Растройства личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:49, доклад

Описание

Ниже помещены психологические методики изучения семьи, специально разработанные нами для обеспечения поэтапного выявления семейного источника психической травматизации личности. Все эти методики разработаны нами в процессе семейной психотерапии в 1970—1987 гг.

Работа состоит из  1 файл

Ме.docx

— 159.76 Кб (Скачать документ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Диагностическая процедура — «Наивная семейная психология» (НСП)

1.  II: «Сейчас мы будем изучать, хорошо ли Вы знаете людей, умеете ли предвидеть их поступки, «угадывать» мысли, чувства, желания. Как Вы сами считаете, хорошо ли Вы знаете людей?»

О (отвечает).

П (после ответа, вне зависимости от его содержания): «Такой ответ — хороший признак. Видимо, Вы хорошо знаете людей!»

2.  П:  «Представьте себе, что Вы видите идущих  по улице молодых людей — парня и девушку. Они идут вместе. Он положил ей руку на плечо. Можете ли более или менее уверенно определить, увидев такую пару, насколько они друг другу нравятся, какие чувства испытывают?»

О (отвечает).

П (вне зависимости от содержания ответа): «Очень хорошо!»

3.  П:  «Можете ли  Вы  по выражению лица  человека определить  чувства,  которые он испытывает? Давайте попробуем!»

П (рисует лица типа «точка, точка, запятая...»).

О (пытается установить выражаемое чувство).

П  (вне зависимости от содержания ответа одобряет).

4.   П: «А теперь переходим к самому главному заданию. Я расскажу Вам о случае, который действительно имел место. Этих людей, я хорошо знаю. Попробуйте установить, чем кончился этот случай!»

П (зачитывает случай): «Ну, сможете ли Вы в точности, безошибочно угадать, что сделал этот человек?»

О (вероятный  ответ): «В точности установить очень  трудно. Надо знать этих людей, их жизнь».

П: «Верно! Но я хорошо знаю этих людей. Поэтому задавайте мне любые вопросы о них. Только одно условие! Вопросы можно задавать только такие, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Договорились?»

О (начинает задавать вопросы).

П (по каждому вопросу): 1) одобряет вопрос; 2) дает уклончивый ответ; 3) записывает вопрос.

О (вероятная  реплика): «Все! Могу установить, как  он поступил».

П: «Одну минуточку подождите! На сколько процентов Вы уверены, что правильно установили?»

О (называет процент).

П: «Итак, Ваше мнение?»

О (дает ответ).

П (вне зависимости от ответа): «Угадано ве,рно. Пожалуйста, поделитесь секретом, как Вам удалось угадать! Что Вы хотели установить с помощью первого вопроса?» (записывает).— «Второго?» (записывает) и т.д.

5.   П (аналогичным образом, начиная с п. 4, работаем со случаем 2 и случаем 3).

Случай  I.

«Его  фамилия Алексеев. Живет в Риге. Зовут Иван Сергеевич Ему 29 лет. Женат  пятый год. Двое детей — близнецы: Тол и к и Таня. Работает инженером-конструктором в КБ. Однажды ему позвонил однокурсник из Минска. Он предложил переехать к нему, заняться более интересной работой. Заработок на 60 рублей выше. Одна проблема — с квартирой. Очередь — 4 года. Возникла идея: ом пока поедет один, а через пару лет возьмет и семью. Он долго колебался. С одной стороны, и перспектива, и работа, о которой давно мечтал, а с другой — жизнь вдали от семьи. Что он выбрал?»

Случай 2.

«Вострин Сергей Сергеевич — сменный мастер. Однажды «внепланово» как победитель соцсоревнования получил солидную сумму — 160 руб. Начались сомнения — внести деньги н семейную кассу или оставить у себя в качестве карманных денег. Как он поступил?»

Случай 3.

«Санов  Сергей, 14 лет, заявил отцу, что вечером, несмотря на запрет отца, пойдет с дру и>ями па дискотеку. Отец нахмурился и подумал, что надо что-то сделать. Как он поступил?» 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  5

Методическая  процедура «Симпатия» или ПТС  «Предпочитаемый тип симпатии»

(принципы  создания и применения методики  см. в гл. 2)

1.  Вступительная  часть. Ранжирование портретов.  П  (раскладывает портреты в порядке нумерации).

П: «Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этих людей! Они разные по полу и возрасту, но у каждого свой собственный неповторимый характер, не похожий на другие. Представьте себе характеры этих людей!»

О  (рассматривает  портреты).

П: «А теперь выберите среди них человека, который Вам больше всего нравится!»

О (выбирает).

П: «Спасибо!» (вынимает этот портрет).— «Положите его, пожалуйста, вот сюда! А теперь найдите из оставшихся, кто Вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите —- от самого Вам симпатичного до самого антипатичного!»

О (раскладывает).

П (когда ранжирование заканчивается, переписывает номера карточек, затем вновь раскладывает в порядке нумерации).

2.   Выявление ведущего стимула симпатии.

П: «Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся людей, портреты которых Вы только что раскладывали  (стандартные вопросы приложены в конце методики). О (отвечает).

3.  П (устанавливает, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает О тому, кто ему «больше всего нравится»),

П (предлагает О проранжировать все портреты по упомянутому качеству. Например, если наиболее нравящийся О тот, кто более других способен ощутить чувство благодарности за добро, что ему сделали, то П предлагает всех проранжировать от наиболее способного до наименее способного ощутить чувство благодарности).

О  (выполняет  ранжирование).

4. П (вручает пустые карточки).

П: «Представьте, что на этих пустых карточках обозначены портреты членов Вашей семьи! Обозначьте, как Вам удобно, каждого!»

О (обозначает).

П: «А теперь вставьте в эти карточки ряд портретов! На какое место Вы бы положили каждого?»

О (раскладывает).

Если  изучается несколько ведущих  стимулов симпатии, то все повторяется  со следующим качеством, начиная  от п. 3. Оценка: каждому члену семьи, «пустые карточки» которых раскладывались, присваивается условный балл, равный ...36 — место портрета в ряду.

5.  Интервью  по конкретизации ведущего стимула.

П (кладет перед О портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу).

П: «Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке! Что он сейчас делает? О чем думает? В каком настроении? Кем бы он мог быть лично Вам? Что ему нравится и что не нравится?»

Аналогичным образом конкретизируются и другие стимулы.

Стандартные вопросы к п. 2:

1.  Кто  из этих людей может больше  всего достичь в жизни славы,  успеха и т.д.

2.  Если  бы все эти люди были тяжело больны, за кем Вы бы охотнее всего ухаживали?

3.  Кому  из них Вы бы охотнее помогали  в его делах?

4.  Кто  из них человек с самым интересным  внутренним миром?

5.  Кем  из них больше всего восхищаются  окружающие?

6.  Вы  больны: чья забота была бы  Вам наиболее приятной?

7.  Кого  бы Вы взяли на опасное дело, например в разведку?

8.  Кто  из них мог бы полюбить Вас  или сильно привязаться к Вам?

9.  У  кого во внешнем облике больше  всего черт, которые Вам вообще  нравятся в людях? 10. Кого охотнее  всего Вы взяли бы на совместное  увеселение? 

 
 

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Методика  «Нормативное сопротивление» (НС)

Женский вариант

Содержание  карточек для сортировки:

1.  Жена  вышла замуж за нелюбимого из чувства мести.

2.  Жена  в этой семье вышла замуж  за нелюбимого человека, чтобы  он дал ей  все: обеспеченность, знакомства, интересный досуг.

3.  Жена  вышла замуж за нынешнего мужа, так как ждала ребенка от другого.

4.  Жена  презирает мужа и не скрывает  этого.

5.   Старается возбудить ревность  мужа к себе.

6.  Ей  нравится мучить и унижать  мужа.

7.  Муж  бьет ее.

8.  Муж .устраивает унизительные «проверки» ее супружеской верности.

9.  Испытывает  отвращение к мужу, но ради  спокойствия скрывает это.

10.  Муж  не считается с ней и заставляет  ее делать все так, как он  хочет.

11.  Ее  муж работает ночным сторожем  или дворником.

12.  Очень  боится мужа.

13.  Очень  ревнует мужа.

14.  Мирится  с тем, что муж ей изменяет.

15.  Не  любит своего ребенка.

16.  Выполняет  любые прихоти своего ребенка.

17.   Пыталась покончить жизнь самоубийством.

18.  Когда  ее желания не выполняются,  устраивает истерики.

19.  Обманывает  мужа с его товарищем.

20.  Ее  муж отбывал наказание за преступление.

21.   Срывает плохое настроение на  муже.

22.  Срывает  плохое настроение на ребенке.

23.  Дети  ее не любят.                            «

24.  Стесняется  с Мужем появляться на людях.

25.  Ревнует  своего сына к его девушкам.

26.  Издевается  над своим ребенком.

27.  Покорно  терпит измены мужа.

28.  Ненавидит  мать мужа, хотя та к ней  хорошо относится.

29.  Делает  все, чтобы муж был безропотно  послушным.

30.  Открыто  говорит мужу, что он — сексуальный  неудачник.

31.  Недовольна своим замужеством.

32.  Любит  мужа без взаимности.

33.  Ни  одного вопроса не может решить  без скандала. Примечания.

1.   Нормативное сопротивление констатируется, если в левой группе карточек (наиболее позорно) оказалось  12 и более карточек.

2.   Нормативный контраст констатируется, если частное от деления числа  карточек в левой группе на  число их в правой крайней  (не позорно) равно или более  0,8.

гп ==0,65; р = 0,01; ро (по первому показателю) =0,62; р = 0,01; п = 45. 

Информация о работе Растройства личности