Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 21:58, курсовая работа

Описание

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматри¬вается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные твор¬ческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Проблема творчества и творческих способностей в
современной педагогике и психологии
1.1 Понятие творчество и творческие способно-сти…………………………5
1.2 Компоненты творческих способно-стей………………………………….7
1.3 Проблема оптимальных сроков начала развития творческих
способно-стей.…..……………………………………………………...…10
Развитие творческих способностей в дошкольном воз-расте
2.1 Условия успешного развития творческих способностей де-тей….…..12
2.2 Развитие качеств творческого мышле-ния……………………………...15
2.3 Развитие творческого воображе-ния……………………………………17

Заключе-ние……………………………………………………………….…24
Приложе-ние…………………………………………………………………26
Список литерату-ры………………………………

Работа состоит из  1 файл

Tворческие способности.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)


САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  АКАДЕМИЯ

КУЛЬТУРЫ И  ИСКУССТВ

 

 

 

Кафедра Режиссура  культурно-досуговых программ

 

 

 

 

Курсовая  работа

по теме: «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте»

 

Выполнила

студентка гр. ФК-27

заочного отделения

Синявская Л.И.

Руководитель:

Досекина А.Ф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тольятти’2001

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………….3

 

Проблема творчества и творческих способностей в

 современной  педагогике и психологии

    1. Понятие творчество и творческие способности…………………………5
    2. Компоненты творческих способностей………………………………….7
    3. Проблема оптимальных сроков начала развития творческих

способностей.…..……………………………………………………...…10

       Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте

2.1 Условия  успешного развития творческих  способностей детей….…..12

2.2 Развитие качеств  творческого мышления……………………………...15

2.3 Развитие творческого  воображения……………………………………17

 

 

Заключение……………………………………………………………….…24

Приложение…………………………………………………………………26

Список литературы………………………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Творческие  способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой  потребности в овладении  творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. 

Объектом исследования данной курсовой работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Цель данного исследования - изучение проблемы развития креативных способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание которых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родителей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 

  • Выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа литературы. 
  • Определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.
  • Определение  основных  направлений н педагогических  задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. 
    • Определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. 
    • Выявление эффективности форм, методов н прижимов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогического опыта.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 

  1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
  2. Диагностика творческих способностей детей. 
  3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Курсовая работа состоит  из двух глав. В первой главе рассматривается проблема компонентов творческого потенциала человека, и на основе анализа различных точек зрения на эту проблему, делается попытка определить универсальные творческие способности человека. В этой главе также рассматривается вопрос об оптимальных сроках начала развития творческих способностей детей. 

Вторая глава  посвящена проблемам эффективного развития творческих способностей. В ней рассматриваются условия, необходимые для успешного развития творческих способностей, определяются основные направления и педагогические задачи по развитию творческого потенциала дошкольников. Во второй главе также анализируются результаты диагностики творческих способностей дошкольников, и предлагается комплекс мер, направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема творчества и творческих способностей

в современной  педагогике и психологии

1.1 Понятия творчество и творческие  способности

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? 

Очевидно, что  рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. 

Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. 

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. 

Таким образом, в самом общем виде определение  творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом  виде человеческой деятельности, то справедливо  говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

В данной курсовой работе будет рассмотрена проблема развития универсальных творческих способностей, которые необходимы для успешного осуществления любого вида творческой деятельности, не зависимо от того научная она, художественная, техническая и т.д. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Компоненты  творческих способностей

Творческие  способности представляют собой  сплав многих качеств. И вопрос о  компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление /6, 436/. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации  из  элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями: 

  1. Быстрота - способность высказывать максимальное  количество идей (в данном случае  важно не их качество, а их  количество). 

  2. Гибкость - способность высказывать широкое  многообразие идей.

  3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми). 

  4. Законченность  - способность совершенствовать  свой "продукт" или придавать ему законченный вид. 

Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности /14,6-36/

1. Способность  видеть проблему там, где её  не видят другие. 

2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.

3. Способность  применить навыки, приобретённые  при решении одной задачи к  решению другой. 

4. Способность  воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.

5. Способность  легко ассоциировать отдалённые  понятия. 

6. Способность  памяти выдавать нужную информацию  в нужную минуту. 

7. Гибкость мышления. 

8. Способность  выбирать одну из альтернатив  решения проблемы до её проверки. 

9. Способность  включать вновь воспринятые сведения  в уже имеющиеся системы знаний. 

10. Способность  видеть вещи такими, какие они  есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. 

11. Лёгкость  генерирования идей. 

12. Творческое воображение. 

13. Способность  доработки деталей, к совершенствованию  первоначального замысла.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории /12, 54-55/.

1. Релизм воображения  – образное схватывание некоторой  существенной, общей тенденции или закономерности развития цедостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. 

2. Умение видеть  целое раньше частей. 

3. Надситуативно  – преобразовательный характер  творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу. 

4. Экспериментирование  - способность сознательно и целенаправленно  создавать условия,  в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях. 

Ученые и  педагоги, занимающиеся разработкой  программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности /9/. 

1. Способность  рисковать. 

2. Дивергентное  мышление. 

3. Гибкость в мышлении и действиях. 

4. Скорость мышления. 

5. Способность  высказывать оригинальные идеи  и изобретать новые. 

6. Богатое воображение. 

7. Восприятие  неоднозначности вещей и явлений. 

8. Высокие эстетические  ценности. 

9. Развитая интуиция. 

Анализируя  представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению,  исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. 

Информация о работе Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте