Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 12:49, доклад
Ниже помещены психологические методики изучения семьи, специально разработанные нами для обеспечения поэтапного выявления семейного источника психической травматизации личности. Все эти методики разработаны нами в процессе семейной психотерапии в 1970—1987 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Диагностическая процедура — «Наивная семейная психология» (НСП)
1. II: «Сейчас мы будем изучать, хорошо ли Вы знаете людей, умеете ли предвидеть их поступки, «угадывать» мысли, чувства, желания. Как Вы сами считаете, хорошо ли Вы знаете людей?»
О (отвечает).
П (после ответа, вне зависимости от его содержания): «Такой ответ — хороший признак. Видимо, Вы хорошо знаете людей!»
2. П: «Представьте себе, что Вы видите идущих по улице молодых людей — парня и девушку. Они идут вместе. Он положил ей руку на плечо. Можете ли более или менее уверенно определить, увидев такую пару, насколько они друг другу нравятся, какие чувства испытывают?»
О (отвечает).
П (вне зависимости от содержания ответа): «Очень хорошо!»
3. П: «Можете ли Вы по выражению лица человека определить чувства, которые он испытывает? Давайте попробуем!»
П (рисует лица типа «точка, точка, запятая...»).
О (пытается установить выражаемое чувство).
П (вне зависимости от содержания ответа одобряет).
4. П: «А теперь переходим к самому главному заданию. Я расскажу Вам о случае, который действительно имел место. Этих людей, я хорошо знаю. Попробуйте установить, чем кончился этот случай!»
П (зачитывает случай): «Ну, сможете ли Вы в точности, безошибочно угадать, что сделал этот человек?»
О (вероятный ответ): «В точности установить очень трудно. Надо знать этих людей, их жизнь».
П: «Верно! Но я хорошо знаю этих людей. Поэтому задавайте мне любые вопросы о них. Только одно условие! Вопросы можно задавать только такие, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Договорились?»
О (начинает задавать вопросы).
П (по каждому вопросу): 1) одобряет вопрос; 2) дает уклончивый ответ; 3) записывает вопрос.
О (вероятная реплика): «Все! Могу установить, как он поступил».
П: «Одну минуточку подождите! На сколько процентов Вы уверены, что правильно установили?»
О (называет процент).
П: «Итак, Ваше мнение?»
О (дает ответ).
П (вне зависимости от ответа): «Угадано ве,рно. Пожалуйста, поделитесь секретом, как Вам удалось угадать! Что Вы хотели установить с помощью первого вопроса?» (записывает).— «Второго?» (записывает) и т.д.
5. П (аналогичным образом, начиная с п. 4, работаем со случаем 2 и случаем 3).
Случай I.
«Его фамилия Алексеев. Живет в Риге. Зовут Иван Сергеевич Ему 29 лет. Женат пятый год. Двое детей — близнецы: Тол и к и Таня. Работает инженером-конструктором в КБ. Однажды ему позвонил однокурсник из Минска. Он предложил переехать к нему, заняться более интересной работой. Заработок на 60 рублей выше. Одна проблема — с квартирой. Очередь — 4 года. Возникла идея: ом пока поедет один, а через пару лет возьмет и семью. Он долго колебался. С одной стороны, и перспектива, и работа, о которой давно мечтал, а с другой — жизнь вдали от семьи. Что он выбрал?»
Случай 2.
«Вострин Сергей Сергеевич — сменный мастер. Однажды «внепланово» как победитель соцсоревнования получил солидную сумму — 160 руб. Начались сомнения — внести деньги н семейную кассу или оставить у себя в качестве карманных денег. Как он поступил?»
Случай 3.
«Санов
Сергей, 14 лет, заявил отцу, что вечером,
несмотря на запрет отца, пойдет с дру
и>ями па дискотеку. Отец нахмурился
и подумал, что надо что-то сделать. Как
он поступил?»
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Методическая процедура «Симпатия» или ПТС «Предпочитаемый тип симпатии»
(принципы
создания и применения
1. Вступительная
часть. Ранжирование портретов.
П: «Посмотрите, пожалуйста, внимательно на этих людей! Они разные по полу и возрасту, но у каждого свой собственный неповторимый характер, не похожий на другие. Представьте себе характеры этих людей!»
О (рассматривает портреты).
П: «А теперь выберите среди них человека, который Вам больше всего нравится!»
О (выбирает).
П: «Спасибо!» (вынимает этот портрет).— «Положите его, пожалуйста, вот сюда! А теперь найдите из оставшихся, кто Вам больше всех нравится, и положите его рядом, и так до тех пор, пока всех не разложите —- от самого Вам симпатичного до самого антипатичного!»
О (раскладывает).
П (когда ранжирование заканчивается, переписывает номера карточек, затем вновь раскладывает в порядке нумерации).
2.
Выявление ведущего стимула
П: «Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся людей, портреты которых Вы только что раскладывали (стандартные вопросы приложены в конце методики). О (отвечает).
3. П (устанавливает, носитель какого качества оказывается ближе всего к началу ряда. Например, какие качества приписывает О тому, кто ему «больше всего нравится»),
П (предлагает О проранжировать все портреты по упомянутому качеству. Например, если наиболее нравящийся О тот, кто более других способен ощутить чувство благодарности за добро, что ему сделали, то П предлагает всех проранжировать от наиболее способного до наименее способного ощутить чувство благодарности).
О (выполняет ранжирование).
4. П (вручает пустые карточки).
П: «Представьте, что на этих пустых карточках обозначены портреты членов Вашей семьи! Обозначьте, как Вам удобно, каждого!»
О (обозначает).
П: «А теперь вставьте в эти карточки ряд портретов! На какое место Вы бы положили каждого?»
О (раскладывает).
Если
изучается несколько ведущих
стимулов симпатии, то все повторяется
со следующим качеством, начиная
от п. 3. Оценка: каждому члену семьи,
«пустые карточки» которых
5. Интервью
по конкретизации ведущего
П (кладет перед О портрет человека, наиболее привлекательного по ведущему стимулу).
П: «Расскажите, пожалуйста, как можно подробнее об этом человеке! Что он сейчас делает? О чем думает? В каком настроении? Кем бы он мог быть лично Вам? Что ему нравится и что не нравится?»
Аналогичным образом конкретизируются и другие стимулы.
Стандартные вопросы к п. 2:
1. Кто из этих людей может больше всего достичь в жизни славы, успеха и т.д.
2. Если бы все эти люди были тяжело больны, за кем Вы бы охотнее всего ухаживали?
3. Кому из них Вы бы охотнее помогали в его делах?
4. Кто
из них человек с самым
5. Кем
из них больше всего
6. Вы больны: чья забота была бы Вам наиболее приятной?
7. Кого бы Вы взяли на опасное дело, например в разведку?
8. Кто из них мог бы полюбить Вас или сильно привязаться к Вам?
9. У
кого во внешнем облике больше
всего черт, которые Вам вообще
нравятся в людях? 10. Кого охотнее
всего Вы взяли бы на
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Методика «Нормативное сопротивление» (НС)
Женский вариант
Содержание карточек для сортировки:
1. Жена вышла замуж за нелюбимого из чувства мести.
2. Жена в этой семье вышла замуж за нелюбимого человека, чтобы он дал ей все: обеспеченность, знакомства, интересный досуг.
3. Жена вышла замуж за нынешнего мужа, так как ждала ребенка от другого.
4. Жена презирает мужа и не скрывает этого.
5. Старается возбудить ревность мужа к себе.
6. Ей нравится мучить и унижать мужа.
7. Муж бьет ее.
8. Муж .устраивает унизительные «проверки» ее супружеской верности.
9. Испытывает отвращение к мужу, но ради спокойствия скрывает это.
10. Муж
не считается с ней и
11. Ее муж работает ночным сторожем или дворником.
12. Очень боится мужа.
13. Очень ревнует мужа.
14. Мирится с тем, что муж ей изменяет.
15. Не любит своего ребенка.
16. Выполняет любые прихоти своего ребенка.
17.
Пыталась покончить жизнь
18. Когда ее желания не выполняются, устраивает истерики.
19. Обманывает мужа с его товарищем.
20. Ее
муж отбывал наказание за
21. Срывает плохое настроение на муже.
22. Срывает плохое настроение на ребенке.
23. Дети
ее не любят.
24. Стесняется с Мужем появляться на людях.
25. Ревнует своего сына к его девушкам.
26. Издевается над своим ребенком.
27. Покорно терпит измены мужа.
28. Ненавидит мать мужа, хотя та к ней хорошо относится.
29. Делает все, чтобы муж был безропотно послушным.
30. Открыто говорит мужу, что он — сексуальный неудачник.
31. Недовольна своим замужеством.
32. Любит мужа без взаимности.
33. Ни
одного вопроса не может
1.
Нормативное сопротивление
2.
Нормативный контраст
гп ==0,65;
р = 0,01; ро (по первому показателю) =0,62; р
= 0,01; п = 45.