Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание

В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека; упор на психически здоровом человеке; особая роль идентичности и, наконец, сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Э.ЭРИКСОНА 5
1.1. Теория психосоциального развития Э. Эриксона 5
1.2. Теория развития личности Эрика Эриксона среди других
подходов 7
1.3. Эпигенетический принцип 9
1.4. Психосоциальные стадии развития личности 11
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 31
2.1. Цели, задачи и методы исследования 31
2.2. Исследование личностных особенностей, характерных для детей младшего школьного возраста 33
2.3. Исследование уровня сформированности ответственности
у младших школьников 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.rtf2.rtf

— 2.00 Мб (Скачать документ)

             

 

Приложение 1

 

 

 


 


 

 

Приложение 2

 

 

 

Приложение 3

 

Детский личностный вопросник Р.Кеттела

Модифицированный вариант детского личностного вопросника включает в себя 12 факторов или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности - это факторы A, B, C, D, E, F, G, H, I, O, Q3, Q4. Каждый личностный фактор рассматривается как кантинуум определенного качества или «первичной черты» (в вопроснике он измеряется в стенах - единицах шкалы с минимальным значением в 1 балл, максимальным - 10 и средним 5,5 балла) и характеризуется биполярно по крайним значениям этого кантинуума. Детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и пр. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам фактора В - три варианта ответа. Вопросник разделен на 2 идентичные части по 60 вопросов, все 12 шкал содержат по 10 вопросов (5 в каждой части), значимый ответ на каждый из них оценивается в 1 балл. Сумма баллов по каждой шкале с помощью специальных таблиц переводится в специальные оценки - «стены».

Опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе

Данный опросник разработан Н.И. Ковалевой. Позволяет выявить коэффициент дезадаптации (К) и соответствующую степень дезадаптации. Всего выделяется 4 степени дезадаптации:

Степень А - К до 14% - является нормальным, не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии (низкая степень дезадаптации);

Степень В - К от 15 до 30% - средняя степень дезадаптации;

Степень С - К выше 30% - серьезная степень дезадаптации;

Степень D - К выше 40% - дети нуждаются в консультации психоневролога. (Вопросы и обработка результатов представлены в приложении 7).

Опросник, направленный на выявление уровня сформированности ответственности у детей младшего школьного возраста (для родителей)

Данный опросник был разработан на основе выделенных критериев ответственности, которые были представлены в виде отдельных утверждений. Всего таких утверждений было 16. В каждом утверждении было представлено два противоположных проявления одной характеристики поведения (в правой и левой колонках).

Родителям предлагалось отметить степень выраженности каждой характеристики в обычном поведении ребёнка. Для этого использовалась биполярная шкала (3210123), где:

3 - встречается практически всегда;

2 - часто встречается;

1 - встречается, но в редких случаях;

0 - затрудняюсь ответить.

Родителям необходимо было отметить только одну цифру в числовом ряду.

В соответствии с полученными результатами были выделены следующие нормы:

< 4,5 - низкий уровень ответственности,

4,5 - 6,0 - средний уровень ответственности,

> 6,0 - высокий уровень ответственности.

Текст опросника прилагается (см. приложение 6).

 

 

Приложение 4

 

Экспериментальная ситуация

"Изготовление закладок для детского сада"

Экспериментальная ситуация осуществлялась следующим образом: в пятницу детям было дано задание изготовить закладки для детского сада к празднику книги. При этом предлагалась следующая инструкция: "В детском саду «Алёнка» будет проходить праздник книги. Для того чтобы этот праздник прошёл хорошо, чтобы все дети были довольны мы должны им помочь. Для этого необходимо изготовить закладки. То есть каждый из вас должен изготовить 5 закладок, если кто-то захочет, может изготовить больше, но не меньше 5. Закладки могут быть сделаны из любого материала, но они должны быть красивыми и вы обязательно должны изготовить их сами, без чьей-либо помощи. Закладки нельзя покупать".

Срок выполнения закладок 3 дня (пятница, суббота и воскресенье), то есть дети должны были принести закладки в понедельник.

Ещё одним необходимым условием эксперимента было то, что никакие записи не делались, то есть дети должны были запомнить задание без каких-либо вспомогательных средств, без контроля родителей и учителя.

Работа детей оценивалась по следующим параметрам:

Норма: 3 балла - > 5 закладок

2 балла - 5 закладок

1 балл - < 5 закладок

0 баллов - не сделал совсем

Качество: 3 балла - цветные закладки с картинками

2 балла - простые, без картинок

1 балл - бесцветные

0 баллов - несамостоятельное выполнение (купил), не сделал.

Срок выполнения:

3 балла - в понедельник

2 балла - во вторник

1 балл - через несколько дней, после напоминания

0 баллов - совсем не принёс

В результате оценок работы детей были получены следующие нормы:

0 - 3 балла - низкий уровень ответственности;

4 - 6 баллов - средний уровень ответственности;

7 - 9 баллов - высокий уровень ответственности.

 

 

Приложение 5

 

Опросник, направленный на выявление уровня сформированности ответственности у младших школьников (для родителей)

Имя ребенка:________________

Старший или младший ребенок,

если в семье несколько детей____________

Класс:_____________________

Ф.И.О родителей: ____________________

Образование:_________________

Возраст (родителей):____________

Количество детей в семье:_______________

Инструкция: «Вашему вниманию предлагается 16 утверждений, касающихся некоторых сторон поведения детей. В каждом утверждении представлено 2 противоположных проявления одной характеристики поведения (в правой и левой колонках). Отметьте, пожалуйста, на бланке степень выраженности каждой характеристики в обычном поведении Вашего ребенка. Для этого необходимо обвести соответствующий балл в средней графе опросника, отметив только одну цифру в числовом ряду:

3 - встречается практически всегда;

2 - часто встречается;

  1. встречается, но в редких случаях;

0 - затрудняетесь ответить.

 

Например:

Ребенок хорошо выполняет задание, даже если оно не проверяется и процесс выполнения не контролируется

3 2 1 0 1 2 3

Ребенок не начнет выполнять поручение до тех пор, пока Вы не напомните ему (ей) об этом и не проследите за процессом исполнения


 

Выбор цифры 3 с правой стороны означает, что ребенок практически всегда не начинает выполнение задания, пока Вы не напомните ему об этом.

Постарайтесь как можно реже прибегать к нейтральному ответу 0. При ответах важна Ваша первая реакция.

Заранее Вам благодарны за искренние ответы!

 

Текст опросника

1

Ребенок хорошо выполняет задание, даже если оно не проверяется и процесс выполнения не контролируется

 

 

3 2 1 0 1 2 3

Ребенок не начнет выполнять поручение до тех пор, пока Вы не напомните ему (ей) об этом и не проследите за процессом исполнения

2

Работая над заданием, ребенок способен отказаться от каких-либо развлечений, чтобы хорошо выполнить поручение.

 

3 2 1 0 1 2 3

Даже самое ответственное задание не может заставить ребенка отказаться от любимого дела (просмотр ТВ, компьютер, прогулки и т.д)

3

Ребенок выполняет требование после первого предъявления

 

3 2 1 0 1 2 3

Для выполнения требования ребенку необходимо неоднократное напоминание со стороны родителей или учителей

4

"Пообещать" для ребенка значит сделать

 

3 2 1 0 1 2 3

Выполнение обещания ребенком зависит от степени трудности обещанного, привлекательности задания или его настроения

5

Без просьбы родителей, по собственной инициативе ребенок помогает в работе по дому

3 2 1 0 1 2 3

Ребенок исполняет только то, что ему поручили

6

Если ребенку дали задание, то он без промедления приступает к нему, не откладывая в "долгий ящик"

 

3 2 1 0 1 2 3

Задание ребенок выполняет в последний момент, постоянно находя поводы для отсрочки, и в результате опаздывает с его сдачей в установленные сроки

7

При подготовке домашнего задания ребенок не ограничивается учебником, задает вопросы, читает энциклопедии и др. дополнительную литературу

 

3 2 1 0 1 2 3

 

Ребенка часто приходится просить переделать домашнее задание, т.к. качество его выполнения страдает.

8

При выполнении задания ребенок не прекращает работу до тех пор, пока не будет сделано абсолютно все

 

 

3 2 1 0 1 2 3

Ребенок может пойти в школу, не выполнив до конца домашнее задание

9

Приступая к ответственной работе, ребенок вдумывается в задание, уточняет правила и задает вопросы для понимания процесса его выполнения

 

3 2 1 0 1 2 3

Ребенок может выполнить задание некачественно, т.к. с самого начала работы не разобрался в его сути

10

Если ребенок не выполнил обещание или поручение, он беспрекословно принимает все меры порицания, понимая необходимость отвечать за свои поступки

 

3 2 1 0 1 2 3

Не выполнив порученное дело, ребенок не осознает своей вины и часто считает наказание несправедливым

11

В исключительных случаях отказа от поручения, ребенок может объяснить его реальные причины

 

3 2 1 0 1 2 3

Регулярно отказываясь от трудных заданий, ребенок не в состоянии объяснить реальных причин своего отказа

12

Выполняя какое-либо поручение, ребенок понимает зачем и для кого необходим результат его работы

 

3 2 1 0 1 2 3

Ребенок выполняет задание автоматически, не вдумываясь в назначение его результатов


 

 

Приложение 6

Опросник для учителя по диагностике адаптации учащегося 1-го класса к школе (Ковалева Н.И.)

 

Инструкция: В бланке ответов следует вычеркнуть номера тех высказываний, которые, по вашему мнению, относятся к данному ученику.

1. Родители совершенно устранились от воспитания, почти не бывают в школе.

2. При поступлении в школу ребенок не владел элементарными учебными навыками (не умел считать, не знал буквы и т.п.).

3. Не знает многое из того, что известно большинству детей его возраста (например, дни недели, времена года, сказки и т. п.).

4. Плохо развиты мелкие мышцы рук (трудности с письмом, неравномерные буквы, тремор и т.п.).

5. Пишет правой рукой, но со слов родителей является переученным левшой.

6. Пишет левой рукой.

7. Бесцельно двигает руками.

8. Часто моргает.

9. Сосет палец или ручку.

10.Иногда заикается.

11.Грызет ногти.

12.У ребенка крупное телосложение, маленький рост.

13.Ребенок явно «домашний», нуждается в доброжелательной атмосфере, любит, когда его гладят, обнимают.

14.Очень любит играть, играет даже на уроках.

15.Такое впечатление, что он младше других, детей, хотя по возрасту им ровесник.

16.Речь инфантильная, напоминает речь 4-5 -летнего ребенка.

17.Чрезмерно беспокоен на уроках.

18.Быстро примеряется с неудачами.

19.Любит шумные подвижные игры на переменах.

20.Не может долго сосредоточиться на одном задании, всегда старается сделать побыстрее, не заботясь о качестве.

21. После интересной игры, физкультурной паузы его невозможно настроить на серьезную работу.

22.Долго переживает неудачи.

23.При неожиданном вопросе учителя часто теряется. Если дать время на обдумывание, может ответить хорошо.

24.Очень долго выполняет любое задание.

25.Домашнее задание выполняет гораздо лучше классных (разница очень существенная, больше, чем у других детей).

26.Очень долго перестраивается с одной деятельности на другую.

27.Часто не может повторить за учителем самый простой материал, при этом демонстрирует отличную память, когда речь идет об интересующих его вещах (например, знает марки машин, но не может повторить самое простое правило).

28. Требует к себе постоянного внимания со стороны учителя. Почти все делает только после персонального обращения: «Пиши!» и т.п.

29. Допускает много ошибок при списывании.

30.Чтобы отвлечь его от задания, достаточно малейшей причины: скрипнула дверь, что-то упало и т.д.

31.Приносит в школу игрушки и играет на уроках.

32.Никогда ничего не сделает сверх положенного минимума: не стремится узнать что-то, рассказать.

33.Родители жалуются, что с трудом усаживают его за уроки.

34.Такое впечатление, что на уроках ему плохо, оживает на переменах.

35.Не любит никаких усилий, если что-то не получается, бросает, ищет каких-то оправданий: рука болит и т.п.

36.Не совсем здоровый вид (бледный, худенький).

37.К концу урока работает хуже, часто, отвлекается, сидит с отсутствующим видом.

38.Если что-то не получается, раздражается, плачет.

39.Плохо работает в условиях ограниченного времени. Если его торопить, может совсем «отключиться», бросить работу.

40.Часто жалуется на усталость, головную боль.

41.Почти никогда не отвечает правильно, требует сообразительности.

42.Ответы становятся лучше, если есть опора на внешние объекты (считает пальцы т. п.)

43.После объяснения учителя не может выполнить аналогичное задание.

44. Затрудняется применять ранее усвоенные понятия, навыки при объяснении

учителем нового материала.

45.Часто отвечает не по существу, не может выделить главное.

46.Такое впечатление, что ему трудно понять объяснение, так как основные навыки, понятия у него не сформированы.

При работе с опросником учитель на бланке ответов вычеркивает номера, в которых описаны фрагменты поведения, характерные для конкретного ребенка. Бланк разделен вертикальной линией. Если номер вычеркнутого фрагмента находится слева от линии, при обработке засчитывается один балл, если справа - то два балла. Максимально возможная сумма баллов - 70 баллов. Подсчитав, какую сумму набрал ребенок, можно определить его коэффициент дезадаптации: К = 100% * n/70, где n -количество баллов, набранных ребенком.

Интерпретация значений коэффициентов:

А - показатель до 14% является нормальным, не дает возможности говорить о каком-либо неблагополучии;

В - показатель от 15 до 30% свидетельствует о средней степени дезадаптации;

С - показатель свыше 30% серьезная степень дезадаптации;

Д - если коэффициент свыше 40%, то дети, как правило, нуждаются в консультации психоневролога.

В бланке ответов все имеющиеся факторы поведения определенным образом сгруппированы. Такое построение бланка дает возможность достаточно быстро сориентироваться, определить, какой фактор лежит в основе дезадаптации.

РО - родительское отношение.

НГШ - неготовность к школе.

Л - леворукость.

НС - невротические симптомы.

И - инфантилизм.

ГС - гиперкинетический синдром, чрезмерная расторможенность.

ИНС - инертность нервной системы.

НП - недостаточная произвольность психических функций.

НМ - низкая мотивация учебной деятельности.

АС - астенический синдром.

НИД - нарушение интеллектуальной деятельности.

 

                                                                                                             

1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. -  607.

Информация о работе Психосоциальная теория развития личности Э. Эриксона