Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 18:27, реферат
РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствовананная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности.
Введение
1.Понятие о речи
2.Речь и мышление
3.Развитие речи
Заключение
Литература
Некоторые исследователи предлагают выделить фактическую направленность речевого акта, который помогает установить контакты с собеседником таким образом, чтобы расположить его к себе. Это обмен репликами, не несущими существенной информации, но по стилю речи из реплик извлекаются знания и взаимоотношении собеседников.
Обычная схема, по которой рассматривают виды речи и дают их характеристику, графически представляется следующим образом.
При характеристике видов речи по этой схеме следует обратить внимание на некоторые моменты.
В настоящее
время проводятся интенсивные исследования
внутренней речи. Диапазон ее проявлений
необыкновенно большой: от развернутого
монолога с самим собой до неосознаваемых
человеком кинестезических
Психологическая
характеристика форм внешней речи в
настоящее время также
Сейчас интенсивно изучают структуры фонем и графем, их признаки, которые обеспечивают различие. Не менее интенсивно исследуют в структурной лингвистике механизмы восприятия предложения.
Восприятие, понимание, запоминание речевого сообщения зависит от структурной глубины фразы. Чем более глубокая по структурной характеристике фраза, тем труднее она воспринимается слушателями. Устная монологическая речь должна строиться в соответствии с возможностями ее адекватного усвоения слушателями.
Анализ построения предложений при их произнесении выявил сложную зависимость от мышления и памяти. Кажущийся для слушателя процесс нанизывания одного слова за другим в действительности определен для говорящего ключевым планом предложения. Выделение долговременной и кратковременной памяти поставило ряд сложных вопросов о включении памяти в речевую деятельность. При говорении осуществляется перевод слов из долговременной памяти в кратковременную, функционирование кратковременной, оперативной памяти при произнесении предложений, установление определенных связей кратковременной памяти с долговременной в ходе направленного общения.
С момента открытий Брока и Вернике различают моторную и сенсорную речь. Характеристике этих двух видов речи в настоящее время уделяют особой внимание. Это направление исследований связано с желанием создать такие счетно-решающие устройства, которые могли бы воспринимать непосредственно речевую информацию без перекодирования языка слов на язык цифр.
Речевое восприятие - это очень сложное явление. По данным исследований, отношение «пропускной способности» слухового и зрительного нервных волокон равно 1:16. В зрительном и слуховом каналах связи при восприятии речи это отношение равно 1:1,13, т. е. почти уравнивается.
Таким
образом, речь выступает как основа
существования сознания - качественного
своеобразия психической
Заключение.
Одним
из основных отличий человека от животного
мира, отличием, отражающим закономерности
его физиологического, психического
и социального развития, является
наличие особого психического процесса,
называемого речью. Речь - это процесс
общения людей посредством языка. Для
того чтобы уметь говорить и понимать
чужую речь, необходимо знать язык и уметь
им пользоваться.
Список литературы
1. «Практикум по психологии» под ред. А. И. Щербакова, Просвещение, 2004 г.
2. «Психология», Петровский, Москва, 2005 г.