Развитие когнитивной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 21:49, реферат

Описание

Когнитивная психология – изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий. Мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 30.83 Кб (Скачать документ)

                                                                  Введение.

     Древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он, пожалуй, был прав, за тем  лишь исключением, что интересен  не другой, а вообще человек, как  таковой, в том числе и он сам.

     Именно  этот интерес к человеку и его  возможностям лежит в основе развития психологии. Он, очевидно, появился одновременно с формированием у человека самосознания и с тех пор насыщался преимущественно  субъективными наблюдениями отдельных  мыслителей, наблюдавших за поведением людей и строивших теории об их причинах и следствиях.

     Когнитивная психология (сognitio (лат.) — знание, познание) возникла в США в 50-е годы 20-го века. До появления когнитивной психологии в ее современном виде, психологи  уже пытались заниматься проблемами познания. Много лет (и даже столетия) назад уже были первые попытки  изучать мышление не только философскими, но и научными методами.  Считается, что определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Декартова идея психической структуры, вылилась в исследовательский метод изучения собственной психики. Эмпирик Юм пытался установить законы ассоциации идей и разработал классификацию психических процессов. У Канта разум — это структура, опыт — факты, заполняющие структуру. Он различал три вида психических структур при изучении познания: измерения, категории и схемы.       Конечно, было бы неправильно считать, что столпами когнитивной психологии являются только эти философы. Да, и не только философы, но и ученые других отраслей знания внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.

     Когнитивная психология – изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов – от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий. Мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения. 

 

  1. Историческое  возникновение когнитивной  психологии.

     Когнитивная психология это психологическая  концепция, основное внимание уделяющая  процессу познания и активности сознания.

     Еще древние мыслители пытались выяснить, где помещается память и мысль. Как  свидетельствуют иероглифические  записи из древнего Египта, их авторы полагали, что знания находятся  в сердце - этот взгляд разделял греческий философ Аристотель, но вот Платон считал, что именно мозг есть средоточие мысли.           Как и все подлинные новации, в истории психологии, когнитивная психология не появилась на пустом месте. Её истоки можно проследить в более ранних концепциях. Некоторые исследователи говорят, что когнитивная психология одновременно и самая новая, и самая древняя в истории психология. Это означает, что интерес к проблеме сознания присутствовал в истории со дня её появления. Задолго до того как она стала наукой. Проблема сознания обсуждается в работах Платона и Аристотеля. Равно как и в исследованиях современных представителей эмпирической и ассоциативной школ.

     Когда психология оформилась в самостоятельную  дисциплину, интерес к проблеме сознания сохранился. Вильгельма  Вунда можно считать одним из предтеч когнитивной психологии, поскольку он неоднократно подчеркивал творческий характер сознания. Структурализм и функционизм также имеют дело с сознанием: первый - c его элементами, а второй с функционированием. И лишь бихевиоризм отошел от этой традиции, изгнав тему сознания из области психологии почти на 50 лет.

     Возрождение интереса к этой теме (что можно считать формальным началом когнитивной психологии) можно проследить, начиная с 50-х. а при желании и с 30-х годов. [9.35] Когнитивная психология – дитя 1950-х. продукт той поры, когда психология, антропология и лингвистика заново определили себя, а компьютерная наука и нейронаука только появились на свет. Психология не могла принять участие в когнитивной революции до тех пор, пока не освободилась от бихевиоризма и не отнеслась к проблеме познания с должным научным уважением. К тому времени для представителей нескольких дисциплин стало ясно, что решение ряда изучавшихся ими вопросов неизбежно зависит от разработки проблем, традиционно относимых к другим областям науки. [7. 9]

     Представитель бихевиоризма Э.Р.Гатри под конец  своей научной карьеры подверг  критике механическую модель психики  и утверждал, что поведенческие  стимулы далеко не всегда можно свести к совокупности физических факторов. Он высказал смелое для тех лет предположение: для того чтобы оценить подлинное значение тех или иных стимулов для реагирующего организма, психологи должны описывать их в персептивных или когнитивных терминах. Невозможно оперировать с понятием знания в поведенческих терминах, поскольку это психический или когнитивный процесс.

       Еще одним предшественником когнитивного  движения можно считать Э.С. Толмена.  Этот исследователь  признавал важность рассмотрения когнитивных переменных и в немалой степени способствовал отказу от подхода «стимул – реакция». Толмен ввел в употребление идею когнитивных карт, отстаивал применимость категории цели по отношению к действиям животных и подчеркивал необходимость  использования промежуточных переменных для определения внутренних, ненаблюдаемых состояний.

     Ж.Пиаже  также провел ряд весьма значительных исследований по детской психологии с позиций исследования стадий когнитивного развития ребенка. Как только когнитивный подход начал распространятся в Америке, значение работ Пиаже сразу стало очевидным. Пиаже оказался первым европейским психологом, получившим награду «За выдающийся вклад в развитие науки». Даже  то обстоятельство. Что работы Пиаже были посвящены преимущественно детской психологии, способствовало дальнейшему расширению спектра применимости когнитивного подхода.[3. 482] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  когнитивной психологии.

      Начиная с 1970 –х. годов когнитивная психология стала занимать видное место в качестве сферы исследования и терапевтической практики. Она энергично занимается центральными элементами сознания, подобно тому, как это делал У.Джеймс, когда создавал научную дисциплину, называемую психологией.    Когнитивная психология не является, строго говоря, теорией личности. Она не образует и какой-то единой, сцеметрированной системы, скорее объединяя в себе множество теорий и видов терапевтической практики, имеющих различные цели и использующих различные методы. Особенно релевантны пониманию человеческой  личности две области когнитивной психологии. Одна связана с картографией структуры интеллекта. Другая с разработкой терапевтических приемов, с целью видоизменения влияния интеллекта на мышление, на эмоциональную жизнь и благополучие человека.

      Все когнитивные психологи проявляют  интерес к принципам и механизмам, которые управляют феноменом  человеческого познания. Познание охватывает ментальные процессы, такие как восприятие, мышление, память, оценка, планирование и организация . [10 . 323] 
     
     
     
     
     
     
     

  1. Теория  Келли.

     Когнитивная психология вторглась во многие области  психологии. Включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет  проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим. Наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических направлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.

     Первый  когнитивный психолог Дж. Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и подобно ученым - профессионалам. Иногда цепляются за любимую теорию, несмотря множащиеся свидетельства, указывающие на её несостоятельность.[10. 19]

В основе когнитивной  теории Келли лежит способ, с помощью  которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

     Главным понятием в этом направлении является "конструкт" (от англ. "констракт" - конструировать). Это понятие включает в себя особенности всех известных  познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря  конструктам человек не только познает  мир, но и устанавливает межличностные  отношения. Конструкты, которые лежат  в основе этих отношений, называют личностными  конструктами. Конструкт -

это своеобразный классификатор - шаблон нашего восприятия других людей  и себя.

     Келли открыл и описал главные механизмы  функционирования личностных конструктов. С точки зрения Келли, каждый из нас  строит и проверяет гипотезы, решает проблемы (например, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и так далее), пользуясь соответствующими конструктами. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости.

     Например, конструкт "умный - глупый" вряд ли годится для описания погоды, а  вот конструкт "хороший-плохой" пригоден фактически на все случаи жизни.

     Люди  отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее - субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки  зрения того, является ли он умным или  глупым, и только потом - добрым или  злым, то ваш конструкт "умный-глупый" является суперординатным, а конструкт "добрый-злой" - субординатным.   Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако, он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир - не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнение когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.     Таким образом, согласно когнитивной теории, личность - это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. [6. 210] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Когнитивная теория Пиаже.

 Теория Ж.Пиаже  является одной из наиболее заметных вех в развитии когнитивной психологии. Его теория противоположна бихевиоризму. Пиаже предполагал радикальные изменения на разных возрастных этапах интеллектуального развития. Дети активно взаимодействуют с миром, адаптируют получаемую информацию к знаниям и концептам, которые они уже имеют, конструируя знания реальности из собственного опыта. Постулируя предиспозиции когнитивных функций по организации и адаптации опыта, Пиаже считал, что обучение должно опираться на достигнутый уровень развития.         Согласно теории Пиаже, дети, по мере развития мозга и расширения опыта, проходят через четыре долговременные стадии, каждая из которых характеризуется качественно отличными способами мышления. На сенсомоторной стадии когнитивное развитие начинается с использования ребенком чувств и движений для исследования мира. Эти двигательные паттерны относятся к символическому, но не логическому, мышлению дошкольника на дооперационной стадии.       Пиаже разработал специальные методы исследования способов мышления детей. В начале своей карьеры он тщательно изучал поведение трех своих детей младенческого возраста и ставил перед ними повседневные задачи, например, показывал привлекательный объект, который можно было схватить, засунуть в рот, кинуть, а потом поискать. Исходя из этих реакций Пиаже сформировал, представление о когнитивных изменениях, происходящих у детей в первые два года жизни. Несмотря на значительный вклад Пиаже, в последние годы его теория подверглась критике. Исследования показывают, что Пиаже недооценивал возможности младенцев и дошкольников. Когда маленьким детям предлагают задачи, ранжированные по степени трудности, их понимание проблемы кажется более близким к пониманию старшего ребенка или взрослого человека, чем полагал Пиаже. Это открытие привело многих исследователей к выводу, что зрелость мышления детей может зависеть от степени знакомства с задачей и от характера усвоенных знаний. Более того, многие исследования показывают, что в результате тренировок можно улучшить результаты, которые показывают дети при решении задач Пиаже.     Эти данные ставят под вопрос предположения Пиаже, согласно которым обучение через открытие, а не обучение взрослыми, является самым лучшим способом содействия развитию.      В настоящее время исследователи детского развития разделились в соответствии с отношением к представлениям Пиаже. Те, кто продолжает видеть в подходе Пиаже прогрессивные моменты, придерживаются модифицированного взгляда на его когнитивные стадии, согласно которому качественные изменения мышления детей происходят постепенно, не так быстро, как полагал Пиаже. Другие склоняются к мнению, что изменения в когнитивной сфере детей происходят непрерывно, а не стадиально: теории информационной переработки. Некоторые исследователи придерживаются теорий, которые фокусируются на роли социальных и культурных контекстов в развитии детей. [6.48] 

Информация о работе Развитие когнитивной психологии