Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа

Описание

Освещая вопрос развития логического мышления у детей до¬школьного возраста, важно вскрыть взаимосвязь двух ступеней по¬знания, кратко определить виды мышления и наиболее подробно остановиться на характеристике логического мышления.

Содержание

1. Общая характеристика мышления.
2. Изменения в развитии логического мышления у детей на протяжении дошкольного возраста.
3. Характеристика мышления детей конкретной возрастной группы.
4. Роль занятий по методике развития речи, методике формирования элементарных математических представлений и методике ознакомления с природой в развитии логического мышления у детей.
5. Использование дидактических игр, загадок в развитии логического мышления у дошкольников.

Работа состоит из  1 файл

Тема 12.doc

— 36.50 Кб (Скачать документ)

Тема 12. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

 

План:

  1. Общая характеристика мышления.
  2. Изменения в развитии логического мышления у детей на протяжении дошкольного возраста.
  3. Характеристика мышления детей конкретной возрастной группы.
  4. Роль занятий по методике развития речи, методике формирования элементарных математических представлений и методике ознакомления с природой в развитии логического мышления у детей.
  5. Использование дидактических игр, загадок в развитии логического мышления у дошкольников.

 

Методические  указания

Освещая вопрос развития логического мышления у детей  дошкольного возраста, важно вскрыть взаимосвязь двух ступеней познания, кратко определить виды мышления и наиболее подробно остановиться на характеристике логического мышления.

Нужно помнить, что логическое мышление правильно развивается лишь на основе наглядно-действенного и образного мышления. Ставить вопрос о развитии логического мышления у детей можно только при условии накопления у них достаточного чувственного опыта и развития речи. Поэтому необходимо указать пути обогащения опыта детей и отметить изменения, которые происходят в их суждениях и умозаключениях на протяжении младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Для выявления особенностей мышления детей конкретной возрастной группы (пять-шесть человек) рекомендуется провести эксперименты:

  1. Предложить каждому ребенку описать матрешку, указав материал, из которого она сделана, цвет и величину. Ответы записать.
  2. Дать ребенку разобранную на части матрешку или пирамидку. Предложить рассказать, как можно собрать все части в одно целое. Вопрос ребенку поставить можно в следующей форме: «Расскажи, как ты будешь собирать матрешку (пирамидку)». Ответы записать.
  3. Дать ребенку для сравнения две игрушки (двух зайцев, две куклы и т. д.), различающиеся или величиной, или цветом, или позой. Предложить перечислить признаки различия и сходства игрушек. Вопросы ребенку целесообразно задавать в следующем порядке: «Чем отличаются куклы (зайцы и т.д.)?», «Чем похожи?».
  4. Провести дидактическую -игру «Четвертый — лишний», используя предметные картинки.

Примерное содержание предметных картинок:

а) лук, морковь, огурец, яблоко;

б) грузовик, троллейбус, автобус, дом.

На основании проведенных  экспериментов сделать вывод  о характере мышления детей:

  1. Как анализирует, сравнивает, группирует ребенок. Опираясь на практические действия с объектами или на основе обобщенных знаний о них, то есть с помощью понятий.
  2. Умеют ли дети выделять существенные признаки, сравнивая и группируя предметы.
  3. Могут ли дети выразить в связной речи свои наблюдения.

Ответы на четвертый  и пятый вопросы следует строить  исходя из опыта работы воспитателей, обобщенного в указанной литературе, а также с использованием собственного опыта проведения занятия и организации дидактических игр. Показать место и роль проблемно-поисковых ситуаций при организации занятий и проведении дидактических игр, а также значение систематизации знаний об окружающем в развитии логического мышления дошкольников.

 

Основная литература:

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб., 2008.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - Спб.: Питер, 2004.
  3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
  4. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М., 1975.
  5. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. - М., 1974.
  6. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. - М., 1978.
  7. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г. Рузской. - М., 1989.
  8. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрасте / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - М., 1986.
  9. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. - Спб.: Питер, 2009. - 304 с.
  10. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2005.
  11. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. - М., 1972.
  12. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студ. Сред. Учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 8-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
  13. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 1960.

Информация о работе Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста