Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:11, доклад
Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья
«Психогигиена и психопрофилактика»
По мнению Л.Л. Рохлина, хотя понятие «психогигиена» и «психопрофилактика» полностью не покрывают друг друга, но они настолько тесно связаны между собой, особенно в практическом отношении, что их разграничить можно только условно. Идея психической профилактики возникла в середине XIX века. Согласно концепции дегенерации, предложенной французским психиатром Б.О. Морелем в 1857 г., физические и психические болезненные изменения, передаваясь из поколения в поколения, накапливаются и приводят к вырождению семьи и даже целого народа. Морель выдвинул идею профилактики вырождения, одним из средств которой он считал изоляцию от общества «вредных» индивидов. Другое средство: изменение физических, интеллектуальных и моральных условий существования. В России вопрос о зависимости душевных болезней от общественных условий, скученности городской жизни, нужды, тяжелого труда – публично впервые обсуждался на I съезде отечественных невропатологов и психиатров в 1887 г. в докладе И.П. Мержеевского «Об условиях, благоприятствующих развитию душевных и нервных болезней в России, и о мерах, направленных к их уменьшению».
Психогигиена - отрасль медицинских знаний, изучающая факторы и условия окружающей среды, влияющие на психическое развитие и психическое состояние человека и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья
Психогигиена как научная
отрасль гигиены изучает
1) возрастная психогигиена,
2) психогигиена быта,
3) психогигиена семейной жизни,
4) психогигиена
трудовой деятельности и
Раздел возрастной психогигиены включает психогигиенические исследования и рекомендации, относящиеся прежде всего к детскому и пожилому возрасту, так как различия в психике ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека значительны. Психогигиена детского возраста должна базироваться на особенностях психики ребёнка и обеспечивать гармонию её формирования. Необходимо учитывать, что формирующаяся нервная система ребёнка чутко реагирует на малейшие физические и психические воздействия, поэтому велико значение правильного и чуткого воспитания ребёнка.
Основными условиями воспитания являются:
- развитие и тренировка процессов торможения,
- воспитание эмоций,
- обучение преодолению трудностей.
Психогигиенические проблемы
имеют свою специфику в пожилом
и старческом возрасте, когда на
фоне падения интенсивности обмена
веществ снижается общая
Поддержанию психического здоровья в пожилом возрасте способствует соблюдение общегигиенических правил и режима дня, прогулки на свежем воздухе, неутомительный труд.
Психогигиена быта. Большую часть времени человек проводит в общении с другими людьми. Доброе слово, дружеская поддержка и участие способствуют бодрости, хорошему настроению. И наоборот, грубость, резкий иди пренебрежительный тон могут стать психотравмой, особенно для мнительных, чувствительных людей.
Дружный и сплочённый
коллектив может создать
Психогигиена семейной жизни.
Семья представляет собой группу,
в которой закладываются основы
личности, происходит её начальное
развитие. Характер взаимоотношений
между членами семьи
Благоприятная атмосфера
в семье создается при наличии
взаимного уважения, любви, дружбы,
общности взглядов. Большое влияние
на формирование отношений в семье
оказывают эмоциональное
Психогигиена трудовой деятельности и обучения. Значительную часть времени человек посвящает трудовой деятельности, поэтому важное значение имеет эмоциональное отношение к труду. Выбор профессии- ответственный шаг в жизни каждого человека, поэтому необходимо, чтобы .выбранная профессия соответствовала интересам, способностям и подготовленности личности. Только при этом труд может приносить положительные эмоции: радость, моральное удовлетворение, а в конечном счете, и психическое здоровье.
В психогигиене труда немаловажную, роль играет промышленная эстетика: современные формы машин; удобное рабочее место, хорошо оформленное помещение. Целесообразно оборудование на производстве комнат отдыха и кабинетов психологической разгрузки, уменьшающих утомление и улучшающих эмоциональное состояние работающих. Важное значение имеет психогигиена умственного труда. Умственная работа связана с высоким расходом нервной энергии. В процессе её происходит мобилизация внимания, памяти, мышления, творческого воображения. Люди школьного и студенческого возраста тесно связаны с обучением. Неправильная организация занятий может вызвать переутомление и даже нервный срыв, особенно часто наступающие в период экзаменов. Остановимся на этом подробнее. В охране здоровья подрастающего поколения ведущая роль отводится психогигиене учебных занятий в школе, поскольку почти все дети учатся на протяжении 10 лет, и учение составляет эти годы приходятся 2 опасных .кризиса (7-8 лет и пубертатный период -13-15 лет), когда растущий организм особенно реактивен и наиболее подвержен невротизирующим влияниям.
Задачи психогигиены учебных занятий следующие;
1) способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей;
2) стремиться к тому, чтобы учение приносило детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, что в свою очередь, явится залогом психического здоровья;
3) избегать
чрезмерного умственного
4) предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.
В проблеме сохранения психического здоровья детей очень часто существенен начальный период обучения. С поступлением в школу на ребёнка обрушивается масса новых впечатлений и требований:
строгое соблюдение правил поведения;
длительное пребывание в относительно неподвижной позе;
интенсивная умственная деятельность;
включение в многоликий коллектив сверстников;
появление нового непререкаемого авторитета учителя и т. д.
Так или иначе, процесс
адаптации к новым условиям социального
существования у многих детей
протекает болезненно, ему сопутствует
период неадекватных реакций. Такие
дети часто отвлекаются на уроках,
занимаются посторонними делами, на переменах
нарушают нормы поведения, кричат, бегают
или наоборот, замкнуты, пассивны. При
контакте с педагогом они смущаются,
при малейшем замечании плачут. У
некоторых детей появляются признаки
невроза, они теряют аппетит, плохо
спят, капризничают. У большинства
детей адаптация к школе
Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Степень вызываемого утомления зависит от утомительности урока отождествлять трудность и утомительность нельзя, хотя они и тесно связаны. Трудность - это объективное свойства урока, утомительность же - это его «физиологическая стоимость», своеобразное отражение воздействия урока на организм ученика.
Длительность и трудность урока - это объективные величины, не зависящие от учеников. Они действуют на всех, но не в равной степени вызывают (да и не у всех одинаковое) утомление. Это происходит потому, что на утомляющее воздействие урока наслаивается множество субъективных факторов: тип высшей нервной деятельности ученика, степень утомления, с которой он приступил к работе, психическое состояние от предшествующих факторов. Снижение утомительности урока в первую очередь зависит от его длительности и трудности изучаемого материала. Опыт показывает, что в последние 10 минут урока внимание и работоспособность учащихся падают, что этот период занятий неэффективен. Психогигиенической регламентации подлежит длительность отдельных учебных операций. Установлено, что продолжительность непрерывного чтения не должна превышать 15 минут, а в первом классе -10 минут. Переключение внимания после этого на другие виды деятельности дает хороший психогигиенический эффект. Одним из косвенных, но чрезвычайно эффективных средств защиты от утомительности урока служит его привлекательность для учащихся. Ей принадлежит ведущая роль в сохранении положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в классе - чрезвычайно существенного элемента психогигиены.
Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:
• оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;
• способствует психическому здоровью.
Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. Источником положительных эмоций может быть и сама учебная деятельность детей, когда решение трудной задачи, радость от преодоления препятствий показывает ученику его возможности и способности.
Главным генератором положительных эмоций учащихся служит интерес к уроку. А значит, его надо каким-то образом пробудить. В формировании утомления интерес действует прямо противоположно трудности. Отсутствие интереса или, попросту говоря, скука - это мощный фактор утомительности даже тогда, когда истинные элементы трудности отсутствуют.
Не следует, однако, это
переоценивать. Интерес может иногда
не уничтожать утомление, а лишь маскировать
его. Некоторые педагоги считают, что
эмоции могут отсрочить и
Отрицательные эмоции, в противоположность положительным, снижают уровень функционирования нервных структур и психической деятельности. С этой точки зрения в несколько непривычном освещении выступают школьные отметки. Учащиеся, получая отрицательные оценки, хуже выполняют другие задания того же типа, у них снижается работоспособность. Поэтому педагогам нужно быть очень осторожньми в оценке работ, не злоупотреблять и ставить плохие оценки только в тех случаях, когда ученик их действительно заслужил, и быть при этом предельно объективным. Плохой балл ранит гораздо сильнее, если ребёнок в глубине души считает, что он поставлен несправедливо. Для создания благоприятного эмоционального климата большое значение имеют сказанное учителем слово ободрения, заслуженная похвала, а излишние упрёки, особенно незаслуженные, приводят к угнетённому состоянию детей. Педагоги сами отмечают, что учащийся, при взаимодействии с которым учитель чаще всего бывает раздраженным и недовольным, испытывает определённый дискомфорт, подавленность и неуверенность в своих силах: В результате школьник хуже отвечает при опросе, чем вызывает ещё большее недовольство педагога. Создаётся порочный круг, следствием которого нередко бывает невротизация ребёнка.
Предложен даже специальный
диагноз для обозначения
Психопрофилактика - отрасль медицины, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение.
Пользуясь данными психогигиены, психопрофилактика разрабатывает систему мероприятий, ведущих к снижению нервно-психической заболеваемости и способствующих внедрению их в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают изучение динамики нервно-психического состояния человека в процессе трудовой деятельности, а также в бытовых условиях. Психопрофилактику принято подразделять на индивидуальную и социальную, кроме того, на первичную, вторичную и третичную.