Ритуальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2011 в 00:06, реферат

Описание

Ритуал – это жестко фиксированная последовательность трансакций, причем трансакции производятся с Родительской позиции и обращены к Родительской позиции, позволяя почувствовать людям себя признанными. Если потребность человека в признании не реализуется, то начинает развиваться агрессивное поведение. Этот вид общения как раз призван снять эту агрессию, удовлетворить потребность в социальном признании хотя бы на минимальном уровне. Ритуальный стиль порождается межгрупповыми ситуациями.

Работа состоит из  1 файл

реферат по психологии.docx

— 31.11 Кб (Скачать документ)

     Скажем, на вопрос: "Как живешь?" надо отвечать что-то вроде: "нормально", "прекрасно", "отлично" и т.д., а вот ответ: "отвратительно", предполагающий в дальнейшем вопрос: "А что  так?" и последующую беседу на эту тему, — это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению.

     Человек, отвечающий, что он живет отвратительно уже выходит за рамки своей ритуальной роли.

     Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, правильно распознать ситуацию общения, и представить  себе, как в ней себя вести –  с другой.

     Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, стоит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит — десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продолжает существовать в ситуации "застольной беседы ". Гость не выполняет ролевые ожидания, и его начинают воспринимать как надоедливого, назойливого

     Во  многих случаях мы с удовольствием  принимаем участие в ритуальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участвуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, что мы делаем.

     Мы  много раз здороваемся со знакомыми  и незнакомыми людьми в одной  организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них "Как  дела?", узнаем, что нормально, говорим  о погоде, ругаем общественный транспорт, который "плохо ходит ", смеемся10. И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какова была бы ваша реакция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, так как лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.

     Отсюда  следует, насколько большое значение человек придает ритуальному  общению. Но ритуальное общение редко  преобладает в жизни. Оно бывает лишь прологом к другому общению  — манипулятивному. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Общение – сложный и многогранный процесс, который является основополагающим в совместной деятельности людей.

     В работе дана характеристика общения  именно как процесса деятельности человека, был рассмотрен ритуальный вид общения.

     Ритуальное  общение — индивидуальный стиль  общения, свойственный очень многим людям.

     Этот  стиль ведет свое происхождение  от социальных, межгрупповых ситуаций общения, где главной задачей  партнеров является поддержание  связи с социумом, подкрепление представления  о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в  таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала. В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, подчас очень разных ситуаций, в которых  каждый участвует только как некоторая  маска с заранее заданными  свойствами и которые требуют  от участников только одного — знания правил игры.

     В подобном стиле осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они  на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправлены, не имеют и не могут иметь никакого результата.

     В ритуальном общении главным делом является подкрепление своей связи со своей группой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т.д., повышение самооценки и самоуважения. Отмеченные черты этого общения — ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение — во многом характерные признаки ритуального общения11.

     В ритуальном общении партнер — всего лишь необходимый атрибут, в принципе не единственный и легко заменимый, то его конкретные индивидуальные особенности несущественны. Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и когда мы его в первый раз видим. Важно только одно — его компетентность относительно конкретного ритуала. До тех пор пока человек находится в рамках ритуала, его восприятие и понимание не нужно.

     В ритуальном общении для нас существенно  следование роли — социальной, профессиональной или межличностной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ: 

1.Введенская М.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону, 2005.-345 с.

2.Колтунова М.В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет.- М.: экономика, 2004.-330 с.

3.Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону, 2006.-327 с.

4.Мальханова И.А. Деловое общение/ Учебное пособие, М.: Академический проект, 2007.-154 с.

5.Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов.Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.-439 с. 
 
 
 

Информация о работе Ритуальное общение