Развитие неофрейдизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 22:51, творческая работа

Описание

Основные исследователи неофрейдизма: К.ХОРНИ , Г.САЛЛИВАН, Э.ЭРИКСОН.

Работа состоит из  1 файл

РАЗВИТИЕ НЕОФРЕЙДИЗМА (ХОРНИ, САЛЛИВАН, ЭРИКСОН.pptx

— 345.44 Кб (Скачать документ)

РАЗВИТИЕ  НЕОФРЕЙДИЗМА (ХОРНИ, САЛЛИВАН, ЭРИКСОН).

   
 
 
 
 
Неофрейдизм
– направление в современных, преимущественно  американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Перенося   центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных  формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм   отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще   отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее   звено между социальными и психическими структурами.  

   
 
 
 
 
Основные исследователи неофрейдизма: 
К.ХОРНИ  
Г.САЛЛИВАН 
Э.ЭРИКСОН.

   
 
 
 
КАРЕН ХОРНИ 
(1885-1952

 

     Карен Хорни (1885 1952) известна не только как яркая представительница неофрейдизма (направления, возникшего вследствие возрастающей неудовлетворенности ортодоксальным психоанализом), но и как автор собственной оригинальной теории, а также одна из ключевых фигур в области женской психологии.

      Она единственная  женщина психолог, чье имя значится  в ряду основателей  психологической  теории личности.

      Карен Хорни стала первой женщиной в Германии, которая получила разрешение изучать медицину. Закончила свою карьеру тем, что основала Американский институт психоанализа.

   
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ПО ТЕМЕ  
- Придавала важное значение бессознательным процессам и психической жизни личности.  
   
- Основным побудительным мотивом она считала стремление к безопасности, постоянно рождающееся из состояние боязни и страха индивида. 
 
- Чувство тревоги и беспокойства, которые Хорни считала базовыми для поведения индивидов, по ее мнению, сопровождают человека на протяжении всей жизни. Оно может быть вызвано недостатком уважения, враждебной атмосферой и насильственным подавлением желаний посредством власти или авторитета. Хорни доказывает, все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребенка с родителями. Именно из-за характера этих отношений у него возникает базальное чувство тревоги, отражающее базальное чувство тревоги в потенциально враждебном мире.  
 
- Невроз есть не что иное, как реакция на тревожность, описанные же Фрейдом извращения и агрессивные тенденции являются не причиной невроза, а его результатом.  
 
- В книге "Наши внутренние конфликты" (1945) К. Хорни формирует три типа направленности поведения личности по отношению к окружающим ее людям:  
1. к людям, как потребность в любви  
2. от людей, как потребность в независимости  
3. против людей, как потребность во власти.  
 
- При стойком доминировании в поведении индивида одного из этих векторов складываются три типа невротической личности:  
1. услужливая, ищущая любви, одобрения любой ценой  
2. пытающаяся отрешиться от общества  
3. агрессивная, жаждущая престижа и власти. 
 
- Поскольку все эти формы реакций являются неадекватными, создается порочный круг: тревожность не устраняется, а наоборот, нарастает, порождая все новые и новые конфликты.  
 
 
 

 

  Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.

Гарри Стек Салливан  
(1892-1949) 
     Защитив докторскую диссертацию в 1917 году, начал свою карьеру как военный медик в первой мировой войне. Специализация в области практической психиатрии стимулировала его интерес к теоретической психологии.  
       С 1923 года он является  
профессором в университетской Мерилендской медицинской школе, в 30—40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных университетах. 
       В 1948 году он начинает издание двух журналов: "Журнала биологии и патологии" и "Журнала для изучения интерперсональных процессов".

 
 

ОСНОВНЫЕ  ТЕЗИСЫ ПО ТЕМЕ

  • Автор концепции межличностной психиатрии. Эта концепция - другая форма социализированного психоанализа. Ее основу составляет тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Стремясь к объективному, по типу точных наук, описанию психических фактов.
 
  •   Салливан разработал специальную терминологию. Личность определяется как "относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций, характеризующих человеческую жизнь". Личность нельзя изолировать от интерперсональных отношений, человек всегда член "социального поля" и может быть понят только в этом контексте. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей - органических, потребности в нежности, стремления освободиться от беспокойства, возникающего от недоброжелательного отношения. В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других).
 
  • Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям.
 
  •   Источником активности, по Салливану, является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются им "динамизмами". В сумме они составляют "Я-систему", которая образуется в раннем детстве. Социализации ребенка способствует овладение языком, с помощью которого происходит образование "синтаксического опыта«

   
Таким образом, Салливан развивает важные идеи о значении и месте связей и отношений человека с другими людьми, оставаясь при этом в рамках психоаналитических учений о человеке. Он считал, что нарушения межличностных отношений лежат в основе душевных заболеваний. "Это утверждение относится и к психозу, и к неврозу, поскольку внутрипсихические конфликты изначально являются межличностными конфликтами, становящимися внутрипсихическими тогда, когда первоначальные противники - обычно родители - участвующие в этих конфликтах, интернализируются«

.  

 
 

Эрик  Хомбургер Эриксон

(1902-1994)

     Влиятельный американский теоретик неофрейдизма, создатель психоисторической методологии социального познания.

      В 1933 г. получил диплом Венского психоаналитического общества, специализировался по проблемам детского психоанализа под руководством А. Фрейда.

      В годы нацизма эмигрировал в США, был практикующим психоаналитиком, консультантом ряда психиатрических клиник, разработал теорию жизненного цикла личности, многие годы был почетным профессором психиатрии Гарвардского университета.  

 
 
 

ОСНОВНЫЕ  ТЕЗИСЫ ПО ТЕМЕ 

  • Э. Эриксон являются основателем концепции, которая получила название"эгопсихология". Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цельности и индивидуальности.
 
  •   В теории Э.Эриксона не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития.
 
  •   Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания личности, цельности Эго, которое является главным фактором устойчивости к неврозам.
 
  •   Выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.

    Сегодня неофрейдизм представляет множество различных концепций и подходов, очень отдаленно связанных между собой. Некоторые современные варианты психоанализа уже настолько далеко ушли от его изначального, фрейдовского варианта, что сохраняют свое название лишь для того, чтобы отличить себя от бихевиористской и экспериментальной линии в психологии.

Информация о работе Развитие неофрейдизма