Психология внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:59, контрольная работа

Описание

Актуальность темы обусловлена тем, что психология внимания -одна из классических областей психологии. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ФЕНОМЕН ВНИМАНИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ………………………………………………………………..3
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ………………………………...6
ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ……………………………………..10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….14

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 33.89 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2

  1. ФЕНОМЕН ВНИМАНИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ………………………………………………………………..3
  2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ………………………………...6
  3. ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ……………………………………..10
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13
  5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...Внимание есть именно  та дверь, через

                                   которую проходит все, что только входит

                                   в душу человека из внешнего  мира.

 

                                                            К.Д.Ушинский

     Актуальность  темы  обусловлена тем, что психология внимания -одна из классических областей психологии. В ее арсенале накоплено большое количество способов, позволяющих исследовать и проводить диагностику разных сторон внимания, множество общих рекомендаций и конкретных приемов для активного развития внимания детей разного возраста и взрослых.

    Определенная сложность, встающая перед человеком, который хочет разобраться в психологии внимания, состоит в том, что, с одной стороны, ответ на вопрос, что такое внимание, внимательность и невнимательность, на практическом, бытовом уровне знает не только любой взрослый, но и почти каждый ребенок. С другой стороны, внимание - это весьма сложный раздел психологических знаний, который в последнее время привлекает все больший интерес психологов и рождает сложные и неоднозначные теории объяснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФЕНОМЕН ВНИМАНИЯ, ЕГО ПРИЗНАКИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

         Проблема внимания нередко рассматривается лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде. Поэтому во многих учебниках психологии внимание и трактуется как своего рода побочная, вспомогательная психическая функция.               Внимание  обычно  не  считают   особым   психическим   процессом,   как восприятие, память или мышление. Зато оно как бы «жертвует собой»  ради  них и обеспечивает  успешную  и  четкую  работу  нашего  сознания.  Нельзя  быть внимательным вообще. Внимание всегда проявляется в  определенных  конкретных психических процессах: мы  всматриваемся,  вслушиваемся,  принюхиваемся,  мы обдумываем задачу или, забыв обо всем на свете,  пишем  сочинение.  Внимание может  быть  направлено  на  объекты  внешнего  мира  или   на   собственную внутреннюю жизнь.

Человек не  может  одновременно  думать  о  разных  вещах  и  выполнять

разнообразные  работы.  Поэтому  в  каждый  отдельный  момент  его  сознание направляется на те предметы и явления, которые являются  для него  наиболее важными  и  значительными.  Ярким  примером  воздействия  особо   актуальной информации является  факт,  известный  под  названием  «феномен  вечеринки».

          Представьте, что вы  находитесь  на  каком-нибудь  празднестве  и  поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите  свое  имя,  негромко  произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на  разговор, происходящий между этими гостями, и можете  услышать  кое-что  интересное  о себе. Но в то же время вы перестаете слышать, что говорят в той группе,  где вы стоите, тем самым упуская нить  прежнего  разговора.  Вы  настроились  на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала  (а не его интенсивность), желание  узнать,  что  о  вас  думают  другие  гости, определили изменение направления вашего внимания.

     Под  направленностью  следует  понимать  прежде   всего   избирательный

характер  психической  деятельности,  преднамеренный  или   непреднамеренный выбор ее объектов. В понятие направленности включается  также  и  сохранение деятельности на известный промежуток времени.  Недостаточно  только  выбрать ту или иную  деятельность,  чтобы  быть  внимательным,  надо  удержать  этот выбор, сохранить его.  В  педагогическом  процессе,  например,  сравнительно легко направить внимание учащихся на тот  или  иной  предмет  или  действие. Значительно труднее сохранить его в течение необходимого времени.

  Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также  сосредоточенность,

углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая  перед  человеком  задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание,  и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.

       В  то  же  время,  сосредоточенность связана   с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы  сосредоточены  на  решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем,  что происходит, но неотчетливо.

     Таким образом, при внимательном отношении  к  какому-либо  предмету  он (этот  предмет)  оказывается в центре  нашего  сознания,   все   остальное

воспринимается  в  этот  момент  слабо,  оказывается,  образно  говоря,   на

периферии  воспринимаемого.  Благодаря этому отражение становится  ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех  пор,  пока не завершится деятельность, пока не будет  достигнута  ее  цель.  Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в  движениях.  Внимательного

слушателя легко отличить от невнимательного. Но иногда  внимание  направлено не на окружающие объекты, а  на  мысли  и  образы,  находящиеся  в  сознании человека. В данном случае  говорят  об  интеллектуальном  внимании,  которое несколько отличается от внимания  сенсорного  (внешнего).  Следует  отметить также,  что  в  некоторых  случаях,  когда  человек   проявляет   повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить  о  моторном внимании. Все  это  свидетельствуете  том,  что  внимание  не  имеет  своего собственного познавательного  содержания  и  лишь  обслуживает  деятельность других познавательных процессов.

      Внимание  не  только  создает   наилучшие   условия   для   психической

деятельности, по и несет  сторожевую службу,  помогая  человеку  своевременно реагировать на различные  изменения  в  окружающей  среде  и  в  собственном организме.

   Внимание — один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков.      

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

      Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности. Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится недостаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечать ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае индивид невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором — сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте. Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

С переключаемостью внимания функционально  связаны два разнонаправленных  процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается  на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как при-родно обусловленные.

Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Известно, что память на прерванные, действия способна сохраняться в  течение определенного времени. В течение этого периода человек  может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего  в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов  деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его  распределения обычно сужается.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляется большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФУНКЦИИ И ВИДЫ ВНИМАНИЯ.

            Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

          С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности — словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Информация о работе Психология внимания