Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 15:43, реферат
Уже в первые недели после рождения ребенок не только ощущает, но и воспринимает окружающую действительность. Эти восприятия, физиологической основой которых является врожденная способность мозга реагировать на комплексные раздражители, еще очень несовершенны и могут рассматриваться всего лишь как исходные для последующего их развития.
Развитие восприятия
в онтогенезе
Уже в первые
недели после рождения ребенок не
только ощущает, но и воспринимает окружающую
действительность. Эти восприятия,
физиологической основой
Первоначально эти
восприятия выступают в форме
мало детализированных смутных зрительных
образов предметов, привлекающих внимание
ребенка. Дальнейшая их дифференциация
становится возможной лишь при соединении
зрения с осязанием и мышечно-
Осязание и мышечно-
При манипулировании
с разными объектами в процессе
формирования образа восприятия включается
мышление в его пока элементарных
формах — в виде процессов сравнения,
различения и связанного с ними обобщения.
Таким путем не только вычленяются
из общей массы и получают большую
определенность отдельные предметы,
но их образы впервые получают обобщенный
характер.
Дальнейший процесс
дифференциации и одновременно обобщения
восприятий совершается при участии
речи, сперва пассивной, а затем активной.
В этом возрасте пассивная речь (слова
и фразы, произносимые окружающими ребенка
взрослыми людьми и слышимые им одновременно
с зрительными, осязательными и мышечно-двигательными
восприятиями) играет огромную роль и
развитии восприятий ребенка: эти слова
впервые приобретают сигнальное значение,
прочно связываясь с первосигнальными
(зрительными и др.) раздражениями. Благодаря
словесным обозначениям внимание ребенка
фиксируется на воспринимаемых предметах
и их особенностях, благодаря чему их образы
уточняются и делаются более определенными.
Слышимые слова уже по самой своей природе
(«Всякое слово (речь) уже обобщает», Ленин)
в очень большой степени содействуют созданию
обобщенных образов восприятия. Вместе
с тем через слышимые слова взрослых в
восприятия ребенка включается общечеловеческий
опыт познания действительности, образы
восприятия перестают быть только восприятиями
индивидуума или животной особи.
Еще большее значение
для совершенствования
Ко времени поступления
в школу структурные
Положительное влияние
процесса обучения на формирование восприятий
связано:
1) с тем, что
обучение носит
2) с усилившимся
значением мышления в
Однако эта в
высшей степени обобщенная и абстрагированная
форма восприятий имеет и свое
положительное значение: обобщенные
образы восприятия являются необходимым
переходным этапом к образованию
понятий и к понятийному