Развитие сплоченности школьного коллектива

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:40, практическая работа

Описание

Повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта

Работа состоит из  1 файл

Программа тренинга.docx

— 35.80 Кб (Скачать документ)

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-производственная практика

Тренинг «Развитие сплоченности школьного коллектива»

 

 

 

 

 

 

   Проверила: преподаватель

                         Глухова Е. С.

   Выполнила: студентка гр.2007-3

                        Аксенова А.С..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск-2012

 

Пояснительная записка

Тема: Развитие сплоченности школьного коллектива.

Актуальность  темы: Вероятно, в любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.

Общение - сложный и весьма многогранный процесс[1, с 32]. Этот процесс  может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

В психологии установлено, что  развитие человека, его социализация, превращение в "общественного  человека" начинается с общения  с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое  место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в  процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети.

Данный тренинг  разрабатывался  для учащихся 5-6 х классов. Примерно в возрасте 11-12 лет основной потребностью и ведущим типом деятельности становится общение. Причем класс для школьника - это не только место, где есть возможность общаться, но и модель поведения, авторитет. Группа задает нормы для своих членов - от стиля в одежде до поведения и личностных ценностей. Поэтому важно, чтобы референтной группой для подростка был класс, а нормы в этой группе не имели асоциальной направленности.

Отношения в группе влияют на все стороны жизни, включая учебную деятельность. Так, групповой нормой может стать низкая успеваемость, отсутствие инициативы на уроке, невыполнение домашних заданий. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

 

Цель  тренинга: Повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта.

Тренинговые занятия развивают следующие навыки и умения:

  • доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику;
  • сотрудничать и действовать сообща;
  • согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи;
  • разрешать конфликтные ситуации;

Все это способствует сближению  детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе.

В основе содержания программы тренинга «Развитие сплоченности школьного коллектива» лежит решение проблем, которые близки и понятны подросткам: как строить отношения в коллективе и противостоять давлению; как понять другого человека в ходе разговора, и как важно уметь донести свои мысли и чувства до собеседника. Таким образом, формируется коммуникативная компетентность подростков, а на ее основе динамично развивается групповая сплоченность.

 

Условия, количество и периодичность занятий:

Программа тренинга рассчитана на  5 занятий с периодичностью примерно 1 раз в неделю. Первые три  занятия по 45 минут, последние два - по 1.5 часа. Занятия должны проводиться в классе, либо в актовом зале. Количество участников - 25 детей. Возраст -11-12 лет.

Каждое из занятий оформлено  в виде законченного мини-тренинга. Т.е. включает приветствие, разминку, основное упражнение, обсуждение, завершающий ритуал или упражнение.

 

 

 

 

Программа тренинга

Занятие №1

«Самоуважение»

1) Знакомство. Установление контакта с детьми.

Участники подписывают бейджики. Ведущий представляется и говорит несколько слов о том, что будет происходить.

2) Правила  работы в группе.

Затем ведущим устанавливаются определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.

Список правил:

1. Внимательно  слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Каждый из пунктов  правил поясняется ведущим.

3) Разминка.

«Поменяйтесь  местами»

Описание упражнения

Участники сидят на стульях  в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения

Разминка, создание условий для того, чтобы лучше  узнать друг друга, понять, как много  общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

4) Диалог и Мини-лекция.

Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое  самоуважение? Все желающие могут  высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое  значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести. Затем предлагает выполнить задание.

5) Основное  упражнение

«Хорошие и  плохие поступки»

Описание упражнения

Участников делят на две  команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше.  Соответственно задача другой – написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.

Обсуждение

Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.

Психологический смысл упражнения

Осознание детьми связи между  поступками и самоуважением. Выделение  самого понятия самоуважение и обнаружение  его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие  полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.

Завершающее упражнение

Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому  мысленно положить на левую руку все  то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения

Завершающий ритуал. Позволяет  задуматься над содержанием и  результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

 

 

 

Занятие №2

«Прекрасный сад»

1) Разминка

Упражнение «Поздороваемся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает всем поздороваться  за руку, но особенным образом.

Здороваться нужно двумя руками с двумя участниками одновременно, при этом отпустить одну руку можно только, когда найдешь того, кто тоже готов поздороваться, т. е. руки не должны оставаться без дела больше секунды. Задача – поздороваться  таким образом со всеми участниками группы. Во время игры не должно быть разговоров.

Психологический смысл упражнения

Разминка. Установление контакта между участниками. Рукопожатие - это  символический жест открытости и  доброй воли. Немаловажно, что при  этом происходит контакт глазами - это  способствует возникновению близости и позитивной внутренней установки. То, что действие происходит без слов, повышает концентрацию внимания членов группы и придает действию прелесть новизны.

2) Основное  упражнение

«Прекрасный сад»

Описание упражнения

Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает спокойно посидеть, можно закрыть глаза, и представить себя цветком. Каким бы ты был? Какие листья, стебель, а может быть шипы? Высокий или низкий? Яркий или не очень? А теперь, после того, как все представили это - нарисуйте свой цветок. Всем раздается бумага, фломастеры, мелки.

Дальше участникам предлагается вырезать свой цветок. Затем все  садятся в круг. Ведущий расстилает внутри круга полотно любой ткани, желательно однотонной, раздает каждому  участнику по булавке. Ткань объявляется поляной сада, которую нужно засадить цветами. Все участники по очереди выходят и прикрепляют свой цветок.

Обсуждение

Предлагается полюбоваться на «прекрасный сад», запечатлеть  эту картинку в памяти, чтобы она  поделилась своей положительной энергией. Заметить, что хоть и много цветов, но всем хватило места, каждый занял только свое, то, которое выбрал сам. Увидеть, в окружении каких разных, непохожих на цветов растет твой. Но есть и общее - у кого-то окраска, у кого-то размер или форма листьев. И всем без исключения цветам нужно солнце и внимание.

 

Психологический смысл упражнения

Сама по себе арт-терапия  очень мощный инструмент, который  используется для психологической  коррекции и служит для изучения чувств, для развития межличностных  навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе. В данном случае упражнение позволяет понять и ощутить себя, быть самим собой выразить свободно свои мысли и чувства, а также понять уникальность каждого, увидеть место, которое занимаешь в многообразии этого мира и ощутить себя частью этого прекрасного мира.

Завершающее упражнение

Спасибо!

Занятие №3

Развитие  коммуникативных способностей. Невербальное общение

1) Разминка

Упражнение «Построимся»

Описание упражнения

Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения

Психологический смысл упражнения

Разминка. Демонстрация возможности  адекватного обмена информацией  без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального  общения. Необычные условия, в которые  попадают участники, включает заинтересованность, заставляет находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.

2) Мини-лекция

Осознание невербального  языка тела.

Детям объясняют, что часто  мимика, поза, жесты, физиологические реакции, манера сидеть, стоять, ходить невольно выражают внутреннее состояние, что невербальные проявления - важнейшие компоненты процесса коммуникации. Осознание собственного физического «Я» помогает лучше понять себя - идентифицировать внутреннее состояние и чувства, легче выражать в физическом действии некоторые эмоции.

Далее объясняется, что такое  конгруэнтная коммуникация.

Конгруэнтность, которая  подразумевает совпадение внутренних переживаний, их осознания и форм выражения (ощущения + осязание + сообщение), определяет надежность коммуникации, ее четкость и осуществление без защитных механизмов и барьеров. Конгруэнтность - предварительное условие положительного и продуктивного взаимодействия.

Информация о работе Развитие сплоченности школьного коллектива