Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 09:55, контрольная работа
Первая форма речи, возникающая у ребенка,— диалог; это громкая внешняя речь. Затем развивается другая форма — та, которой сопровождаются действия; она тоже громкая, но служит не для общения, а является скорее «речью для себя», «эгоцентрической». Объем этой формы речи в три года достигает наибольшей величины (75% всей речи), от трех до шести лет постепенно убывает, а после семи лет она практически исчезает.
Как же должно происходить развитие речи у детей в норме? В норме развитие речи состоит из четырёх этапов.
Введение
-Этапы развития у детей в норме:
1. подготовительный этап
2. преддошкольный этап
3. дошкольный этап
4. школьный этап
-Вывод
-Список литературы
План
-Введение
-Этапы развития у детей в норме:
-Вывод
-Список литературы
Введение
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от речевой практики, речевого окружения, воспитания и обучения. Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе индивидуального развития от момента рождения до конца жизни.
Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи тесно связано с развитием мышления.
Развитие речи определяется потребностью ребенка в общении. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Развивающаяся речь в фонетическом и грамматическом периодах еще не отделена от неречевого поведения, т. е. ситуативна: она может быть понята только с учетом ситуации, в которую включен ребенок. В это время эквивалентом предложения может являться отдельное слово, отражающее ту или иную предметную ситуацию. Особенность ситуативной речи — в ее изобразительном характере. Ребенок больше изображает, чем высказывает. Он широко использует мимику, пантомиму, жесты, интонацию и другие выразительные средства. Позднее, когда перед ребенком встает новая задача: говорить о предмете, находящемся за пределами непосредственной ситуации, в которой он находится, так, чтобы его понял любой слушатель, — он овладевает формой речи, целиком понятной из ее контекста.
Первая форма речи, возникающая у ребенка,— диалог; это громкая внешняя речь. Затем развивается другая форма — та, которой сопровождаются действия; она тоже громкая, но служит не для общения, а является скорее «речью для себя», «эгоцентрической». Объем этой формы речи в три года достигает наибольшей величины (75% всей речи), от трех до шести лет постепенно убывает, а после семи лет она практически исчезает.
Как же должно происходить развитие речи у детей в норме? В норме развитие речи состоит из четырёх этапов.
Этапы развития речи у детей в норме
I Этап
1 Этап развития речи - подготовительный. Он длится с момента рождения до одного года. В это время появляются голосовые реакции такие как: крик и плачь. Которые способствуют развитию движений дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Через две недели ребёнок начинает реагировать на голос говорящего. Он прислушивается ,перестаёт плакать.
К концу 1-ого месяца жизни ребёнка можно успокоить мелодичной песней. В последствии он поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
Вскоре малыш начинает реагировать на интонацию: на ласковую - оживляется, на резкую - плачет. Около двух месяцев у ребёнка появляется гуление. А к началу третьего месяца - лепет.
С 5 месяцев ребёнок слышит звуки, видит артикуляцию, пытается подражать. С 6 месяцев путём подражания он произносит отдельные слоги. В последствии перенимается тон, ритм, интонация и мелодика речи.
Во втором полугодии
К концу первого года жизни появляются первые слова.
II Этап
2 Этап – преддошкольный .Его длительность от одного года до трёх лет. В этом этапе происходит становление активной речи. В это время ребёнок много и охотно повторяет звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Реагирует на свое имя.
С 1,5 лет «Говорит на своем языке» — произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Знает, кто такие «папа», «мама», «деда», «баба» и т.п. Хорошо развито звукоподражание. Произносит односложные или двухсложные слова: «папа», «мама», «на», «да», «дай» и т.п. Происходит накопление новых слов.
Ребёнок показывает где у куклы глазки, носик и т.д., те же части тела показывает и у других. У ребёнка появляется понимание словесного объяснения взрослого, усвоение знаний.
К двум годам ребёнок произносит словосочетания: «мама Лена». Строит предложения из двух слов: «мама, дай», «баба, ди (иди)». Пытается произносить трехсложные и четырехсложные слова. Вставляет отдельные слова в знакомые стихотворения, называют картинки. Свои просьбы оформляет в виде словосочетания или простого предложения с пропуском предлогов: «положи мяч стол».
Ребёнок использует дательный падеж для обозначения лица: «дай Вове», обозначают направление, опуская предлог: «иди маме». Использует творительный падеж в значении орудийности действия: «бить молотком», предложный падеж со значением места: «лежит сумке».
В дальнейшем он произносят простые предложения из трех—четырех слов. Сложносочиненные предложения: «это мой большой мишка». Начинает употреблять в речи предлоги.
К трем годам ребёнок повторяе
III этап
3 этап –дошкольный .Он длится от трёх лет до семи. На этом этапе у детей ещё отмечается неправильное звукопроизношение. Но уже развивается контроль за собственным произношением.
В 4 года малыш должен уметь правильно пользоваться предлогами, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Постепенно уходят дефекты звукопроизношения.
В 5 летнем возрасте малыш использует сложные предложения, все грамматические формы, овладевает всеми типами склонений. В речи появляются деепричастия (сидя, лежа, прыгая и т.д.). Употребляются все предлоги, в том числе в активную речь входят сложные предлоги (из-за, из-под и т.п.). Совершенствуются возможности пересказа. Образуют прилагательные от существительных (железо — железный). Заканчивается формирование правильного произношения согласных. К пяти годам заканчивается формирование правильного произношения и ребёнок говорит чисто.
Дети 6-7 летнего возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам. В этот период происходит развитие грамматического строя речи, овладение связной речью, усложняется структура предложений.
IV этап
4 этап – школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей в этом возрасте - это ее сознательное усвоение.
В школьном возрасте дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказывания. При этом ведущая роль принадлежит письменной речи. Многочисленные правила и пунктуация формируют правильный лексикон ребёнка.
Письмена речь более абстрагирована от ситуации. Иначе мотивирована. Значительно произвольнее, чем устная речь. Письменные структуры ребенок воспринимает и запоминает главным образом благодаря чтению. Чтение является тем предметом школьного обучения, который пробивает дорогу самостоятельному овладению письменной речью. Запоминаемые при чтении структуры письменной речи постепенно становятся структурными формами собственной мысли ребенка и ее оформления. Однако это возможно только в том случае, если у ребенка формируется способность ориентироваться на общение с воображаемым читателем, способного понять его авторскую точку зрения. Как раз в это время ребёнок включает в свой словарный так называемые сленговые слова.
Один из источник письменной речи — устные ответы учащихся перед классом, которые строятся по канонам письменной речи: они подробны, адресованы коллективному слушателю, насыщены абстрактным содержанием школьных знаний, рассуждениями, обоснованиями. В условиях школьного урока, когда учитель предлагает ребенку отвечать на вопросы или просит пересказать услышанный текст, от ученика требуют работы над словом, предложением и связной речью.
Вывод
Указанные этапы не имеют строгих, чётких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для правильного и своевременного развития речи необходимы определённые условия.
Ребёнок должен быть:
Соблюдение данных условий
Список литературы
1. Аксарина Н.М., Кистякрвская М.Ю, Ладигина И.Р., Эйгес Н.Р.. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет.- М.Педагогика, 1969.-112с.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения устной речи М.1977
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—М., 1984.-.-Т. 4. (Раннее детство: 340—368. Кризис трех лет: 367—376.)
4. Елисеева М.Б. Речевой онтогенез: взгляд лингвиста.//Логопед.-2005.-
№4.-с.11-18.
5. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.— М., 1985.
6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка.- СПб: СОЮЗ ,1997.-106с.
7. Ушакова Т.Н. Психология речи // Тенденция развития психологической науки/ Под ред. Б.Ф. Ломова. М. : Наука, 1989.415с.