Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 05:07, контрольная работа
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.)
Введение. ………………………………………………………………3
Понятие речи…………………………………………………………..4
Виды речи…………………………………………………..…………..6
Внешняя речь…………………………………………………………..6
Внутренняя речь……………………………………………………...12
Функции речи………………………………………………..………...14
Заключение……………………………………………………………19
Список используемой литературы.. ………………………………20
Министерство Образования и Науки Хабаровского Края
Краевое Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Среднего Профессионального Образования
( МО и НХК) (КГБОУСПО).
Хабаровский Педагогический
Контрольная работа:
По предмету: « Психология»
На тему: «Речь».
Введение. ………………………………………………………………3
Понятие речи……………………………………………
Виды речи………………………………………………….
Внешняя речь……………………………………………
Внутренняя речь……………………………………………………...12
Функции речи……………………………………………
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы.. ………………………………20
Речь является основным
средством человеческого
Соответственно
множеству своих функций речь
является полиморфной деятельностью,
т.е. в своих различных
1. Внешнюю;
2. Внутреннюю.
Внешняя речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Внешней речи могут быть присущи: жаргон и интонация.
Жаргон - стилистические особенности
(лексические, фразеологические) языка
узкой социальной или профессиональной
группы людей.
Интонация - совокупность элементов речи (мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, тембр и др.), фонетически организующих речь и являющихся средством выражения различных значений, их эмоциональной окраски.
Внешняя
речь служит общению (хотя
в отдельных случаях человек может размышлять
вслух, не общаясь ни с кем), поэтому ее
основной признак—доступность восприятию
(слуху, зрению) других людей. В зависимости
от того, употребляются ли с этой целью
звуки или письменные знаки, различают
устную (обычную звуковую разговорную
речь) и письменную речь. Устная и письменная
речь обладают своими психологическими
особенностями. При устной речи человек
воспринимает слушателей, их реакцию на
его слова. Письменная же речь обращена
к отсутствующему читателю, который не
видит и не слышит пишущего, прочтет написанное
только через некоторое время. Часто автор
даже вообще не знает своего читателя,
не поддерживает с ним связи. Отсутствие
непосредственного контакта между пишущим
и читающим создает определенные трудности
в построении письменной речи. Пишущий
лишен возможности использовать выразительные
средства (интонацию, мимику, жесты) для
лучшего изложения своих мыслей (знаки
препинания не заменяют в полной мере
этих выразительных средств), как это бывает
в устной речи. Так что письменная речь
обычно менее выразительна, чем устная.
Кроме, того, письменная речь должна быть
особенно развернутой, связной, понятной
и полной, т. е. обработанной.Но письменная
речь обладает другим преимуществом: она
в отличие от устной речи допускает длительную
и тщательную работу над словесным выражением
мыслей, тогда как в устной речи недопустимы
задержки, времени на шлифовку и отделку
фраз нет. Письменная речь как в истории
общества, так и в жизни отдельного человека
возникает позже устной речи и формируется
на ее основе. Значение письменной речи
чрезвычайно велико. Именно в ней закреплен
весь исторический опыт человеческого
общества. Благодаря письменности достижения
культуры, науки и искусства передаются
от поколения к поколению.
Устная речь - это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух - с другой. В зависимости от различных условий общения устная речь приобретает вид либо диалогической, либо монологической речи.
Диалог (от греч. dialogos - разговор,
беседа) - вид речи, заключающийся в попеременном
обмене знаковой информацией (в том числе
и паузами, молчанием, жестами) двух и более
субъектов. Диалогическая речь - это разговор,
в котором участвуют не менее двух собеседников.
Диалогическая речь, психологически наиболее
простая и естественная форма речи, возникает
при непосредственном общении двух или
нескольких собеседников и состоит в основном
в обмене репликами.
Диалогическая речь, как правило, предъявляет меньше требований к построению связного и развернутого высказывания, чем речь монологическая или письменная; здесь не нужна специальная подготовка. Объясняется это тем, что собеседники находятся в одинаковой ситуации, воспринимают одни и те же факты и явления и поэтому сравнительно легко, иногда с полуслова, понимают друг друга. Им не требуется излагать свои мысли в развернутой речевой форме. Важное требование к собеседникам при диалогической речи — уметь выслушивать высказывания партнера до конца, понимать его возражения и отвечать именно на них, а не на собственные мысли.
Монолог - вид речи, имеющий
одного субъекта и представляющий собой
сложное синтаксическое целое, в структурном
отношении совсем не связанный с речью
собеседника. Монологическая речь - это
речь одного человека, в течение относительно
длительного времени излагающего свои
мысли или последовательное связное изложение
одним лицом системы знаний.
.последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли;
· грамматически правильное оформление;
· выразительность голосовых средств.
Монологическая речь сложнее диалога по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Выделяются три основных вида монологической речи: повествование (рассказ, сообщение), описание и рассуждение, которые, в свою очередь, подразделяются на подвиды, имеющие свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая. Монолог представляет собой развернутое высказывание (элементарная единица текста) одного лица, завершенное в смысловом отношении. Психолого-педагогической особенностью монологической речи является то, что реакция слушателей угадывается, жесты и мимика играют меньшую роль, чем при диалоге. Монолог - это чаще всего публичная речь, адресованная большому количеству людей. Ораторский монолог диалогичен. Выступающий как бы беседует с аудиторией, то есть происходит скрытый диалог. Но возможен и открытый диалог, например, ответы на вопросы присутствующих.
Монологическая речь предполагает, что говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. Монологическая речь в практике общения людей занимает большое место и проявляется в самых разнообразных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Цель этой направленности — достигнуть необходимого воздействия на слушателей, передать им знания, убедить в чем-либо. В связи с этим монологическая речь носит развернутый характер, требует связного изложения мыслей, а, следовательно, предварительной подготовки и планирования. Как правило, монологическая речь протекает с известным напряжением. Она требует от говорящего умения логически, последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме, а также умения устанавливать контакт с аудиторией. Для этого говорящий должен следить не только за содержанием своей речи и за ее внешним построением, но и за реакцией слушателей.
Письменная речь - это графически оформленная
речь, организованная на основе буквенных
изображений. Она обращена к широкому
кругу читателей, лишена ситуативности
и предполагает углубленные навыки звукобуквенного
анализа, умение логически и грамматически
правильно передавать свои мысли, анализировать
написанное и совершенствовать форму
выражения. Письменная
и устная речь выполняют обычно разные
функции. Речь устная по большей части
функционирует как разговорная речь в
ситуации беседы, письменная речь — как
речь деловая, научная, более безличная,
предназначенная не для непосредственно
присутствующего собеседника. Письменная
речь при этом направлена преимущественно
на передачу более отвлеченного содержания,
между тем как устная, разговорная речь
по большей части рождается из непосредственного
переживания. Отсюда целый ряд различий
в построении письменной и устной речи
и в средствах, которыми каждая из них
пользуется.
В устной, разговорной речи наличие общей
ситуации, объединяющей собеседников,
создает общность ряда непосредственно
очевидных предпосылок. Когда говорящий
воспроизводит их в речи, речь его представляется
излишне длинной, скучной и педантичной:
многое непосредственно ясно из ситуации
и может быть в устной речи опущено. Между
двумя собеседниками, объединенными общностью
ситуации и — в какой-то мере — переживаниями,
понимание бывает возможно с полуслова.
Иногда, между близкими людьми, достаточно
одного намека, чтобы быть понятым. В таком
случае то, что мы говорим, понимается
не только или иногда даже не столько из
содержания самой речи, сколько на основании
той ситуации, в которой находятся собеседники.
В разговорной речи многое поэтому не
договаривается. Разговорная устная речь
— ситуативная речь. Притом в устной речи-беседе
в распоряжении собеседников, помимо предметно-смыслового
содержания речи, имеется целая гамма
выразительных средств, при помощи которых
передается то, что не досказано в самом
содержании речи.