Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 10:34, доклад
Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости (толерантности) и нетерпимости (интолерантности).
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ
И СТРАТЕГИИ ЕЁ СМЯГЧЕНИЯ
Проблема агрессии, вербальной и невербальной, всё чаще становится предметом анализа и обсуждения в лингвистической науке. Агрессия, в том числе и речевая, является одной из составляющих противодействия добра и зла, терпимости (толерантности) и нетерпимости (интолерантности).
В самом общем виде речевую агрессию можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, грубый отказ, обвинение, насмешка.
По данным Словаря иностранных слов: слово «агрессия» в русском языке зафиксировано во второй половине XVIII века со значением «вооружённое нападение на государство с целью захвата его территории и насильственного подчинения». Со второй половины XX века у слова появилось новое значение: «активно враждебное поведение одного человека по отношению к другим».
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой приводит такую дефиницию: 1. Незаконное с точки зрения международного права применение вооружённой силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. 2. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность.
По мнению Л. Ениной, «речевая агрессия – это сфера речевого поведения, которая мотивирована агрессивным состоянием говорящего».
В психологическом аспекте агрессию можно представить как любую форму поведения, которая нацелена на то, чтобы причинить кому – то физический или психологический ущерб. Эта трактовка агрессии более жёстка и категорична, чем дефиниции из лингвистических словарей, т. к. само слово «ущерб» (потеря, убыток, урон) несёт ярко негативную окраску, не оставляющую надежды на быстрое или возможное восполнение утраченного.
Психоаналитики говорят о так называемом агрессивном драйве, который обусловливает широкий спектр поведенческих актов, многие из которых не являются по своей природе явно агрессивными. Как агрессия рассматривается и стремление к независимости или энергичное отстаивание собственного мнения.
Одним из источников агрессии многие авторы называют средства массовой информации. Оскорбление стало одной из главных тем, которые освещают Российские СМИ. СМИ становятся тем публичным местом, куда выплёскиваются потоки грязи, начиная от бранных слов, находящихся за пределами литературного языка, и единиц, нарушающих «лингвистическую безопасность» человека и сообщества, до откровенных призывов экстремистского характера.
Агрессивные намерения косвенно выражаются и в жалобах, доносах, сплетнях.
Поскольку механизмы, традиционно сдерживавшие проявление речевой агрессии (жёсткая цензура и самоцензура, общественное мнение), в значительной степени утрачены в условиях общего культурного неблагополучия, назрела необходимость в научной разработке новых механизмов, которые предотвратили бы распространение речевой агрессии и способствовали бы тем самым процессам гуманизации общества.
Нередко можно наблюдать за тем, что у людей, вступивших на тропу конфликта, происходят изменения в поведении и даже во внешних признаках. Почему же весьма часто ни одна из конфликтующих сторон «не видит» этих индикаторов, не предпринимает мер по локализации агрессивного поведения партнёра, а наоборот, сама переходит к агрессивной форме поведения, пытаясь таким образом решить создавшуюся конфликтную ситуацию?
Причин здесь можно выделить несколько.
Во–первых, неправильная форма реагирования на агрессивное поведение партнёра ответной агрессией. Многие почему – то считают, что если ответное поведение будет иным, то партнёр может воспринять это как проявление их слабости и неуверенности.
Во–вторых, неуверенность
в себе, в своей правоте. В данном
случае наблюдается попытка
В–третьих, подобное поведение может быть индикатором элементарной невоспитанности партнёра по конфликтной ситуации. Чем больше себе позволяет партнёр, тем менее он воспитан.
Агрессивная речь наглядно демонстрирует авторитарный стиль общения и приводит к отчуждению, враждебности, непониманию. Однако можно научиться успешно контролировать, сдерживать, преодолевать агрессию слова, не прибегая при этом к ответной грубости.
Наиболее общее направление предотвращения агрессии – самонаблюдение и самоконтроль человека над собственным речевым поведением, анализ своей речи с точки зрения вежливости, корректности, эффективности воздействия.
Чтобы избежать резкости, часто достаточно просто попытаться встать на позицию собеседника, «быть выше ссоры». Способность к эмпатии - сопереживанию проблемам другого человека, умение объективно оценить личностные особенности и эмоциональное состояние – очень важны для коммуникативной культуры каждого индивидуума.
Толерантность – терпимость, снисходительность – также необходимое качество, которое предполагает корректность высказываний, особенно оценочного характера, умение прощать, признание права собеседника на собственное мнение.
Выделяется также множество стратегий смягчения речевой агрессии в конкретных речевых ситуациях.
Игнорирование представляет собой альтернативную коммуникативную стратегию, которая оказывает психологическое воздействие на «агрессора» (эффект неожиданности) и разрушает его негативный сценарий. Это достаточно действенная мера против агрессии в том случае, если ситуация не приобретает острый раздражающий характер и не переходит в открыто обидное, неприемлемое для собеседника общение.
Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; перевести разговор на другую тему.
Также можно
выделить такие стратегии, как метод
проецирования положительных
Речевой этикет также располагает конкретными средствами, направленными на предотвращение агрессии. Среди них можно выделить извинение, побуждение, вежливое обращение, предположение, комплимент.
Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают эвфемизмы – более мягкие выражения вместо грубых или бранных.
Основная цель, которая преследуется говорящими при использовании эвфемизмов в социальных и межличностных отношениях, - стремление избегать коммуникативных конфликтов и неудач, не создавать у собеседника ощущения коммуникативного дискомфорта.
Подчинение установленным правилам, помогающим создать благоприятную обстановку, поддерживание общения в тональности, исключающей речевую агрессию, отказ от языковых средств, оскорбляющих человеческое самолюбие, унижающих достоинство, - вот несложные с точки зрения теории и не очень простые с точки зрения практики постулаты, сдерживающие речевую агрессию.
Стараться избегать обидных высказываний в собственной речи и овладеть умением правильно реагировать на грубость собеседника – посильная задача для каждого цивилизованного человека.
Несмотря на
разницу характеров и условий
общения люди должны стремиться искоренять
ту или иную форму речевой агрессии
из своей коммуникативной
Подводя итог, можно сделать вывод, что в современном обществе имеются способы смягчения речевой агрессии на всех уровнях эмоционального состояния говорящего, начиная от слабого раздражения и заканчивая состоянием аффекта. Основное условие осуществления указанных стратегий смягчения – это психологическая настроенность на диалог и понимание собеседника.
Информация о работе Речевая агрессия и стратегии ее смягчения