Автор работы: Татьяна Макеева, 21 Июля 2010 в 23:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ предмета и задач социальной психологии.
Задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть выделение социальной психологии в самостоятельную область знания.
3. Проанализировать специфику предмета и задач социальной психологии.
Введение……………………………………………………………………………….3
1. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания………....5
2. Специфика предмета и задач социальной психологии………...…...……………....9
2.1 Дискуссия о предмете социальной психологии в 20-е годы………………..9
2.2 Современные представления о предмете социальной психологии……….16
2.3. Задачи социальной психологии и проблемы общества…………………...22
Заключение…………………………………………………………………….............28
Глоссарий…………………………………………………………………...................30
Список литературы ………………………………………..…………………............33
Приложения…………………………………………………………………………...34
практические приложения социальной психологии, где анализируются специфика прикладного исследования, реальные возможности социальной психологии в формулировании практических рекомендаций, кратко характеризуются те сферы, где прикладные исследования наиболее развиты, а также описываются основные формы и способы социально-психологического воздействия.
Заключение
Целью данной курсовой работы выступал анализ предмета и задач социальной психологии.
Были реализованы следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть выделение социальной психологии в самостоятельную область
знания.
3. Проанализировать специфика предмета и задач социальной психологии.
И в заключение необходимо отметить, что современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится к социальная психология. Она изучает следующие явления:
психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.;
феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.
Психологические
процессы, состояния и свойства различных
социальных групп как целостных образований,
отличающихся друг от друга и не сводимых
к какому бы то ни было индивиду.
Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:
социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия. И так же необходимо отметить, что структуру современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев процессы ее интеграции в системе других наук. Как минимум, выделяются два основных контура интеграции: внешний и внутренний.
Внешний психологический контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли -- части социальной психологии. Например: социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда -- социальной психологии с психологией труда и т. д. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии.
Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии.
Внутренний
социально-психологический контур интеграции
относится к развитию самой социальной
психологии и проявляется в процессах
объединения разделяющихся составных
частей социальной психологии, появившихся
в результате процессов ее дифференциации.
Глоссарий
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Социально-психологические явления | закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. |
2 | Языкознание | лингвистика, языковедение, наука о языке. |
3 | Ассоцианизм | ассоциативная психология, направления в психологии, в которых понятие ассоциации выступало как главный объяснительный принцип всей психической жизни; Ассоцианизм стремился утвердить строго причинный подход к поведению и сознанию человека. |
4 | Социология | наука об обществе, общественных отношениях, закономерностях общественного развития, социальных группах и их взаимодействии. Создателем социологии считают греческого философа Аристотеля. Социология тесно граничит с экономической наукой. |
5 | Марксизм | идейное течение модернистского типа второй половины 19--20 в., традиционно связываемое с концепцией общество и человековедения, сформулированной в работах Маркса. |
6 | Реактология (от: реакция и ... логия) | направление в сов. психологии, трактовавшее психологию как "науку о поведении" живых существ (в т. ч. и человека). |
7 | Индивид [лат. individuum -- неделимое] | 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного (см. Генотип; Фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.д.). 2) Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. |
8 | Общество | в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. О. выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций, институтов, групп, в движении классовых и др. социальных противоречий. |
9 | Социальная психология | научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. |
10 | Социальная группа | любая относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями. В каждой социальной группе воплощаются некоторые специфические взаимосвязи индивидов между собой и обществом в целом в рамках определенного исторического контекста. |
11 | Социальные отношения | отношения между социальными субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий становления и развития личности, удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. |
Библиографический
список использованных источников:
1. Артемов В.А. «Введение в социальную психологию». - М., 1992.
2. Беккер Г., Басков А. «Современная социологическая теория в ее преемственности
и развитии». - М., 1961.
3. Бехтерев В.М. «Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной
психологии». - М., 1994.
4. Блонский П.П. «Очерк научной психологии». - М., 1996.
5. Будилова Е.Л. «Философские проблемы в советской психологии». - М., 1971.
6. Выготский Л. С. «Исторический смысл психологического кризиса». - М., 1982.
7. Выготский Л. С. «История развития высших психических функций». - М., 1983.
8. Выготский Л.С. «Психология искусства». - М., 1987.
9. Гибш Г., Форверг М. «Введение в марксистскую социальную психологию». -
М., 1972..
10. Ковалев А.Г. «О предмете социальной психологии», «Вестник ЛГУ», 1959, № 11.
11. Корнилов К.Н. «Учебник психологии, изложенный с точки зрения
диалектического материализма». - М. -- Л., 1995.
12. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность». М., 1975.
13. Московией С. «Общество и теория в социальной психологии // Современная
зарубежная социальная психология. Тексты.» - М., 1984.
14. Мясищев В.Н. «Личность и неврозы». - М., 1949.
15. Очерки по истории теоретической социологии XIX -- нач. XX вв., 1994.
16. Парыгин Б.Д. «Основы социально-психологической теории». - М., 1971.
17. Пэнто Р., Гравитц М. «Методы социальных наук». - М ., 1972.
18. Рейснер М.А. «Проблемы социальной психологии». - Ростов-на-Дону, 1989.
19. «Социальная психология: саморефлексия маргинальности». - М., 1995.
20. Челпанов Г.И. «Психология и марксизм». - М., 1992.
21. Шибутани Т. «Социальная
психология». - М., 1961
Варианты определения места социальной психологии:
(«границы» с социологией
и психологией)