Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:27, реферат
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом.
1.Зарубежные исследования 2. Отечественные исследования
3. Отличительные особенности творческой личности
4.Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.Н.УЛЬЯНОВА»
Заочное отделение
Факультет управления и психологии
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Общая психология
На тему: «Психология творческого мышления»
Выполнила:
Студентка 2 курса
Гр. ЗУП 18-10
Ермишина Е.В.
Проверила:
Петунова С.А.
Чебоксары 2012
Оглавление
1.Зарубежные исследования
3. Отличительные особенности творческой
личности
4.Список использованной литературы
Введение
Творческое мышление – один из интереснейших
феноменов, выделяющих человека из мира
животных. Уже в начале жизни у
человека проявляется настоятельная
потребность самовыражения
Попытки объяснить феномен творческого
мышления делались еще античными философами
и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке
его изучением занялись также психологи
и специалисты по кибернетике. Несмотря
на столь долгое внимание к проблеме, не
все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому
исследования в этой области продолжаются.
В настоящей работе приводится обзор различных
концепций и подходов к изучению творческого
мышления, рассматриваются отличительные
особенности креативной личности, а также
анализируются факторы, влияющие на проявление
творческих способностей.
Зарубежные исследования
С давних времен умы ученых и философов
занимает вопрос: "Как возможно творческое
мышление?".
Этой проблемой занимались еще античные
философы (Гераклит, Демокрит, Платон),
выдвигая весьма прогрессивные для того
времени идеи. Интересна, например, идея
Платона, в чем-то предвосхитившая идею
З.Фрейда, изложенная в учении об эросе
. Платон представляет, что божественное
творчество, плодом которого является
мироздание, есть момент божественного
созерцания. Аналогично этому и человеческое
творчество есть только момент в достижении
высшего, доступного человеку "умного"
созерцания. Стремление к этому высшему
состоянию, род одержимости и есть "Эрос",
который предстает и как эротическая одержимость
тела, стремление к рождению, и как эротическая
одержимость души стремление к художественному
творчеству, и, наконец, как одержимость
духа - страстная тяга к чистому созерцанию
прекрасного.
Существенное влияние на дальнейшие исследования
творческого мышления в психологии оказали
идеи Аристотеля , которые легли в основу
ассоциативной психологии. Ассоцианистский
подход получил широкое распространение
в XVII – XVIII веках. Он объяснял все умственные
(когнитивные) процессы в терминах двух
основных компонент:
– идей (или элементов) и
– ассоциаций (или связей) между ними.
Отличительной чертой являлось признание
ассоциации в качестве основной структурной
единицы психического, ассоциация использовалась
и как объяснительный принцип. Рациональное
сводилось к чувственному, отсутствовал
анализ субъекта, его деятельности, направленности,
активности
Ассоциативная психология оказалась не
в состоянии объяснить закономерности
процесса сознательного мышления и, в
частности творческого мышления. Исходные
принципы традиционной эмпирической ассоциативной
психологии не давали ей возможность изучать
сложные психические явления, в частности
интуицию. Она признавала только "сознательное
мышление" (индукция, дедукция, способность
сравнения, отношения), подчиняющееся
ассоциативным законам.
Тем не менее, необходимо отметить вклад
психологов-ассоцианистов в исследование
психологии творческого мышления. Установленные
ими законы ассоциаций является крупнейшим
достижением психологической науки ХIХ
века. Они помогают понять, например, почему
прежний опыт зачастую может блокировать
творческий подход к решению задачи (проблемы),
а также объяснить общеизвестный факт
успешной творческой работы молодых ученых,
еще не обладающих энциклопедическими
знаниями. На основании этих законов был
разработан, например, метод гирлянд случайностей
и ассоциаций, применяемый сейчас в эвристике
в качестве приема активизации творческого
мышления
Раздел "психология мышления" впервые
выделяется психологами, относящимися
к Вюрцбургской школе. В противоположность
ассоцианистам, представители этой школы
(О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали
мышление как внутреннюю деятельность
по решению задач [15]. Именно в Вюрцбургской
школе для исследования мышления впервые
был применен метод экспериментальной
интроспекции. Исследования привели к
открытию феномена "безобразного мышления",
а также показали, что каждая ассоциация
определяется не предшествующей ассоциацией,
а направляется задачей – явление, получившее
название детерминирующей тенденции.
Выделив мышление в самостоятельную деятельность,
Вюрцбургская школа фактически противопоставила
и оторвала ее от практической деятельности,
мышления, языка и чувственных образов.
Вместе с тем был в значительной мере предопределен
круг вопросов, которые впоследствии стали
основными в рамках психологии мышления:
соотношение внешней и внутренней деятельности,
мышления и языка, мышления и чувственных
образов, детерминация мышления и его
избирательность, задача и средства ее
решения. Сформулированное Вюрцбургской
школой определение мышления как процесса
решения проблем наложило свой отпечаток
на всю последующую историю экспериментальной
психологии мышления, которую в определенном
смысле можно рассматривать как историю
разработки и применения в психологических
исследованиях мышления различных вариантов
метода проблемных ситуаций.
Близок к Вюрцбургской школе был и О. Зельц,
понимавший мышление как функционирование
интеллектуальных операций. Развивая
свопредставления о самом решении задач,
О. Зельц наибольшее значение придает
самой первой фазе – образованию "общей
задачи", которая формируется в результате
обработки исходного материала. Главным
ее звеном он видел выделение "предметных
отношений" между элементами. Результатом
такого выделения О. Зельц полагал образование
проблемного комплекса, в котором:
– выделены характеристики известного,
– определено место неизвестного,
– выделены отношения между данным и искомым.
Суть проблемности он видел в незавершенности
этого комплекса. О. Зельцем введено также
важное понятие "антиципация", при
этом он подчеркивает, что антиципации
подлежит только искомое, т.е. неизвестное
получает как бы косвенное определение
через отношение к известному. Выявление
отношений между известным и искомым с
последующей антиципацией искомого представляет
собой процесс образования общей задачи.
Таким образом, О. Зельц процесс мышления
считал процессом заполнения разрывов
или восстановления недостающих звеньев
в этом комплексе, а не цепочкой ассоциаций,
как считали представители ассоцианистского
подхода.
Нельзя обойти вниманием и психоаналитический
подход к исследованию творческого мышления.
В рамках этого подхода впервые была предпринята
попытка выделения фактора, лежащего в
основе мыслительной активности.
Основатель психоанализа и приверженец
энергетической теории человека З.Фрейд
считал, что творческий продукт является
результатом косвенного выражения сексуальной
и агрессивной энергии, которой не дали
выразить себя более прямым путем.
А. Адлер смещает акценты с сексуальной
сферы на социальную, а творчество трактовал
как специфический способ компенсации
комплекса неполноценности.
К. Юнг рассматривал стремление к творчеству
как часть базовой энергии либидо. В самом
же феномене творчества он видел проявление
архетипов коллективного бессознательного,
пропущенных сквозь призму индивидуального
опыта и восприятия творца.
Психоанализ впервые акцентировал важность
проблемы мотивов и значимость бессознательного
в мышлении
Творческое мышление изучалось также
в рамках психометрического подхода. Здесь
можно выделить концепцию креативности
Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса, представляющую
креативность как универсальную познавательную
творческую способность. Гилфорд выделил
два типа мышления: конвергентное и дивергентное.
В рамках своей концепции Гилфорд считал
операцию дивергенции наряду с операциями
преобразования и импликации, основой
креативности как общей творческой способности
.
Исследованиями уровня креативности и
зависимости степени проявления креативности
от воздействующих факторов занимался
Р. Стернберг. Согласно его концепции
интеллектуальное поведение по отношению
к внешнему миру может выражаться в адаптации,
выборе типа внешней среды или ее преобразовании.
Если человек реализует третий тип отношений,
то при этом он проявит творческое поведение.
Свершившееся в середине ХХ в. изобретение
ЭВМ, способных решать задачи, которые
ранее были доступны только человеческому
интеллекту, оказало большое влияние на
развитие психологии мышления. Впервые
зазвучала идея "искусственного интеллекта",
которая нашла отражение в исследованиях
А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж.
Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением
информационных технологий исследования
творческого мышления стали развиваться
также в новом направлении: появился так
называемый информационный, или когнитивный,
подход.
Отечественные исследования
Одним из крупнейших исследователей творческого
мышления является Я.А. Пономарев. В
своих работах Пономарев
(СДУ), отсутствующая у животных, и определяемая
высоким уровнем развития внутреннего
плана действий (ВПД). [5]. В качестве ментальной
единицы творческости мышления Пономарев
предлагает рассматривать разность уровней,
доминирующих при постановке и решении
задач.
Другой признанный исследователь, Д.Б.
Богоявленская, подходит к исследованию
творческого мышления с позиций системного
подхода и предлагает выделить в качестве
единицы исследования творчества интеллектуальную
активность. Выдвигая ее в качестве психологического
аспекта изучения творчества, она утверждает,
что "… мерой интеллектуальной активности,
ее наиболее важной качественной характеристикой,
может служить интеллектуальная инициатива,
понимаемая как продолжение мыслительной
деятельности за пределами ситуативной
заданности, не обусловленное ни практическими
нуждами, ни внешней или субъективной
отрицательной оценкой работы" Таким
образом, она рассматривает творчество
как "дериват интеллекта, преломленного
через мотивационную структуру, которая
либо тормозит, либо стимулирует умственные
способности"
Отличительные особенности
творческой личности
Способностью к творческому
Творческим обычно называют человека,
совершившего научное открытие, гениальное
изобретение или создавшего произведение
искусства, т.е. совершившего творческий
акт, который был высоко оценен большинством,
а также человека неординарного в своем
восприятии действительности и реакции
на нее.
Последняя формулировка достаточно "скользкая",
ибо под это определение попадают люди
с психическими отклонениями. Впрочем,
наличие душевной болезни не исключает
возможности проявления высоких творческих
способностей, что подтверждается примерами
Наполеона, Гоголя и других. Следует оговориться,
что в свое время даже выдвигалась гипотеза
о наличии прямой зависимости гениальности
и безумия (Ч. Ломброзо, Д. Карлсон), однако
позднейшие исследования (например, Т.
Саймонтона) ее не подтвердили
Долгое время способности к интеллектуальному
творчеству исследовались так, как подсказывал
здравый смысл: чем выше уровень умственных
способностей, тем больше творческая отдача
человека.
Основоположником эмпирического подхода
к исследованию индивидуальных качеств
творческой личности является Ф. Гальтон
[5], который совместно с Ч. Пирсоном заложил
основы психометрики и психодиагностики.
А впервые применили психометрический
метод для исследования креативности
Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс. Они провели
ряд исследований взаимосвязи интеллекта
и креативности с применением тестов,
где под креативностью понималась прежде
всего способность к дивергентному мышлению.
В результате эмпирических исследований
Гилфорд и Торренс сделали вывод о наличии
положительной корреляции между уровнями
IQ и креативности. При этом они утверждали,
что более высокий уровень интеллекта,
обуславливает большую вероятность того,
что у испытуемого будут высокие показатели
по тестам креативности, хотя у лиц, продемонстрировавших
высокоразвитый интеллект, могут встречаться
низкие показатели креативности. В то
же время их исследования показали, что
при низком IQ высокая дивергентная продуктивность
никогда не обнаруживалась. Торренс даже
предложил теорию интеллектуального порога,
которая состоит в том, что при IQ ниже 115
– 120 баллов интеллект и креативность
неразличимы и образуют единый фактор,
а при IQ выше 120 – творческие способности
и интеллект становятся независимыми
факторами
Однако опубликованные вскоре результаты
исследований Гетцельса и Джексона представляют
данные, свидетельствующие об отсутствии
корреляции между показателями интеллекта
и креативности.
Более поздние исследования М. Воллаха
и Н. Когана которые также применяли тестовый
метод, но при этом модифицировали его
в соответствии со своим пониманием условий,
благоприятных для проявления креативности:
они сняли лимиты времени, вели к минимуму
соревновательность участников в ходе
выполнения тестов и сняли ограничение
единственного критерия правильности
ответа. В результате они пришли к выводу,
что при соблюдении в ходе исследования
условий, наиболее приближенных к обычным
жизненным ситуациям, корреляция креативности
и тестового интеллекта будет близка к
нулю.
Действительно, человек может быть интеллектуалом
и не быть креативом, и наоборот. Так, например,
Левинсон-Лессинг разделял творчески
мало продуктивных ученых-эрудитов, называя
их "ходячими библиотеками", и творчески
продуктивных ученых, не отягощенных переизбытком
оперативных знаний, обладающих мощно
развитой фантазией и блестяще реагирующих
на всякого рода намеки
Список использованной
литературы
1. Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная активность как
проблема творчеств Изд-во…Ростов,1983.
2. Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная активность как
психологический аспект изучения творчества
Исследование проблем психологии творчества
под…ред.Я.А.Пономарева…–М.:
3. Голицын Г.А.
Информационный подход в психологии творчества
Исследование проблем психологии творчества
под ред. Я.А. Пономарева. – М.:Наука,1983.
4.Дружинин В.Н.
«Диагностика общих познавательных способностей.»
Когнитивное обучение: современное состояние
и перспективы. М..: Изд. 1997
5. Дружинин В.Н.
Психология общих способностей – СПб.:
Питер Ком, 1999
6. Квинн В. Прикладная
психология, Питер, 2000.
7. Мартьяненко В.Ф. Введение в
философию: Учеб. пособие для студентов
высш.учеб.заведений–Мн.:БГУ,
8. Маслоу А.Г.
Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой
А.М. – СПб. Евразия1999.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.