Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:44, реферат
Принято выделять ряд последовательно сменяющих друг друга фаз работоспособности. В процессе выполнения работы человек проходит через следующие фазы:
1) фаза мобилизации – предрабочее . предстартовое состояние. Суть этой фазы- подготовка к выполнению конкретной задачи и мобилизация функциональных возможностей организма. Характеризуется генерализованной активацией большинства структур мозга.
1. Работоспособность. Нарушение умственной работоспособности
Под работоспособностью принято понимать потенциальную возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Различают умственную и физическую работоспособность. Остановимся на умственной работоспособности:
Умственный труд - это деятельность человека по преобразованию сформированной действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений. Результат умственного труда - научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей. Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья человека, самочувствия, от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов, от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма .
Принято выделять ряд последовательно сменяющих друг друга фаз работоспособности. В процессе выполнения работы человек проходит через следующие фазы:
1) фаза мобилизации – предрабочее . предстартовое состояние. Суть этой фазы- подготовка к выполнению конкретной задачи и мобилизация функциональных возможностей организма. Характеризуется генерализованной активацией большинства структур мозга.
2) фаза врабатываемости – нарастание работоспособности. Первичная реакция организма на испытываемую нагрузку. Характеризуется недостаточно высокой эффективностью работы , поиском адекватного реагирования на предъявляемую нагрузку. Возможны сбои, ошибки, но постепенно организм приспосабливается к оптимальному режиму выполнения задания. Неустойчивость динамического воздействия отдельных структур мозга.
3) фаза гиперкомпенсации- кратковременная чрезмерно высокая работоспособность за счет нерационального нарастания напряженности физиологических процессов, лежащих в основе деятельности.Эта фаза может вклиниваться в фазу врабатывания или в фазу субкомпенсации как результат недостаточно сформированных механизмов мозговой организации деятельности.
4) фаза оптимальной работоспособности (компенсации) – высокий уровень работоспособности с полной компенсацией затрат организма. Оптимальный режим работы.
5) фаза неустойчивой компенсации (субкомпенсации) - перестройка организма: необходимый уровень в работе поддерживается за счет ослабления менее важных функций. Нарастание утомления , снижение эффективности работы.
6) фаза декомпенсации ( начальная стадия утомления) - при выходе за пределы фактической работоспособности во время работы в сложных условиях после фазы субкомпенсации наступает данная фаза, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями; снижается внимание , память, восприятие.
7) фаза срыва - возникает при продолжении работы (резкое падение производительности, вплоть до невозможности продолжать работать, неадекватность реакций организма, обмороки). В некоторых случаях может наблюдаться всплеск работоспособности – фаза” конечного прорыва”- например при наличии сильного мотива к деятельности. В этот момент физиологическая цена деятельности максимальна.
8) фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма наступает после прекращения работы.
Продолжительность и выраженность перечисленных фаз зависит от многих факторов ( тип высшей нервной деятельности , возраст , мотивация и др.)
Начиная с фазы субкомпенсации, возникает состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Психическое утомление является следствием перегруженности ЦНС. Обычно оба эти вида утомления тесно переплетены между собой, причем психическое утомление (ощущение усталости) предшествует физиологическому. Психическое утомление разнообразно по своим проявлениям: в области ощущений оно проявляется в понижении чувствительности, в результате чего отдельные раздражители перестают восприниматься, а другие воспринимаются с опозданием. Также снижается способность концентрировать внимание, сознательно его регулировать. Нарушаются показатели памяти: снижается способность к запоминанию, воспоминания приобретают обрывочный характер. Мышление замедляется, теряет свой критический характер, гибкость. В эмоциональной сфере возникает безразличие, скука, состояние напряженности, возможны явления депрессии или повышенной раздраженности, наступает эмоциональная неустойчивость. Нарушаются сенсомоторные реакции, что проявляется в увеличении времени реакции, потере ловкости, координированности движений. Таким образом, психическое утомление имеет комплексный характер и затрагивает все стороны психической жизни человека. В случае неполного восстановительного периода остаточные проявления утомления сохраняются. Они могут накапливаться и приводить к хроническому переутомлению различной степени выраженности. В состоянии переутомления снижается длительность фазы оптимальной работоспособности, в некоторых тяжелых случаях она может полностью отсутствовать. Можно сказать, что вся работа проходит в фазе декомпенсации. В состоянии хронического переутомления в наибольшей степени страдает умственная работоспособность, что проявляется в трудностях сосредоточения, нарастании мнестических расстройств, замедленности и неадекватности мышления.
Переутомление -это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной нервной системе. В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать патогенез переутомления аналогичным патогенезу неврозов. Существенное значение в патогенезе заболевания имеет эндокринная система и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников.
Таблица1. Стадии переутомления( Луков Г.К, Платонов К.К, 1964)
симптомы | 1стадия- начинающаяся | 2 стадия- легкая | 3ст - выраженная | 4ст - тяжелая |
Снижение дееспособности | малое | заметное | выраженное | резкое |
Появление ранее отсутствовавшей усталости при нагрузке | При усиленной нагрузке | При обычной нагрузке | При облегченной нагрузке | Без всякой нагрузки |
Компенсация снижения дееспособности волевым усилием | Не требуется | полностью | неполностью | незначительно |
Эмоциональные сдвиги | Временами снижение интереса к работе | Временами неустойчивость настроения | раздражительность | Угнетение резкая раздражительность |
Расстройство сна | Трудно засыпать или просыпаться | Многим труднее засыпать или просыпаться | Сонливость днем | бессонница |
Снижение умственной работоспособности | нет | Трудно сосредоточиться | Временами забывчивость | Заметное ослабление внимания памяти |
Необходимые мероприятия | Упорядочение отдыха Культурные развлечения спорт | Очередной отпуск и отдых | Необходимо ускорение очередного отпуска | лечение |
2_).Активный и пассивный отдых как способ поддержания нормального функционирования жизнедеятельности человека.
Отдых - это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к восстановлению сил и работоспособности. Работа и отдых тесно связаны между собой и представляют две стороны нормальной жизнедеятельности организма. Правильно организованный и культурный отдых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Существуют две основные формы отдыха - пассивный и активный. Пассивный (состояние физиологического покоя) - это отдых во время ночного сна. Многие считают, что физический покой, бесцельное времяпрепровождение являются отдыхом. В действительности, это порождает апатию, расслабляет организм, понижая его тонус, резко ухудшает работоспособность. Только в редких случаях - при большой физической усталости - людям, ослабленным болезнью, необходим покой, пассивный отдых.
Впервые значение активного отдыха научно обосновал И. М. Сеченов. Он заметил, что работоспособность руки после сильного утомления восстанавливается быстрее, если другой, неутомленной, рукой выполнять нейтральную физическую работу.
Активный отдых - отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе.
После И. М. Сеченова феномен активного отдыха изучали другие ученые. Было установлено, что он применяется не только к физической деятельности, но и достигает наибольшего эффекта при умственном труде.
Активный отдых снимает утомление и восстанавливает работоспособность. Он тренирует организм, придает человеку новые силы и энергию, повышает производительность умственной деятельности.
Быстро и наиболее полно восстанавливается работоспособность после сильного умственного утомления при переключении на физическую деятельность: прогулки, езду на велосипеде, ходьбу на лыжах и т.д. Используя это средство, необходимо помнить, что физические нагрузки являются вспомогательными приемами для отдыха. Поэтому их интенсивность не должна быть очень высокой, а структура движений хорошо знакомой, чтобы выполнять все автоматически, без напряжения внимания.
Отдых во время рабочего дня осуществляется в обеденный перерыв, в дополнительные регламентированные перерывы и в микропаузы между отдельными процессами и операциями.
Общепринятый обеденный перерыв рекомендуется проводить не на рабочем месте, а в другом помещении. При организации регламентированных перерывов через 1-2 часа работы или ежечасных пятиминутных пауз необходимо учитывать состояние рабочей установки и врабатываемости организма. Паузы должны быть достаточными для восстановления сил, для отдыха, но не слишком продолжительными, чтобы сохранялись рабочее настроение и трудовой тонус.
Очень важно организовать ежедневный отдых в свободное от работы время. Существуют многообразные формы и виды отдыха.
Человек нуждается не только в умственном и физическом отдыхе. Ему необходим моральный, эмоционально-эстетический отдых. Прекрасным средством такого расслабления являются общение с детьми, смех и юмор. Полезны для здоровья личные интеллектуальные пристрастия людей, их хобби - рыбная ловля, охота, занятие музыкой, общение с друзьями. Искусство как форма художественной самодеятельности оказывает существенное влияние на устранение утомления.
При организации еженедельного отдыха необходимо соблюдать ряд правил:
1.Отдыхать активно.
2.Не заниматься в выходные дни теми же видами деятельности, что и в течение недели.
3.Постоянно переключаться с одного рода занятий на другой, чередуя умственные и физические нагрузки.
4.Не менее 3-4 часов находиться на свежем воздухе.
5.Выходной день - эффективное время для занятий спортом: коньки, футбол, волейбол и т.п.
6.По возможности провести выходные дни за городом, в парке и работой на дачном участке.
Не стоит забывать о создании эмоционального подъема. Чувства радости, удовлетворения, торжества, восторга возбуждают центральную нервную систему, снимают усталость и повышают работоспособность, силу и выносливость. Очень содержательными в этом плане являются туризм, альпинизм, загородные путешествия и экскурсии.
Ежегодный очередной отпуск является жизненно важной необходимостью. Его нужно проводить так, чтобы полученной энергии хватило на весь год. Для этого недостаточно просто хорошо отдохнуть. Ежегодный отпуск должен стать исходным пунктом для претворения в жизнь элементов личной гигиены, методов и приемов сохранения и приумножения здоровья.
3) Понятие про биоритмы, работоспособности человека на протяжении дня.
Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Биологическе ритмы и их влияние на работоспособность человека.
Биологические ритмы — это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека. Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т. д.).
В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.
Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.
Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.
Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий — с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч — во вторую. Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.
Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.
Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») — вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым — поздним вечером или даже ночью.
Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочной (приготовление домашних заданий, активный отдых).
Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографичес- ких условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом — перелет на самолете в места отдыха, в другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:
Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5—10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.
Информация о работе Работоспособность. Нарушение умственной работоспособности