Развитие памяти детей дошкольного возраств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 18:22, контрольная работа

Описание

Известно, что у ребенка дошкольного возраста процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без использования каких-либо специальных приемов для запоминания. Но так бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.
Дошкольный возраст-возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в этот период память является ведущим познавательным процессом, психической функцией. В самом деле, ребенок в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

Работа состоит из  1 файл

контрольная по психологии.docx

— 23.25 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение  индивидом его опыта называется памятью. В памяти различают такие  основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные  процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются  в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала  связано с накоплением индивидуального  опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала  из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит  от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни  личности. Роль памяти не может быть сведена к запечатлению того, что  «было в прошлом». Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов  памяти, ибо протекание любого, пусть  даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание  каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими.

Будучи важнейшей  характеристикой всех психических  процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Дошкольный  возраст-возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что в  этот период память является ведущим  познавательным процессом, психической  функцией. В самом деле, ребенок  в этом возрасте усваивает речь настолько, что становится истинным носителем  родного языка. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их.

Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Ребенок может пользоваться приемами запоминания уже сознательно. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь опять-таки все определяет интерес ребенка к делу, которым он занят.

 

Известно, что у ребенка дошкольного  возраста процесс запоминания информации является механическим. То есть, сохранение в памяти ребенка материала (услышанного, увиденного, прощупанного), всех знаний о понятиях и предметах происходит без логического осмысления, без  использования каких-либо специальных  приемов для запоминания. Но так  бывает только до тех пор, пока взрослые не научат малыша сознательно руководить своей памятью.

 

Заботливые  родители наверняка знают, если учитывать  сроки сохранения памяти, то можно  назвать несколько видов памяти:

- кратковременная  память – позволяет удерживать  полученную информацию в течение  очень короткого периода времени,  около 20 секунд;

- оперативная  память – необходимая для проведения  определенных действий в ограниченном  промежутке времени, заданном  заранее;

- долговременная  память – хранит информацию  очень длительный срок.

 

Кроме того, в зависимости от того, какие  органы чувств играют наибольшую роль в приобретении и накоплении информации, память бывает зрительная, слуховая, мышечная, вкусовая. В любом случае, чтобы  информация сохранилась на долгий срок (в долговременной памяти), она должна быть соответствующим образом обработана, структурирована и упорядочена. Всем этим способам и приемам обучают  ребенка сперва родители, потом воспитатели и учителя, применяя различные упражнения на сравнение предметов, установление черт сходства и отличия.

Особую  роль при запоминании и при  развитии памяти у детей играют ассоциации, то есть возможность устанавливать  ассоциативные связи между отдельными, казалось бы, логически не связанными предметами и понятиями. В этой статье мы назовем несколько упражнений на ассоциации.

В дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные  качественными преобразованиями мышления. Суть этих изменений состоит в  том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. «Память в  этом возрасте становится мыслящей».

Преобразование  мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе познавательной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.

У дошкольников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события  его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать дошкольнику, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная  память оказывается уже недостаточной.

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация  являются необходимыми условиями развития памяти. Это факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития памяти ребенка  полезны не только и не столько  специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к  знаниям, к отдельным учебным  предметам, развитие положительного отношения  к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для  развития произвольной памяти как высшей психической функции.

Совершенствование памяти в дошкольном возрасте обусловлено  в первую очередь освоением различных  способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и смысловой  обработкой запоминаемого материала. Опора на мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память дошкольника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредствованную, произвольную. Память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.

К сожалению, в практике обучения не обращается достаточного внимания на формирование у дошкольников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются  непродуктивными.

Способность детей дошкольного возраста к  произвольному запоминанию неодинакова. Так, для детей 5-6 лет «характерны  ситуации, когда запомнить без  применения каких-либо средств гораздо  проще, чем запомнить, осмысливая и  организуя материал... Испытуемые этого  возраста на вопросы «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания?»  и т.д. чаще всего отвечают: «Просто  запоминал и все». Это отражается и на результативной стороне памяти... Для дошкольников проще выполнить  установку «запомнить», чем установку  «запомнить с помощью чего-либо».1

По  мере усложнения заданий установка  «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает  ребенка искать приемы организации  памяти. Чаще всего таким приемом  оказывается многократное повторение - универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

Основой логической памяти является использование  мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая  память основана на понимании.

В качестве мыслительных приемов запоминания  могут быть использованы смысловое  соотнесение, классификация, выделение  смысловых опор и составление  плана и др.2

Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов  у дошкольников, показывают, что  обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:

а) формирование самого умственного действия;

б) использование его как мнемического приема, т.е. средства запоминания. Таким образом, прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития логической памяти у дошкольников должен быть специально организован, поскольку  в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без  специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала  и с целью запоминания прибегают  к испытанному средству - повторению. Но даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в познавательной деятельности.

На  разных этапах дошкольного возраста отмечается динамика отношения детей  к приобретенным ими способам смыслового запоминания: если у детей  старшей группы потребность в  их использовании самостоятельно еще  не возникает, то становясь старше дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.

В развитии произвольной памяти дошкольников необходимо выделить еще один аспект, связанный  с овладением в этом возрасте знаковыми  и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью, рисунком. По мере освоения письменной речи дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь как знаковое средство. Однако и этот процесс у дошкольников «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».3

Формирование  письменной речи идет эффективнее, если требуется не простое воспроизведение  текста, а построение контекста. Поэтому  для освоения письменной речи нужно  не пересказывать тексты, а сочинять. При этом наиболее адекватный для  детей вид словотворчества - сочинение  сказок.4

Дошкольный  возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

Целесообразно сообщить детям информацию о различных  приемах и способах запоминания  и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

Упражнения  для развития памяти у детей дошкольного  возраста

Есть  очень много хороших упражнений для развития различных свойств памяти у дошкольников. Успех возможен, если такие занятия с малышом будут у вас систематическими, и каждое занятие будет не похоже на предыдущее. Мы приведем несколько примеров упражнений.

 

Упражнение 1 – тренировка зрительной памяти.

  Вам предварительно нужно заготовить  две картинки: на первой – хорошо  известный ребенку предмет, на  второй – тот же предмет,  но с несколькими отсутствующими  деталями. Ребенку сперва надо показать первую картинку на 30 секунд, чтобы он все хорошенько рассмотрел и запомнил. Потом по второй картинке малыш должен назвать, что именно изменилось.

 

Упражнение 2 – тренировка слуховой памяти и  способностей к ассоциациям.

  Взрослый говорит, что будет  называть различные слова. Ребенок  должен мысленно представлять  их и описывать словами внешний  вид, свойства или действия  с этими предметами. Например, мыло  – душистое, скользкое, может  щипать глазки, когда купаемся.

 

Упражнение 3 – тренировка ассоциативного мышления.

  Нужно задать ребенку слово,  а ребенок должен постараться  перечислить все слова-ассоциации, которые сможет придумать, представляя  себе это понятие. Например, взрослый  говорит «грузовик». Малыш смело  может назвать такие ассоциации: водитель, дорога, песок, колесо. Взрослому  нужно помогать ребенку сказать  побольше таких слов.

 

Упражнение 4 – на ассоциации и тренировку логичного  мышления.

  Взрослый называет понятия парами (или показывает заготовленные  карточки со словами). Причем естественных, логичных связей между предметами  нет. Примерные пары слов: стол-кошка,  цветок-стакан, компот-ковер, велосипед-балкон, футболка-дождь. И ставит ребенку  такую задачу: «Представь мысленно  эти два предмета. Подумай, есть  ли что-нибудь, что может их  связывать? Используй свое воображение  и говори все, что приходит  на ум». В случае с последней  парой слов «футболка-дождь» можно  представить такую картину: на  прогулке детей застал дождь,  их футболки и шорты промокли, и мама дома дала им сухую одежду, чтобы переодеться. Для выполнения этого упражнения можно дать ребенку карандаши и альбом, чтобы все это нарисовать.

 

Упражнение 5 – тренировка двигательной памяти.

  К этому упражнению лучше привлечь  группу ребятишек. Взрослый (или  один из детей) выполняет роль «кукловода». Желающего поучаствовать ребенка с завязанными глазами нужно провести по несложному маршруту – или в одной комнате, или по всему дому, или на детской площадке. При этом ведущий должен молчать и только придерживать ребенка за плечи. «Кукла» делает, например, 2 шага вперед, приседает, 3 шага назад, подпрыгивает, стает на одной ножке. Вариантов и последовательностей действий множество. После этого малышу развязывают глаза и просят повторить весь проделанный путь со всеми движениями.

 

Очень хорошо способствуют развитию памяти ребенка настольные игры, пазлы. Поиграйте всей семьей в лото с изображением животных, фруктов, овощей, героев мультфильмов. Или в «ходилки», где суть игры состоит в том, чтобы пройти по тропинке, выбрасывая кубик (шагов столько, сколько выпадет точек на грани кубика), и преодолеть различные препятствия или выполнить на определенных «станциях» задания.

Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраств