в целях получения сравнительных данных, характеризующих специальные требования, предъявляемые спортсмену различными видами спорта или формами спортивных занятий; 2) исследования диагностического характера, имеющие своей задачей определения уровней развития у спортсмена тех или других функций и способностей в целях прогнозирования спортивных результатов. Психологи спорта, работающие в различных исследовательских учреждениях, много делают для того, чтобы разработать единые методики исследования, сконструировать соответствующую научную аппаратуру. Вместе с тем большое значение приобретает и унификация  программ психологических исследований в области спорта. Эти исследования предпринимаются: а) для психологического анализа отдельных видов спорта (составление психограммы данного вида спорта); б) для анализа индивидуальных психологических особенностей личности спортсмена (составление психологической характеристики спортсмена, его индивидуального психологического профиля).   Получаемые в результате  эти исследований данные приобретают научное значение позволяющие получить сопоставимые данные. 

                                   6. Перспективность.

               В развитии спорта условно  можно выделить 2 этапа. 

  1-й (20-е  – 50-е годы) – зарождение и  становление психологии спорта  как специальной области психологических  знаний, по своему содержанию – описательно-объяснительный период с тенденцией выхода в практику спорта.

2-й этап (60-е  – 80-е годы) – последовательно  нарастающее, интенсивное развитие  психологии спорта, по содержанию  – объяснительно-практический период.

                На вопрос «как живёшь и как работаешь» спортивному психологу-практику хотелось бы ответить: «Замечательно! Везде и всем нужен» Но…! Редко можно встретить психолога в сборных командах страны, а тем более в иного уровня. Их вовсе нет в физкультурных коллективах. Их обычно избегают тренеры и администраторы. Их число в России примерно в 20 раз меньше, чем в других развитых странах. Нет положения об оплате труда психолога команды. Даже само понятие «спортивный психолог» утвердился лишь на факультете психологии ЛГУ. И всё-таки наперекор судьбы они есть. Из 10 тысяч психологов страны психологов спорта примерно 200. А спортивных психологов-практиков лишь десятки.

               Но учённые считают что развитие  психологии спорта - бедующее за  психологами-практиками.

Сближающийся уровень физической, технической, тактической подготовки разных спортсменов выдвигает на первый план их психологическую подготовку. Ведь разрыв в секундах, сантиметрах, граммах, очках, баллах у спортсменов, претендующих на победу сократился до минимума. Поэтому сегодня, а тем более завтра побеждать будет тот спортсмен, который лучше подготовлен психологически: лучше умеет управлять своими переживаниями, мыслями, движениями, поведением, лучше умеет в напряжённых условиях тренировок и соревнований раскрыть свои психические резервы.

             Надо полагать, что в недалёком  будущем разрушаются стереотипные  представления тренеров и спортсменов  о  психологии спорта как  науке, о роли психолога-практика  в команде.

             Надо надеется, что вскоре будет  утверждён официальный статус спортивного психолога-практика и наряду с другими широкими правами предусмотрено заключение прямых хозрасчётных договоров о сотрудничестве между психологами, психологическими лабораториями и спортивными клубами.

           Произойдут, безусловно, изменения и в подготовке кадров спортивных психологов, их будут учить практической работе со спортсменами,  в том числе и со спортсменами высокого класса. А для этого необходимо обобщить опыт практических психологов.    

                                7. Возможность практических применений

                 В довореволюционной России специальных  исследований в области 

психологии физического  воспитания  не проводилось. Начало таких исследований относится к  первым годам советской власти и  связано с учреждением специальных высших учебных заведений по подготовке кадров для физической культуры и спорта. На необходимость научной разработки психологических основ физических упражнений указывал ещё П.Ф. Лесгафт («Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», 1901) Он рассматривал физическое воспитание («физическое образование») как один из важнейших разделов педагогической работы, призванной содействовать осуществлению общих задач школы в деле всестороннего воспитания детей – «будить мысль, содействовать развитию понятия о личности и научить владеть и управлять своим телом, проверять свои мысли и самостоятельно проявляться. В процессе физического воспитания ребенок приучается владеть собой, у него развивается мышление и воля, энергичность. Особо важную роль играет физическое воспитание в развитии зрительных, осязательных, мышечно-двигательных ощущений, а также восприятие пространства и времени. «Органы чувств, - писал П.Ф.Лесгафт, - имеют непосредственное отношение к сознательной деятельности человека.    
 
 
 

                           

    
 
 

                

                

                

          
 
 
 
 
 
 
 
 

                
 

                   Список использованной литературы:

  1. Психология- физкультура и спорт.

    Под ред. П.А. Рудика

    Москва  «физкультура и спорт» 1974

  1. Занимательная психология спорта

    Д.Я. Богданова

    Москва  «физкультура и спорт» 1993

  1. Психология спортсмена

    Гордон  Уэнрайт

    Москва 2003  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                             ЮУрГУ

 
 
 
 
 

 
 
 
 

    На  тему: Психология спорта 
     
     
     
     
     
     
     

                 Выполнил: Иванова Таня. П-140

                                                 

                             Проверил: Морозова Ю.В.  
     
     

        


Информация о работе Психология спорта