Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:38, реферат

Описание

Цель исследования заключается в изучении особенностей психосоциальной поддержки детей 12 – 17 лет в условиях детского дома.
Объект исследования: психосоциальное здоровье подростков 12 – 17 лет, проживающих в детском доме.
Предмет исследования: организация процесса психосоциальной поддержки детей 12 – 17 лет в условиях детского дома.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности организации жизнедеятельности
детей в детском доме.
1.1. Характеристика учреждения для детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.2 Влияние условий проживания в детском доме на
формирование личности ребенка – подростка.
Глава 2. Особенности психосоциальной поддержки для
детей в условиях детского дома.
2.1. Психосоциальное здоровье, основные показатели
и критерии оценки.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Социальная психология. Психосоциальная поддержка детей в детских домах..doc

— 1.39 Мб (Скачать документ)

По классификации Всемирной Организации здравоохранения здоровье бывает:

      соматическим

      психическим

      социальным

Понятие психического здоровья – одно из наиболее остро обсуждаемых в психологии личности, в клинической психологии, в теории психотерапии.

Уже в конце XIX века в связи с ошеломившими современников работами Зигмунда Фрейда, наметился отход от старых психиатрических представлений о психическом («душевном») здоровье. Именно в рамках психоаналитической школы стала пересматриваться идея «нормальности» поведения человека, его реакций, побуждений, эмоций.

Американский психолог А. Эллис выделяет следующие критерии психического здоровья:

  1. Интерес к самому себе. Чувствительный и эмоционально здоровый человек ставит свои интересы чуть выше интересов других, жертвует собой в некоторой степени ради тех, о ком заботится, но не полностью.
  2. Общественный интерес. Если человек поступает безнравственно, маловероятно, что он построит себе мир, в сможет жить уютно и счастливо.
  3. Самоуправление (самоконтроль). Способность брать на себя ответственность за свою жизнь, и одновременно, стремление к объединению с другими без требования значительной поддержки.
  4. Высокая фрустрационная устойчивость. Предоставление права себе и другим совершать ошибки без осуждения своей личности или личности другого.
  5. Гибкость. Пластичность мысли, открытость изменениям, не ставить себе и другим жестких неизменных правил.
  6. Принятие неопределенности. Мы живем мире вероятностей и случая, в котором никогда не будет существовать полной определенности.
  7. Ориентация на творческие планы. Творческие интересы занимают большую часть существования человека и требуют вовлеченности.
  8. Научное стремление. Стремление быть более объективным, рациональным. Регуляция своих чувств и действий посредством реагирования оценивания их последствий в соответствии со степенью влияния на достижение близких и далеких целей.
  9. Принятие самого себя. Я люблю себя только за то, живу и имею возможность радоваться. Отказ от оценки своей внутренней ценности по внешним достижениям или под влиянием оценки других. Стремление скорее радоваться жизни, чем утверждать себя.
  10. Риск. Эмоционально здоровый человек склонен рисковать оправданно и стремиться делать то, чего он хочет, даже когда существует возможность неудачи. Стремление быть предприимчивым, но не безрассудно храбрым.
  11. Длительный гедонизм. Поиск удовольствия как в настоящем, так, и возможно, в будущем. Человек считает, что лучше думать как о сегодняшнем дне, так и о завтрашнем, и не одержим немедленным получением удовлетворения.
  12. Нон – утопизм. Отказ от нереалистического стремления к всеохватывающему счастью, радости, совершенству или к полному исключению тревоги, депрессии, враждебности.
  13. Ответственность за свои эмоциональные нарушения. Склонность принимать большую часть ответственности за свои нарушения на себя, а не стремление с целью защиты обвинять других или социальные условия.

Ряд психологов гуманистического направления вообще отказываются от терминов «норма», «патология», «болезнь», «диагноз». Они исходят из позиции, что каждый человек по – настоящему уникален и наделен от рождения огромными способностями, поэтому не следует одному человеку оценивать другого или исправлять в нем что – то, как в испорченном механизме. В то же время среди психологов и психотерапевтов возник интерес к влиянию семьи на формирование личности ребенка, к его отношениям с матерью в самом раннем детстве. Зарубежные психологи выполнили огромное количество экспериментальных исследований в этой области.

Их результаты, с одной стороны, во многом опровергали взгляды психоаналитиков на ребенка как на пассивное существо, наделенное «парциальными» ( частичными) ощущениями, с другой подтверждали положение теории З. Фрейда и его последователей о решающей роли отношений ребенка с матерью в раннем детстве.

Так, например, ряд исследований показали, что люди, подвергавшиеся в детстве насилию в семье ( эмоциональному, физическому, интеллектуальному), во взрослой жизни проявляют какие – либо из следующих черт характера и поведения:  социальная изоляция; негибкие или чрезмерно высокие притязания (ожидания); низкая самооценка; контролирующее, доминирующее поведение; недостаточная чувствительность; высокая потребность в зависимости; низкие коммуникативные навыки; принижающее, отрицательное или лживое поведение; чувство бессилия изменить свою жизнь; плохо контролируемая импульсивность; незрелость личности, инфантильное поведение; постоянная неудовлетворенность эмоциональных потребностей; частые жизненные кризисы; негативный опыт детства (воспоминания, отношения и пр.); проблема наркотиков и алкоголя; использование телесных наказаний в качестве дисциплинарного воздействия; различные стрессы в жизни – социальные, эмоциональные.

 

Эрих Фромм предложил психологический портрет человека будущего прогрессивного общества – Нового Человека. Его главная мысль заключается в том, что люди должны развивать и раскрывать лучшие стороны своего внутреннего мира и умение взаимодействовать с другими людьми.

Структура характера Нового Человека, по Фромму, включает:

Готовность отказаться от всех форм обладания, ради того, чтобы в полной мере быть; 

Чувство безопасности, чувство идентичности (т.е. тождественности самому себе) и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности;

Осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни, и что условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему, могут стать только полная независимость, отказ от «вещизма»;

Ощущение себя на своем месте, радость, получаемая от служения людям, а не от стяжательства и эксплуатации;

Любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях, понимание того, что священна жизнь и все, что способствует ее расцвету, а не вещи, не власть;

Стремление умерить, насколько возможно свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий;

Жизнь без идолопоклонства и без иллюзий, поскольку каждый достиг такого состояния, когда никакие иллюзии просто не нужны;

Развитие способности к любви  наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению;

Всестороннее развитие человека и его ближних, как высшая цель в жизни;

Понимание того, что для достижения этой цели необходимы дисциплинированность и реалистичность;

Развитие воображения, но не как бегство от невыносимых условий жизни, а как предвидение реальных возможностей, как средство положить конец этим невыносимым условиям;

Стремление не обманывать других, но и не быть обманутым;

Все более глубокое и всестороннее самосознание;

Ощущение своего единства с жизнью, т.е. отказ от подчинения, покорения и эксплуатации природы, от истощения и разрушения ее, стремление понять природу и жить в гармонии с ней;

Свобода, но не как произвол, а как возможность быть самим собой: не клубком алчных страстей, а только сбалансированной структурой, которая в любой момент может столкнуться с альтернативой – развитие или разрушение, жизнь или смерть;

Понимание того, что лишь немногим удается достичь совершенства по всем этим пунктам.

Особенно существенным представляется факт взаимосвязи и психологического здоровья и социальной активности старшего школьника. Развитие его личности и психического здоровья происходит за счет повышения самостоятельности и ответственности, умения наилучшим образом соотнести собственные интересы с потребностями коллектива. Эти данные указывают на то, что главным содержанием психосоциальной поддержки должна стать оптимизация коммуникативной деятельности подростка.

 

 

Список литературы.

1. Аналитический материал о негосударственных образовательных учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей./Вестник образования. № 8, 1999.

2.                Адлер А. Понять природу человека СПб.,1997,102с.

3                 Бенкевич О.Н. Это горькое слово приют./Хибинский вестник 28 мая,   1999.

4.                Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание М., 1986, 420 с.

5.              Битянова М.Н. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство., 1997.- 298 с.

6.                Бравинова Н.В. Если дома не ждут./Мурманский вестник.1   октября,2002.

7.                Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны,   представления, установки .-М., Издательский центр.»Академия»,2001.-  325с.

8.              Васильев А.Н. Новая профессия – «мама» - воспитательница./Дошкольное воспитание.,№ 11,1997.

9.                Грищенко Л.А., Алмазов Б.Н. Побег из дома и бродяжничество.-  Свердловск: Изд-во Уральского университета.

10.              Детские деревни./Управление школой.,№44,2001.

11.              Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: Детская деревня SOS в  подмосковном Томилине., Социальная защита.№3 ,2002.

12.              Иванова Н. Край сирот/ Социальная защита. №1, 1997ю

39

 



Информация о работе Психосоциальная поддержка детей в условиях детского дома