Психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 15:11, контрольная работа

Описание

В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

Содержание

Психология и труд 3
Профессиональная деятельность человека 8
Основы экономической психологии 11
Список литературы 15

Работа состоит из  1 файл

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА.doc

— 77.00 Кб (Скачать документ)

 

  

  СОДЕРЖАНИЕ    
       
  Психология  и труд   3
  Профессиональная  деятельность человека   8
  Основы  экономической психологии   11
  Список  литературы   15

 

   ПСИХОЛОГИЯ И ТРУД 

  В современном обществе возрастает роль психологических знаний о трудовой деятельности человека в связи с особенностями социально-экономического и технического развития всех сфер и форм нашей жизни, увеличением сложности, ответственности и опасности многих видов труда, повышением требований к уровню функциональных резервов человека при выполнении профессиональных задач.

  Знания  психологических закономерностей  трудовой деятельности, возможностей и ограничений человека в реализации трудовых задач, законов взаимной адаптации  человека и орудий труда являются целью и предметом научно-практической дисциплины «психология трудовой деятельности». Психология трудовой деятельности — это отрасль психологической науки, изучающая условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

  Основными задачами психологии трудовой деятельности являются изучение и разработка практических рекомендаций по следующим проблемам: 
1) психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и т. д.);

  2) влияние индивидуально-психологических  особенностей человека на эффективность,  надежность, безопасность труда;

  3) психологические закономерности  формирования профессиональной  пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);

  4) функциональные состояния субъекта  труда (утомление, эмоциональное  напряжение, стресс, монотония и  др.) и методы их диагностики,  профилактики и коррекции;

  5) психологические закономерности  взаимодействия человека и техники;

  6) инженерно-психологическое обеспечение  (проектирование, оценка) процесса создания  и эксплуатации новой техники и т. д.

  Психология  трудовой деятельности занимается не только изучением и обоснованием путей, методов и средств совершенствования деятельности, но также исследованием фундаментальных явлений психики человека (формирование субъекта труда, механизмы регуляции состояний, роль личностных особенностей в трудовом поведении, формирование профессиональных способностей и т. д.).

  Труд, профессия, специальность. Труд — это целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека. Труд является одним из основных видов осознанной активности человека, которая служит средством и способом его самореализации в личной и общественной жизни, общения, познания себя и окружающего мира, развития себя как личности, самоутверждения, создания материальных и духовных ценностей и личного достатка. Достижение указанных целей труда обеспечивается следующими его функциями (рис. 23-1).

  Реализация  функций труда требует создания определенных предпосылок для его  успешной реализации:

  1) отбор людей, наиболее пригодных для конкретной деятельности;

  2) профессиональная подготовка;

  3) рациональные условия и организация трудового процесса;

  4) удобство и эффективность орудий труда;

  5) адекватность возможностей человека  рабочим нагрузкам;

  6) система безопасности труда, сохранения  профессионального здоровья и  долголетия, психологической поддержки работоспособности.

  Труд (его содержание, условия, цели) должен способствовать развитию личности человека, приносить ему радость и удовлетворение достигнутыми результатами. В психологии является доказанным и приобрело силу аксиомы утверждение, чти «психика человека проявляется и формируется в деятельности. Развитие личности... происходит не в любой деятельности, но в нормально напряженной за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности...» (Климов Е. А., 1996). Труд — это процесс реализации человеческих ресурсов в области психологических, физиологических, профессиональных и других функциональных возможностей человека, величина которых неодинакова у разных людей и меняется в зависимости от возраста, профессиональной подготовленности, состояния здоровья и т. д.

  Решение многих прикладных задач по совершенствованию трудовой деятельности, а также изучение фундаментальных явлений психической активности человека связаны с необходимостью рассмотрения особенностей взаимосвязи различных компонентов структуры трудовой деятельности (рис. 23-2).

  Представленная  на рисунке схема совокупного  субъекта трудовой деятельности носит  название эрготической системы (от греч. ????? — работа).

  Особенности конкретной профессии отражают содержание определенной трудовой деятельности, хотя ее элементы могут быть присущи и другим профессиям, а само содержание понятия профессия не сводится только к характеристике сущности данной деятельности. Профессия — это совокупность форм деятельности, объединенных родственными особенностями объекта, содержания, средств, организации, результата труда и требованиями к подготовке субъекта труда. В этом понятии отражены разные уровни и различные стороны конкретных видов трудовой деятельности:

  1) объект и предмет труда, его  содержание, условия и организация;

  2) целевая функция и характер результата труда;

  3) особенности субъекта труда —  его знания, навыки, умения, способности;

  4) экономические и социальные стороны  — трудоустройство, удовлетворение  материальных потребностей, утверждение социального статуса;

  5) вид деятельности, характерный для совокупности людей, объединенных единой направленностью, занятых в единой предметной области.

  Специальность — это конкретная форма деятельности, которая характеризуется специфическими особенностями целей, процесса, средств труда и профессиональной подготовки субъекта труда. Понятие «специальность» обычно используется для характеристики относительно частного и более конкретного вида деятельности (внутри профессии), что отражает возможность более или менее дробного разделения труда (например, профессия — врач, специальность — терапевт, хирург, окулист и т. д.).

  Развитие  психологической системы деятельности происходит как в процессе профессиональной подготовки субъекта труда, так и  при последующем становлении  профессионала, его совершенствовании. Формирование этой системы означает включение в процесс освоения деятельности профессионально значимых для нее функциональных блоков субъекта, их опредмечивание (наполнение предметным содержанием), ориентация на реализацию конкретных рабочих функций, а также установление и закрепление взаимосвязей между отдельными блоками. представлена структурная схема функциональных блоков психологической системы деятельности. Она включает:

  1) мотивы деятельности, ее побудительные  силы (материальные, познавательные, эстетические и т. д.);

  2) цели деятельности, которые формируют  ее содержание и выражаются  в конкретных ожидаемых результатах;

  3) программы деятельности, которые  отражают представления о реальном ее содержании и процессе;

  4) информационная основа деятельности —совокупность информации о ее предметных и субъектных условиях реализации (в форме как реальных сигналов, так и образов, представлений этих сигналов, включая конкретные профессиональные знания);

  5) процессы принятия решения —  выявление проблемной ситуации, выдвижение гипотез (вариантов решений), определение принципа решения, выработка суждения о вариантах решения, их оценка (выбор наиболее оптимального варианта);

  6) психомоторные процессы и рабочие  действия реализуют деятельность  в форме процедур, моторных актов и участвуют в регуляции деятельности (по механизму обратной связи);

  7) профессионально важные качества  — психологические особенности  субъекта труда, отражающие влияние  конкретного трудового процесса  на совокупности индивидуально-психологических качеств, функций.

 

   ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 

  Важными аспектами профпсихологии являются анализ профессиональной деятельности, установление типичных профессиональных задач, ситуаций, трудностей, выяснение  профессиональных требований.

  Основываясь на анализе исходной проблемной ситуации и определении предмета профпсихологии, сформулируем ее основные задачи:

  1) обоснование методологии профпсихологии, включающей концепцию профессионального  становления личности, ведущие понятия  и принципы исследования;

  2} разработка исследовательских методик,  адекватных предмету профпсихологии, и проектирование собственных  методов;

  3) психологический анализ, классификация и характеристика профессий; разработка принципов и методики проектирования профессий;

  4) исследование психологических механизмов и закономерностей профессионального становления личности; определение факторов, детерминирующих динамику этого процесса; психологический анализ кризисов профессионального становления;

  5} изучение профессиональных деструкции специалиста: стагнации и деформаций личности, снижения профессиональной работоспособности;

  6) разработка психодиагностических средств мониторинга профессионального развития личности и аттестации специалистов;

  7) психологическое сопровождение профессионального становления личности: поддержка, стимулирование и помощь в течение всей профессиональной жизни человека; профконсультирование, личностно-развивающие технологии профессионального образования, аттестация, психотехнологии профессионального роста, профессиональная коррекция и реабилитация, психологическая подготовка к уходу из профессии.

  Исследовательские методы профпсихологии имеют общепсихологическое  происхождение, методика отражает специфику  предмета изучения.

  При адаптивном поведении (I модель) в самосознании человека доминирует тенденция к подчинению профессиональной деятельности внешним обстоятельствам в виде выполнения предписанных требований, правил, норм. Имеются в виду процессы самоприспособления, а также процессы подчинения среды исходным интересам человека. В деятельности специалист, как правило, руководствуется постулатом экономии сил и пользуется, главным образом, наработанными алгоритмами решения профессиональных задач, проблем, ситуаций, превращенными в штампы, шаблоны, стереотипы.

  Осознание человеком своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждает его к постоянному экспериментированию, понимаемому как поиск, творчество, возможность выбора. Решающим элементом данной ситуации профессионального развития является возможность и необходимость делать выбор, а значит, ощущать свою свободу, с одной стороны, и свою ответственность за все, что происходит и произойдет, с другой.

  На  стадии профессиональной стагнации, когда специалист приспособил свои индивидуальные способности и возможности к требованиям профессиональной среды и существует за счет достижений прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации и универсализации собственного опыта, возникают предпосылки для снижения профессиональной активности, профессионального роста специалиста, невосприимчивости к новому.

  Однако  несовпадение Я-действующего и Я~отраженного  может приводить как к попыткам изменения своего внутреннего мира, так и к попыткам изменения внешней среды, своего окружения.

Информация о работе Психология труда