Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:09, реферат
Устранение конфликтов сводится, в первую очередь, к предупреждению любой конфликтной ситуации. Руководитель группы или тот, на кого эту обязанность в критический момент возложила группа, должен предусмотреть возможности возникновения конфликтных ситуаций. Необходимо постараться не допустить их, а в случае малейшего проявления намеков на их возникновение немедленно принять меры к устранению такой ситуации.
Устранение
конфликтов сводится, в первую очередь, к предупреждению
любой конфликтной ситуации. Руководитель
группы или тот, на кого эту обязанность
в критический момент возложила группа,
должен предусмотреть возможности возникновения
конфликтных ситуаций. Необходимо постараться
не допустить их, а в случае малейшего
проявления намеков на их возникновение
немедленно принять меры к устранению
такой ситуации. При длительном пребывании в экстремальных
условиях автономного существования двух
и более человек порой возникают сложные
взаимоотношения между ними, связанные
с изменениями психологических и адаптационных
преобразований.
В экстремальных условиях у некоторых
членов группы появляется отчуждение
от общих проблем группы, возникает неприятие
и непонимание действий, направленных
на спасение, возрастает склонность к
постоянному пререканию, несогласию с
общими задачами и общими действиями.
Часто это приводит к острейшей конфликтной
ситуации. У отдельных членов группы возникает
представление о большей эффективности
их индивидуальных путей выхода из сложившейся экстремальной ситуации.
У таких людей при стрессе возникают характерные
для такой формы общения застойность собственных
негативных мнений, снижение критичного
к ним отношения. Мелкие неприятности
перерастают в глобальные проблемы, а
обиды перерастают в агрессивные действия.
Это чаще всего связано со стрессовым
состоянием психики, острым сужением поля
сознания и ослаблением психологического
контроля личности над ситуацией.
Любой конфликт нарушает нормальное течение
жизни в коллективе, состоящем порой из
случайных людей, объединенных лишь общей
экстремальной ситуацией. Такой конфликт
в группе - явление крайне нежелательное,
а в острых формах и неприемлемое явление.
Корни таких конфликтов лежат в эмоциональной
сфере - раздражении и недоверии. Любой
конфликт есть предельный случай обострения
противоречий, проявление противоборства,
попытки навязывания собственного мнения,
порой в неприемлемой для окружающих агрессивной
форме, т. е. активного столкновения оценок,
принципов, мнений, характеров, эталонов
поведения.
Конфликтная ситуация может возникнуть
задолго до того, как произойдет прямое
столкновение. Она может "тлеть" длительное
время и вспыхнуть внезапно, поставив
под удар всю налаженную систему выживания
группы, внести раскол во взаимоотношения
и даже привести к гибели, как отдельных
членов, так и всей группы. Любое изменение
конфликтной ситуации приводит или к прекращению
конфликта, или же, наоборот, к его разгоранию
с новой силой.
Порой конфликтная ситуация в своем развитии
может перейти в истерику у одной из конфликтующих
сторон. Причем впасть в истерическое
состояние может необязательно женщина.
Привести человека в такое состояние может
создавшаяся аварийная ситуация, выхода
из которой он или она не видит, отсутствие
достаточного количества пищи и необходимость ее строжайшей экономии,
внезапная (при катастрофе самолета, парохода,
другого транспортного средства в ненаселенной
местности) необходимость отказа от привычного
образа жизни и требование руководителя
исполнения необычных, иногда с точки
зрения данного человека, "грязных"
обязанностей и т. п.
Воздействие истерического припадка на
окружающих колоссально, даже вопреки
здравому смыслу и человеческой морали.
Во время припадка человек, впадший в истерику,
редко наносит себе тяжелые травмы; даже
падая на землю, он или она сначала выберет
место почище и только потом ляжет. Опасность
состоит в другом. Сочувствие зрителей
разжигает азарт и доводит до такой степени,
что впавшему в истерику бывает трудно
остановиться.
Во время истерического припадка, в отличие
от эпилептического, зрачки обязательно
реагируют на свет, практически не бывает
произвольного мочеиспускания и прикусов
языка. Прервать припадок, а точнее, прекратить
спектакль проще всего, удалив зрителей
или внезапно ударив впавшего в истерику
человека по щеке, облив холодной водой или неожиданно с грохотом обронив что-либо
на землю. Почти сразу произойдет мгновенная
реакция: человек вздрогнет, оглянется
по сторонам и вряд ли продолжит свое представление.
Любой конфликт динамичен
в своем развитии. В нем наблюдаются
следующие стадии развития: возникновение, осознание конфликтной
ситуации, проявление конфликта, поиск
средств его устранения и его затухание
(разрешение). Бывают конфликты кратковременные,
длительные и затяжные или зашедшие в
тупик.
Длительность протекания конфликта связана
с неумением или нежеланием конфликтующих
сторон найти выход из создавшегося положения.
В этом случае рождаются и укрепляются
чувства неприязни и даже явно выраженной
вражды, стороны превращаются в противников.
В условиях автономного существования
с наличием экстремальной ситуации люди,
попавшие в такие условия, не всегда находят
пути и возможности бесконфликтного общения.
Это зависит от жизненного опыта человека
и уровня его культуры.
При возникновении конфликта руководитель
должен взять на себя управление конфликтом,
если тот возник в межличностных отношениях
и принять оптимальное решение его разрешения,
не ущемляя самолюбия конфликтующих сторон.
Для преодоления межличностного конфликта
необходимо, прежде всего, реалистично
оценить его суть и установить не только
непосредственный повод, но и его причину.
Следует учитывать, что истинная причина
конфликтной ситуации зачастую маскируется
его участниками. Надо иметь в виду, что
проявляющиеся в конфликте противоречия
могут быть как реальными, так и воображаемыми
и часто его суть оказывается не столь
значительной.
Разрешение конфликта почти всегда усложняется
и даже разгорается с новой силой, если
его пытается урегулировать одна из противоборствующих
сторон. Если участники конфликта пытаются
таким способом решить, как действовать
в той или иной ситуации и их взгляды прямо
противоположны, то в этом факте уже содержится
утверждение, что конфликтующими сторонами
различаются не цели (то есть сам факт
выживания и спасения), а истолкование
того, каким путем этого можно достичь.
Для разрешения такого конфликта нужно
показать различия в понимании подхода
к одинаковой цели.
Часто эмоции конфликтующих сторон свидетельствуют
об отсутствии серьезных аргументов. Эмоциональный
тон при выяснении отношений почти всегда
снижает эффект воздействия друг на друга.
К сути главного вопроса, вокруг которого
и разгорелся конфликт, "примешиваются"
личные антипатии, резкость, обидные слова,
угрожающие мимика и жесты, высокомерный
тон, презрительный взгляд. Конфликт приводит
к нарушению установившихся отношений,
создает в группе нетерпимую обстановку
и вызывает стрессовые состояния не только
у конфликтующих, но и у окружающих.
Существует несколько тактических приемов
разрешения конфликтов. Уход от конфликта
может быть произведен руководителем
созданием "условно" критической
ситуации, при которой необходима срочная
мобилизация всей группы. Например, быстрый
перенос места лагеря на более безопасное место, форсированный
марш ввиду надвигающейся опасности и
т. д.
Среди других тактических приемов могут
быть и такие, как сглаживание спорных
вопросов, нахождение компромисса, создание
ситуации "переговоров", выявление
"зоны согласия", определение границ
конфликта и, наконец, использование принуждения
к его окончанию. Тактика управления конфликтом
выбирается в зависимости от его содержания
и глубины, а также от психического состояния
конфликтующих сторон.
Разрешение конфликта возможно лишь при наличии у руководителя объективного подхода к его сути и каждой из противоборствующих сторон. Это обеспечивает более быстрое и легкое разрешение конфликта. В этом заключается психологическая закономерность: люди, которые разделяют наши взгляды, вызывают у нас чувство симпатии и расположения. Но это лишь до тех пор, пока не выявится различие во взглядах. Поэтому нельзя обвинять кого-либо в возникновении конфликта, необходимо ликвидировать породившие его причины.
На людей, находящихся в экстремальных условиях, воздействует
целый ряд различных психотравмирующих
факторов.
Одиночество.
Для человека, оказавшегося в одиночестве,
именно это обстоятельство является одним
из главных факторов, воздействующих на
психофизическое состояние. Но бывает,
что, даже находясь в группе, люди попавшие
в беду, ощущают эти же психотравмирующие
факторы.
Особенно это часто происходит в группе
случайных людей, без руководителя или
заметного лидера, когда группа совершенно
незнакомых людей разного возраста, пола,
общественного положения и интересов,
а также совершенно не подготовленная
к тяжелым испытаниям в силу сложившихся
обстоятельств (авиакатастрофа, землетрясение,
кораблекрушение и т. п.), оказалась в экстремальной
ситуации вдали от жилья в совершенно
незнакомой местности. Поэтому страх за
свою жизнь, как механизм психической
защиты, - состояние естественное и вполне
закономерное.
Монотонность.
Это не менее важный фактор нарушения
психики. Это однообразие обстановки,
например, во время нахождения под землей
(в пещере или горной выработке), на море
или в океане (на плоту, в спасательной
шлюпке или брошенном корабле), в пустыне
или зимой в тундре. При этом происходит
астенизация (истощение) нервной системы,
могущая привести к тяжелому психическому
заболеванию.
Ограничение информации.
Не менее сильно воздействует на человека
или группу людей. Отсутствие информации
о том, что произошло, может произойти
и на что можно рассчитывать в ближайшее
время, может вызвать неврозоподобные
состояния и явно выраженные неврозы.
Это может привести к психическому срыву,
необдуманным действиям и панике.
Угроза для жизни.
Тоже воздействует на психическое состояние
человека. Когда человеку или группе людей,
оказавшимся в экстремальной ситуации,
приходится рассчитывать только на свои
силы, то следствием этого состояния становится
постоянное напряжение. Оно истощает нервную
систему человека, провоцирует приступы
страха. Страх за свою жизнь, как механизм
психической защиты - состояние естественное
и вполне закономерное.
Вполне понятно, что все эти ситуации вызывают
вполне нормальные для каждого человека
чувства и эмоции. Поэтому логично классифицировать
их следующим образом:
Страх:
- за свою жизнь при серьезных ранениях
и травмах;
- за жизнь тех, кого мы любим и кто нам
дорог; остаться одному;
- при потере контроля над своими поступками;
- при мысли о том, что подобное событие
(явление) может повториться снова.
Беспомощность.
Возникающая, когда произошедшее обнаруживает
вашу невозможность что-либо изменить
и вы бессильны ему противостоять.
Грусть.
Из-за страха смерти, травм или тяжелых
утрат. Тоска от того, что все это происходило.
Вина.
От того, что вам пришлось лучше, чем другим,
то есть за то, что вы живы и не травмированы.
Стыд:
- за то, что вы разоблачили себя как беспомощного,
"чувствительного" и нуждающегося
в других;
- за то, что вы реагировали на произошедшее
не так, как желали бы, не делали того, что
следует.
Гнев:
- за то, что случилось, и на того, кто является
причиной этого;
- на несправедливость и бессмысленность
всего происходящего;
- за пережитый стыд и обиды;
- за отсутствие своего понимания других
людей, за безрезультатность попыток объяснить
им свои состояния: почему я?
Воспоминания.
О чувствах, связанных с отсутствием других
людей в вашей жизни, которые были травмированы
или умерли.
Разочарование.
В себе, в других, в жизни.
Надежда.
На будущее, на лучшие времена, на то, что
все будет хорошо.
Такие чувства и эмоции появляются практически
у каждого человека, особенно во время
катастроф и аварий, связанных с нахождением
в экстремальной ситуации автономного
существования. И наиболее ярко они проявляются
и становятся интенсивными, если:
- много людей погибло;
- их смерть была внезапной или, наоборот,
сопровождалась тяжелыми предсмертными
муками;
- из-под обломков транспортного средства,
обвала, лавины и т. п. не были извлечены
все тела;
- была большая зависимость от человека,
который умер, или привязанность к нему;
- отношения с погибшим или раненым были
конфликтные; этому стрессу предшествовали
другие.
Лечение всех этих состояний очень простое
- дать возможность всем своим чувствам
и эмоциям выйти наружу. Это не приведет
к утрате самоконтроля, а вот подавление
этих чувств может привести к тяжелым
последствиям - возникновению неврозов
и физическим проблемам. Следует помнить
также, что боль душевная, боль от психологической
травмы ведет к ее излечению. После преодоления
сильного психологического стресса человек
может стать более сильным духом, уравновешенным
и зрелым.
Учитывая все сказанное, следует принять
как непреложный факт, что первая реакция
на опасность всегда бывает инстинктивной,
поскольку самосохранение - сильнейший
инстинкт. Поэтому основное требование
при борьбе за выживание - ясность мышления
и его концентрация на очередной задаче,
стоящей перед вами. Прежде всего, надо
оценить ситуацию и спланировать свои
действия.
Нельзя думать о себе как о бездомном бродяге.
Необходимо вжиться в реальную обстановку,
почувствовать себя туземцем (коренным
жителем данной местности, приспособленным
к окружающей природе). Это, безусловно,
поможет сохранить чувство уверенности
и остаться живым в создавшейся ситуации.
Конечно, все стрессы
- страх, боль, холод, жара и уныние легче
переносятся, когда человек не один.
Все тяготы и лишения, возникшие
при аварии транспортного средства, стихийном
бедствии или потере ориентировки (в ненаселенной
местности или пещере), легче переносятся
в коллективе. Появляется возможность
совместного обсуждения своего положения,
легче оказать первую помощь пострадавшим.
Но есть одно очень важное
правило - в группе людей, попавших в экстремальную
ситуацию, не должно быть коллективного
руководства! Распределение обязанностей
уменьшает физические нагрузки. А наличие
в группе опытного руководителя позволяет
быстро принимать правильные решения.
Университет Российской Академии Образования
НФ УРАО
Специальность: Связи с общественностью
По дисциплине: Конфликтология
На тему: «Решение конфликтных ситуаций в экстримальных условиях»
Выполнила студентка 6-го курса
Факультет экономики и бизнеса
Куранова Ю.С.
Группа:С-61
Проверила: Новикова Н.Ю.
Информация о работе Решение конфликтных ситуаций в экстримальных условиях