Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:32, доклад
ВОЛЯ — философское и психологическое понятие, обозначающее осознанную саморегуляцию и управление человеком своими действиями. К конкретным проблемам, связанным с В., относятся конфликт между непосредственными побуждениями и сознательными решениями и оценками (борьба мотивов), переход от принятого решения к началу его реализации (инициация действия), усиление недостаточного побуждения к действиям, оцениваемым как необходимые (мобилизация), преодоление препятствий по ходу действия (настойчивость), сдерживание непосредственных импульсов и побуждений (самоконтроль). Исторически проблема В. долгое время представляла собой отдельную область философии и психологии человека; в настоящее время она входит в сферу психологии мотивации и саморегуляции. Иногда слово В. употребляется для обозначения любого мощного и направленного на что-то стремления (В. к жизни, В. к власти).
Д.А.Леонтьев
ВОЛЯ — философское и психологическое понятие, обозначающее осознанную саморегуляцию и управление человеком своими действиями. К конкретным проблемам, связанным с В., относятся конфликт между непосредственными побуждениями и сознательными решениями и оценками (борьба мотивов), переход от принятого решения к началу его реализации (инициация действия), усиление недостаточного побуждения к действиям, оцениваемым как необходимые (мобилизация), преодоление препятствий по ходу действия (настойчивость), сдерживание непосредственных импульсов и побуждений (самоконтроль). Исторически проблема В. долгое время представляла собой отдельную область философии и психологии человека; в настоящее время она входит в сферу психологии мотивации и саморегуляции. Иногда слово В. употребляется для обозначения любого мощного и направленного на что-то стремления (В. к жизни, В. к власти).
Проблема В. появилась уже в античности как проблема объяснения действий людей, выполняемых без желания или вопреки нежеланию, на основе осознания их необходимости. В этом усматривалось проявление особой силы, сопряженной с разумом; Аристотель, однако, отделил В. как от аффектов, так и от разума, видя в ней особую форму причинности, и очертил круг проблем, относящихся к В. (цель, решение, выбор и др.), который в основном сохранился до наших дней. В дальнейшем философский анализ проблемы В. в основном ограничивался проблемами соотношения В. и разума и свободы В. (см. Свобода); в качестве самостоятельной силы В. предстает в 19 в. в иррационалистической философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
С возникновением в конце 19
в. психологии как самостоятельной экспериментальной
науки проблематика В. стала одной из важных
областей психологической науки. У.Джеймс
сформулировал главную проблему В. как
переход от намерения к его реализации,
от мысли к действию. В первой трети 20 в.
развернулись экспериментально-
Иначе подходил к проблеме В. Лев Выготский, увидевший в произвольности главную характеристику специфически человеческой психики и поведения, один из главных признаков высших психических функций. Согласно теории Выготского, сущность психологического развития человека заключается в постепенном овладении своим поведением и превращения психических функций в произвольные. Механизмом этого овладения выступает социальное взаимодействие: усваивая способы, которыми взрослый управляет его поведением, ребенок сам начинает применять их для воздействия на поведение взрослого, а затем обращает их на себя, формируя механизмы произвольного управления собственным поведением. При этом как управление другим человеком, так и произвольное управление своим поведением, по Выготскому, не носят характер прямого воздействия, а являются опосредованными; к ситуации подключаются дополнительные знаковые стимулы-средства, которые меняют структуру сил, влияющих на поведение. Таким образом, Выготский впервые поставил проблему воли не как внутренней силы, способной придать действию дополнительное побуждение, а как психологической техники сознательного сочетания человеком различных побудительных сил и стимулов, чтобы использовать их непроизвольное действие нужным ему образом.
С начала 1930-х гг. интерес к проблеме В. в психологии спадает и на протяжении 50 лет значимые работы в этой области практически отсутствуют. В СССР в немногочисленных работах развиваются взгляды на В. как способность преодоления препятствий (К.Н. Корнилов, В.В. Селиванов, П.В. Симонов) или вмешательство сознания в управление текущей деятельностью (Д.Н. Узнадзе, Ш.Н. Чхартишвили); на Западе на проблему В. изредка обращают внимание психотерапевты (О. Ранк, Р. Ассаджиоли, Л.Фарбер), Р. Мэй указал на смысловую основу воли, подчеркнув ее связь с интенциональностью — способностью желать что-то, находящееся вне субъекта, в мире.
Новые существенные подходы к проблеме В. появились в 1980-е гг. в России и в Германии. В них проблема воли выступала как частный случай проблемы регуляции действия. Продолжая традиции Л.С.Выготского на новом этапе, В.А.Иванников обосновал понимание воли как разновидности регуляции действия, основанной на придании цели действия дополнительного смысла, стимулирующего либо тормозящего выполнение этого действия. Например, дав обещание или клятву что-то сделать, человек подключает к мотивации этого действия мотив самоуважения — ведь теперь, не выполнив обещанное, он уронит себя в глазах других и своих собственных. Было экспериментально показано (Е.Эйдман), что волевая регуляция развивается, как и другие высшие функции, от опоры только на наглядные внешние, находящиеся в ситуации средства, к опоре на внутренние средства и ресурсы, которые человек находит вне ситуации, в более широком жизненном контексте, или порождает в своем воображении. Тем самым развитая волевая регуляция позволяет преодолеть зависимость действия от текущей ситуации и совершать поступки — действия, определяемые не ситуацией, а широким ценностным контекстом (А.Н.Леонтьев). Ю.Куль, работающий в традициях К.Левина, ввел различение мотивационных и волевых аспектов регуляции действия, сосредоточившись на процессах контроля за выполнением действия на основе уже принятого решения. Этот подход получил развитие в т.наз. «модели Рубикона» Х.Хекхаузена, Ю.Куля и П.Голвитцера. В ней различаются два состояния сознания: мотивационное, предшествующее окончательному принятию решения о выборе направленности действия, и волевое, начинающееся после принятия этого решения. В многочисленных экспериментах было показано, что эти два состояния характеризуются существенными различиями в процессах переработки информации.
В последующие годы проблема воли в психологии окончательно растворилась в проблеме мотивационной и смысловой регуляции и утратила самостоятельный статус. Ее место заняли исследования субъективной причинности и самодетерминации, начало которым было положено открытию в 1950-х гг. локуса контроля — индивидуальной характеристики личности, отражающей степень, в которой человек воспринимает в качестве причины своих действий, успешных и неуспешных, себя самого либо внешние обстоятельства (Дж. Роттер). Дальнейшее развитие этого направления исследований привело к различению внутренней мотивации, воспринимаемой как побуждение, исходящее из самого субъекта, и внешней мотивации, воспринимаемой как мотивирующее воздействие внешних сил (Э. Деси). Успешно разрешает внутренние и внешние конфликты, без затруднений переходит от замысла к действию, преодолевает препятствия, контролирует свои импульсы и сознательно строит свои побуждения внутренне мотивированный и самодетерминируемый человек, воспринимающий самого себя как основную причину происходящих с ним событий, а человек, воспринимающий себя как жертву и игрушку внешних давлений либо слепой случайности, лишает себя доступа к управлению собственным поведением. Решающую роль в развитии способности овладения своим поведением играют особенности воспитания, в частности, поддержка самостоятельных инициатив ребенка, его эмоциональная поддержка и участие, а также четкое обозначение границ его свободы и самостоятельности.
Лит.: Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Эксмо, 2003; Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991; Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000; Левин К. Динамическая психология. М.: Смысл, 2001; Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-бук, 1997; Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2, перераб. изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.
Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) // Большая Российская Энциклопедия, т. 5. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006, с. 698.