Роль невербального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:40, реферат

Описание

Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

     Человек,  который во время разговора  держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор.  В таком случае беседу сразу прекращают.

     По тому, как слушающий выпускает дым  сигареты, можно определить его отношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянно вверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится. Если дым направлен вниз, то человек, наоборот, настроен негативно, причём чем быстрее он выпускает дым, тем больше разговор ему неприятен.

     Походка  также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен.

     Опущенные плечи и поднята голова – настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова – собеседник заинтересован. Потирание века – собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас.

     Для того, чтобы достичь желаемой цели  в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное.

       Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?

Прислушайтесь к советам  Д. Карнеги;

  • не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;
  • не делайте порывистых, резких движений локтями;
  • не делайте слишком отрывистых жестов;
  • если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;
  • делайте только такие движения, которые выглядят естественно;
  • если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.

Вы сможете убедиться  на своем опыте, что если вы свободно владеете текстом и увлеченно  выступаете, то ваша жестикуляция и  темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и  жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.

 

 

 

                                          

 

                     5. Слушание, как вид речевой деятельности

 

Общаясь друг с другом, каждый из нас осуществляет ту или  иную речевую деятельность.

Можно выделить такие виды речевой деятельности, как говорение и письмо, слушание и чтение.

Слушать в нашей жизни  не менее важно, чем говорить: через  слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.

Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.

По способу осуществления  различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.

Уметь слушать -- одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.

Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.

Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.

Важно уметь выбрать  вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.

Познакомьтесь с основными "правилами" слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером  в книге " Я вас слушаю..." (М., 1989г.)

  1. Не принимайте молчание за внимание.

Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.

  1. Будьте физически внимательны.

Повернитесь лицом к  говорящему. Поддерживайте с ним  визуальный контакт, убедитесь в  том, что ваша поза и жесты говорят  о том, что вы слушаете.

  1. Не притворяйтесь, что слушаете.

Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся  в выражении лица и жестах.

  1. Дайте собеседнику время высказаться.

Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.

  1. Не перебивайте без надобности.

Большинство из нас в  социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие -- младших, чем наоборот. Мужчины  перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.

  1. Не делайте поспешных выводов.

Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь  от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.

  1. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам.

Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и  не поддавайтесь воздействию его  чувств, иначе можно пропустить смысл общения.

  1. Убедитесь, что нет неясностей и недопониманий.

Если собеседник уже  высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и  поинтересуйтесь, то ли он имел в виду.

  1. Не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника. [7]

 

 

 

 

 

 

                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

                                            Заключение

 

      Общение  включает в себя вербальные  и невербальные каналы передачи  информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной.

     Понимание  тонкостей языка жестов может  улучшить и упростить ваши  отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с  другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь.

     Можно использовать  язык жестов, для того чтобы  вводить людей в заблуждение  и манипулировать ими.  Бывают  случаи, когда это вам и необходимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Приложение

 

 

 

                                                                           Схема 1. Виды общения

 

 

 

                                                                              Схема 2. Невербальное общение

 

 

 

 

 

                               Библиографический список:

 

1. Дерябо С,  Ясвин  В. Гроссмейстер общения. М.: Смысл, 2000. 

2. Панасюк А.Ю. А  что у него в подсознании?  – М.: Дело, 1997. 

3. Тренев Н.Н. Управление  конфликтами. М.: ПРИОР, 1999.

4. Mark L., Hickson III and Don W. Stacks. Nonverbal communications: studies and applications. (Dubuque, Iowa: Brown, 1984).

5. Ларичев О.И. Наука  и искусство принятия решений.  М.:                                         Наука, 1979.

6. Малая энциклопедия  этикета.- М.: «РИПОЛ КЛАССИК»,2000

7. www.bestreferat.ru/, разделы: «языкознание, филология», «психология»




Информация о работе Роль невербального общения