Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 02:40, творческая работа
Тренинговая программа.
Основной целью программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у подростков.
Что может и что готов сделать на группе для достижения поставленных целей.
5 упражнение.
Упражнение "Категории"
Цель: потренироваться в высоком уровне взаимодействия между друг другом и усилить чувство принадлежности к группе.
Время проведения: 30 минут.
Этапы проведения игры:
Предложите участникам походить по помещению, сделать два-три несложных упражнения. Объясните, что физическая активность способствует умственной деятельности.
Первый раунд: "Найдите всех участников, которые родились в той же части страны или света, что и вы. Это нужно сделать как можно скорее... " (Если в вашей группе занимаются люди из одного города, искать друг друга могут жители одного района, округа и т.п.) Следите за тем, чтобы участники выполняли задание действительно быстро! Как только образуются соответствующие команды, предложите каждому ее участнику вкратце рассказать о месте своего проживания. В таком случае Вы будете уверены, что задание выполнено верно.
Второй раунд: "Быстро найдите игроков, которые родились под тем же созвездием, что и вы... " Образовавшиеся команды можно попросить показать свое созвездие.
Третий раунд: "Найдите как можно быстрее всех участников, у которых столько же братьев и сестер, сколько и у вас. Единственные дети собираются в свою команду... "
Варианты:
Другие признаки, по которым могут составляться команды:
сходная жизненная ситуация или похожий род занятий (для облегчения задачи Вы можете сами предложить несколько вариантов);
одинаковый цвет глаз;
одинаковое настроение;
общий любимый цвет.
6 упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
7 упражнение.
Паутина Цель: создает ощущение целостности группы.
Время проведения: 10-15 мин.
Необходимые материалы: клубок с нитками Все участники сидят в кругу. У ведущего клубок с нитками. Он оставляет край нитки у себя и передавая клубок участнику говорит ему "Имя, ты мне нравишься, потому что…". И так каждый участник. Передавать клубок можно любому участнику группы. Нитки нужно оставлять у себя, а клубок передавать.
После того, как все
участники спутаны одной
Занятие 8
Цель: Сплочение группы Ход занятия:
Приветствие участников группы, упражнения для включения в работу.
Основная часть занятия, направленная на сплочение группы.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение "Надувная кукла"
Цель: Упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности участников группы, на тренировку мышечного расслабления.
Ведущий играет роль "насоса": он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением "насоса" "резиновые куклы" начинают "надуваться": участники распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и в конце концов встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий "выдергивает затычку" у "куклы", и игроки с шипением ("ш-ш-ш! ") расслабляются и постепенно опускаются на корточки. Игру можно повторить два-три раза. Обсуждения игра не требует.
3 упражнение Упражнение "Подъемный кран"
Цель: упражнение на сплочение команды.
Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:
тренер победившей команды;
полковник, выигравший битву;
балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;
пловец, поднявшийся на гребень волны;
облако, летящее по небу в жаркий день;
бревно на субботнике;
прыгун, зависший над планкой;
цветок лотоса на поверхности озера и т.д.
4 упражнение Игра "Киллер"
Участникам раздаются карточки с названием роли; одному из игроков достается роль киллера. Ему предстоит "перестрелять" всех жителей мирного города, делает он это с помощью подмигивания. Кому он подмигнет одним глазом (незаметно для остальных), тот считается убитым, после этого "труп" складывает руки "крестом" на своей груди. Игрокам "мирным жителям" предстоит найти киллера. При этом должны соблюдаться условия:
Обнаружив "киллера" свидетель поднимает руку, заявляя: "Я свидетель", после чего ждет следующего свидетеля.
Обвинение возможно при двух и более свидетелях
После на счет ведущего, на счет три свидетели не сговариваясь должны показать на одного человека
оба игрока называют одного и того же человека-киллера, т.е. версии оказались верными. В этом случае киллер "умирает", побеждают жители.
оба игрока показывают на разных людей. В этом случае умирают (складывая руки) сами правдоискатели, даже если один из названных действительно был киллером (о чем знает и сам ведущий).
любое воздействие на игру "умерших", должно строго пресекаться.
Информация к обсуждению:
какие чувства испытывает человек, делающий признание и не уверенный до конца в своей правоте?
что испытывает изобличаемый?
как чувствует себя невинный человек, которого обвинили в убийстве?
что он ощущает, когда видит, что стал невольной причиной гибели других людей? и т.д.
После разоблачения город "засыпает", а бывший "киллер" выбирает себе приемника, два раза дотронувшись до плеча. Сам он на следующую игру становится ведущим.
5 упражнение Упражнение "Давайте поздороваемся"
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок - здороваемся за руку;
2 хлопка - здороваемся плечиками;
3 хлопка - здороваемся спинками.
Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
6упражнение.
Подведение итогов дня.
Что было интересным, полезным?
7упражнение.
Мое настроение.
Каждый участник говорит по очереди о своем настроении и о том изменилось ли оно после занятия.
Занятие 9
Цель: Сплочение группы Ход занятия:
Приветствие участников группы, упражнения для включения в работу.
Основная часть занятия, направленная на сплочение группы.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
1 упражнение.
Ритуал приветствия.
2 упражнение.
Упражнение-игра "Тик-так"
Цель: снятие напряжения, активизация внимания.
Время проведения: 5-7 мин.
Участники передают друг другу звуковую передачу: "тик" – направо, "так" – налево по кругу. "Бум" – означает перемену направления передачи звука. Любой участник игры имеет право изменить направление передачи.
3 упражнение.
Упражнение "Смешной рисунок"
Цель: сплочение коллектива, раскрепощение эмоций, развитие воображения.
Прикрепите лист бумаги на дверь, стену. Играющие выстраиваются в одну линию. Воспитатель завязывает первому глаза, подводит его к "мольберту", дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.
Все по очереди подходят
с завязанными глазами и
4 упражнение.
Упражнение "Вавилонская башня"
Цель: используется
в тренингах
Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.
Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, "Башня должна иметь 10 этажей" – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: "Вся башня имеет коричневый контур" – это задание для следующего участника. "Над башней развивается синий флаг", "В башне всего 6 окон" и т.д.
Условия: участникам
запрещено разговаривать и
Упражнение "Неожиданные картинки"
Цель: показать каждому участнику, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок.
Оборудование: цветные карандаши, бумага формата А4 на каждого участника тренинга.
Ход игры: Каждому участнику тренинга раздается по листу бумаги и цветные карандаши.
Ведущий: "Рисуйте то, что вам хочется – это рисунок на свободную тему. После моего знака, я попрошу вас поменяться рисунками друг с другом. И далее следующий участник будет продолжать работу над вашим рисунком. Через 2-3 минуты вы опять поменяетесь рисунками. Так каждый из вас сможет внести какой-то вклад в работу над рисунком. В конце у вас получится много групповых рисунков".
6 упражнение.
Упражнение "Солнце светит для тех, кто... "
Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.
Время проведения: 15 минут.
Этапы игры:
Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.
Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.
Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.
Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: "Солнце светит для каждого, кто... ". Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: "Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы". Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. ("Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански... ") Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.
Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.
Обсуждение игры:
Что стало для меня неожиданностью?
Чувствую ли я, что нашел достаточно "родственных душ"?
Радует ли меня, что между нами так много общего?
7 упражнение.
Подведение итогов, обсуждение занятия.
Что интересно, полезно?
Занятие 10
Цель: формирование единства в поведенческой сфере: развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий в решении групповых проблем.
Информация о работе Развитие коммуникативной компетентности (тренинг общения)