Психология управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 17:23, контрольная работа

Описание

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

Содержание

Задание 1 3

Задание 2 19

Задание 3 27

Задание 4 32

Список использованных источников 34

Работа состоит из  1 файл

Упр. психология_1.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

Другим приемом воображения является акцентирование – подчеркивание тех или иных черт. Это осуществляется на основе выделения, абстрагирования и преобразования существенных особенностей предмета или явления. Прием акцентирования выражается, например, в выделении каких–либо черт в шаржах или карикатурах.

Один из приемов создания фантастических образов называется гиперболизацией. Он заключается в увеличении или уменьшении предметов, явлений или образов. Посредством этого приема созданы сказочные и мифологические великаны и гномы. Гиперболизация может заключаться не только в увеличении или уменьшении размеров и пропорций, но и в изменении количества частей предмета или образа, например, в создании образов многоруких богинь, одноглазого циклопа, дракона с тремя головами.

Степень легкости или трудности мысленного преобразования предметов, действий, явлении в большой мере характеризует отношение личности к миру. Некоторые люди скованы ситуацией и подчинены реальности настолько, что мысленное преобразование окружающей действительности для них затруднено и даже невозможно. Для другим людей, напротив, всякая реальная ситуация выступает как исходный пункт и материал для преобразующей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                  Понятие об общении. Виды общения. Три стороны общения. Структура общения. Этапы общения. Интерактивный аспект: согласие (кооперация) и конфликт (конкурен­ция). Механизмы процесса восприятия: идентификация, стереотипизация, рефлексия, обратная связь, эмпатия. Типичные искажения восприятия: «эффект ореола», «эффект упреждения», «проекция».

Выделить факторы, которые мешают объективно воспринимать людей. Предложить способы, понижающие искажение значимой информации в процессе коммуникации.

 

Общение является главным средством превращения человека из биологического существа в социально адаптированную личность. Именно с помощью общения человек усваивает социальный опыт и морально–этические нормы поведения. Во время межличностного и межгруппового общения и происходит передача от одного человека к другому той совокупности социальных и социально– психологических качеств, которые и отличают человека от животного, даже высокоорганизованной.

Общение, как один из важнейших факторов формирования и развития личности изучается в нескольких направлениях:

                   В обще–философском плане: формирование человеческой сущности в единстве общения и активности.

                   В общеобразовательных социологическом плане: применительно к развитию и формирования личности в рамках различных социально–экономических формаций.

                   В обще–психологическом аспекте: конкретизация проблемы общения относительно формирования и развития личности на всех этапах ее жизненного пути.

                   В социально–психологическом: исследование механизмов общения, посредством которых группа воздействует на личность.

Внимание исследователей сосредотачивается прежде всего на том, как именно благодаря общению, конкретный индивид усваивает опыт, выработало человечество, преодолевая тем самым ограниченность собственного существования. Процесс самопознания человек совершает только в общении (с собой и с обществом), в ходе которого происходит ее развитие как личности.

В зависимости от научной школы, изучаются и исследуются те феномены общения, соотносятся с соответствующей научной концепцией. При этом, одни авторы считают что общение и деятельность – две равнозначные категории человеческого бытия, другие – что общение является одной из сторон деятельности, и, наконец, третьи – что общение является особым видом деятельности.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождается потребностью совместной деятельности и который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Так, общение не рассматривается в одной системе координат. Это многомерный процесс. Соответственно, виды общения описывают это явление с разных сторон:

                   в зависимости от специфики субъектов (личность или группа) выделяют межличностное, межгрупповую, мижсоциумне общения, а также общение между личностью и группой;

                   по количественным характеристикам субъектов общения можно различить: самоспилкування, межличностное общение и массовые коммуникации;

                   по характеру общения может быть опосредованным и непосредственным, диалогических и монологическим;

                   по целевой направленностью различают: анонимный, ролевое, неформальное общение.

Выделяют три основных класса функций: информационно–коммуникативную, регулятивно–коммуникативную и аффективно–коммуникативная.

Информационно–коммуникативная функция общения охватывает все, что имеет отношение к передаче и приему информации человеком. Речь идет не только о готовую информацию, а также и об информации, которая создается.

Регулятивно–коммуникативная функция общения обеспечивает не только познание, но и регуляцию поведения субъектов общения. С этой функцией связаны и обращение внимание друг на друга: убеждение, внушение, подражание, заражение и т.д.

Аффективно–коммуникативная функция общения относится к эмоциональной сферы личности, определяет ее отношение к явлениям окружающего мира.

Структура общения имеет взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную, перцептивно.

Коммуникативная сторона общения связана с выявлением специфики обмена информацией между людьми как активными субъектами общения, т.е. с учетом тех знаний, которыми обмениваются люди. Средствами коммуникативного процесса являются различные знаковые системы: язык (или вербальное общение) и жесты, мимика, интонации (или невербальное общение.

Интерактивная сторона общения: организация субъектами общения общей стратегии взаимодействия. Различают различные программы взаимодействия между людьми (от сотрудничества до конкуренции. Этот же сторону общения содержит в себе такую значимую переменную, как определение между партнерами статуса в общении есть кто из них доминирует, а кто должен подстраиваться.

Перцептивно сторона общения включает в себя процесс взаимного восприятия и понимания собеседниками друг друга. Перцепция, это прежде всего, процесс формирования образа другого человека в сознании собеседника. Это достигается за счет «прочтения» по внешности партнера его психологических черт и возможных особенностей его поведения. Основными механизмами познания другого человека являются идентификация (отождествление) и рефлексия (осознание того, как воспринимают субъекта общения другие люди.

Исходя из описания структуры общения, рассмотрим модель межличностного общения. Схема структурной модели коммуникативного акта представлена в виде спирали, в которой каждый следующий виток (коммуникативный акт) синхронизируется с предыдущим через промежуточные результаты общения. В динамике коммуникативного процесса выделяются три периода: ориентирования, реализация, контроль.

На этапе ориентирования выделяют фазы:

• ориентирование в макроструктуры общения (в партнере, в социально– психологической ситуации, в возможности выбрать адекватные средства общения.

• формулировка коммуникативной задачи (К–задачи) с учетом каждого из основных параметров общения и выработки на этой почве совместной программы общения – то есть формирование так называемого «совокупного» субъекта общения.

На этапе реализации:

• реализация плана совместных действий; осуществление К–задачи, общей стратегии общения; постепенное развертывание коммуникативных циклов.

На этапе контроля:

• оценивается результативность и эффективность всего коммуникативного процесса, контроль выступает в форме обратной связи на К–задачу, которая была сформулирована на первом этапе коммуникативного процесса.

Итак, общение – важное условие человеческого бытия. Оно является одновременно и объективным, внешним фактором воздействия на человека и, в то же время, формой существования ее индивидуального психологического бытия.

Общение не является процессом «наложения» друг на друга двух и более коммуникативных стратегий участников взаимодействия.

Общение, это прежде всего взаимодействие субъектов, вступающих в него как равноправные партнеры для достижения результата, который устраивает обе переговорные стороны.

Интерактивный аспект общения включает в себя многообразные проблемы взаимодействия людей. Согласно теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности. При этом действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него. Несмотря на то что общение рассматривается в психологии как вид деятельности, вполне допустимо выделить его особо. Общение всегда сопровождает любую деятельность взаимодействующих индивидов и является, таким образом, «деятельностью в деятельности».

Психологическая совместимость – важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия. В условиях совместной деятельности разные люди ведут себя по–разному. Одни успешно работают в относительном одиночестве – им мешает присутствие коллег; другие могут хорошо выполнять свои функции только в сотрудничестве; некоторые осуществляют эффективную деятельность, лишь подчинив себе окружающих; кто–то работает ради эффективности группы в целом. Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Причем, как показали исследования, в этом случае легко решаются гомеостатические задачи взаимодействия, т.е. психологическое напряжение отсутствует или оно легко снимается при общении индивидов.

При изучении психологической совместимости людей особое внимание уделялось индивидуальным особенностям участников взаимодействия. Было выявлено, что наиболее совместимыми оказались: во–первых, люди, которые имеют высокую потребность в общении (особенно важным это является на первом этапе взаимодействия); во–вторых, эмоциональные, неуравновешенные (аффективные) люди, предпочитающие иметь дело с себе подобными; в–третьих, лица, которые имеют сильную нервную систему, склонные к взаимодействию с теми, у кого более слабая нервная система; в–четвертых, субъекты с разным практическим интеллектом. Психологическая совместимость может возникать как при тождественности тех или иных качеств личности (общительность – общительность, эмоциональность – эмоциональность), так и при их противоположности (сильный–слабый).

Сотрудничество – такая стратегия взаимодействия, которая позволяет партнерам придти к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Эта стратегия – довольно редкая, ибо необходимо много условий для ее реализации: во–первых, относительно благоприятная социальная ситуация; во–вторых, психологическая совместимость участников взаимодействия; в–третьих, их желание идти навстречу друг другу и т.д. По своей психологической сущности сотрудничество и компромисс похожи, поскольку обе стратегии связаны с соглашением, к которому приходят обе стороны.

Кроме того, тема конфликта является одной из наиболее традиционных в исследовании интерактивного аспекта общения. Ее популярность обусловлена значительным увеличением конфликтных ситуаций в современной социальной жизни. Традиционный конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту. Несмотря на то что большинство людей относятся к конфликту как к чему–то негативному, он имеет конструктивные функции.

Конструктивные функции конфликта проявляются в следующем: во–первых, он выступает источником развития, совершенствования процесса взаимодействия (развивающая функция); во–вторых, обнаруживает возникшее противоречие (познавательная функция); в–третьих, призван разрешить противоречие (инструментальная функция); в–четвертых, имеет объективные последствия, связанные с изменением обстоятельств (перестроечная функция). Конечно, для одного и того же участника взаимодействия один и тот же конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия. Одни и те же конфликты могут быть конструктивными в одном отношении и деструктивными в другом.

Деструктивные функции конфликта очевидны. Во–первых, в конфликтной ситуации почти все люди испытывают психологический дискомфорт, напряжение, подавленность или чрезмерное возбуждение. Во–вторых, нарушается система взаимосвязей. В–третьих, понижается эффективность совместной деятельности. В связи с этим почти все люди относятся к конфликтам негативно и стремятся их избежать, хотя можно отметить существование субъектов, имеющих серьезные психологические проблемы, которые, не всегда осознавая, сами инициируют возникновение конфликтных ситуаций.

Особое место коммуникаций в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Это связано с существенным противоречием в самом процессе такого общения. С одной стороны, соперники особенно нуждаются в том, чтобы правильно понять друг друга. А с другой стороны, такому взаимопониманию мешает отсутствие должного доверия между ними, их “закрытость” по отношению друг к другу, обусловленная осознанной или неосознанной самозащитой в конфликте. Для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создать атмосферу взаимного доверия в этом процессе, сформировать у себя целевую установку на сотрудничество. При этом нужно помнить психологический закон общения: «Кооперация вызывает кооперацию, конкуренция – конкуренцию».

Информация о работе Психология управления