Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:38, реферат
Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения.
Введение ………………………………………………….. 3
Основная часть. Классификация НВКК………………….4
Заключение ………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………….39
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение ВПО
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Исторический факультет
Кафедра социологии и политологии
Реферат на тему:
«Роль невербального поведения в общении»
Выполнила студентка
3 курса 2 группы
Шамрай Я. В.
Проверила:
кандидат исторических наук
Красова Е. Ю.
Воронеж, 2011
Содержание
Введение ………………………………………………….. 3
Основная часть. Классификация НВКК………………….4
Заключение ………………………………………………. 37
Список литературы…………………………………
Введение
Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения.
В общении обязательно
будет разворачиваться познание
одной личности другой, будет проявляться
и изменяться отношение, иметь место
обращение друг к другу. Невербальное
поведение партнеров
Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения.
Классификации невербальных компонентов
Для начала рассмотрим классификацию М. А. Поваляевой и О. А. Рутер. В их классификации невербальных компонентов коммуникации четыре группы. Принцип разделения компонентов по группам: отношение того или иного компонента к одной из наук: кинесики, проксемики, такесики или паралингивтике.1. Кинесика
А) экспрессивно-выразительные движения;
-жест
- мимика
- походка
Б) визуальный контакт (взгляд)
- направление движения
- частота контакта.
2. Паралингвистические средства:
-интонация
- темп речи
-сила голоса
- высота голоса
-тембр голоса
- пауза
-вздох, смех, плач, кашель.
3) Такесика:
- рукопожатие
-поцелуй
- похлопывание (по плечу)
4) проксемика
- ориентация в пространстве
- дистанция
Следующий авторитетный ученый
в сфере компонентов невербальной коммуникации
является В. А. Лабунская, которая также
разделяет невербальное поведение на
4 группы. Но принцип разделения на группы
взят другой, добавлены некоторые аспекты
коммуникации, которых не было в классификации
М. А. Поваляевой и О. А. Рутер. Например,
акустическая и ольфакторная система.
Но Лабунская не рассматривает коммуникацию
с точки зрения проксемики.
1. акустическая система
А. Экстралингвистика (пауза, кашель, вздох, смех, плач)
Б. Просодика (голосовые показатели: темп, тембр, высота, громкость)
2. оптическая система
А. Кинесика
-выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, интонация)
- физиогномика (строение лица и черепа, строение туловища и конечностей)
- авербальные действия (стук, скрип, грохот)
- контакт глаз (напряжение движения, длина паузы, частота контакта)
3. тактильно-кинестезическая система
А. Такесика
- динамические
прикосновения (рукопожатие,
- статическое
прикосновение (напряжение
4. ольфакторная система
А. Система запахов
- запах тела
-запах косметики
М. Л. Бутовская,
рассматривая НВКК, большой упор де
лает на эмоциональную сторону
1. мимика
А. Спонтанная
Б. Контролируемая мимика
2.
первичные (базовые) эмоции
А. Радость
Б. Удивление
В. грусть
Г. Гнев
Д. Испуг
Е. Отвращение
3. улыбка
4. эмоциональные выражения
5. жесты
А. Жесты – сигналы диалога
Б. Универсальные жесты-эмблемы
6. тактильная коммуникация
А. Рукопожатие
Б. Груминг
В. поцелуй
На основе
этих классификации и
Невербальные
коммуникации – это движения и
особенности голоса человека при
передаче им вербального сообщения.
Это узкое понимание невербальн
Классификация невербальных компонентов:
А.жесты
Положение рук
Эмоциональные выражения
- жест просьбы
Жест страха
Хлопанье в ладоши
Жест открытости
Прикосновение к кончику носа
Скрещенные руки
Сложенные домиком пальцы рук
Жест сомнения или собственного бессилия
Универсальные жесты – эмблемы:
Угроза поднятым вверх указательным пальцем
Покачивание поднятым вверх указательным пальцем
Указательный жест, направленный на человека
Воздушный поцелуй
Ударяющая ладонь по голове
Движение пальцем у виска
Указательный палец оттягивает нижнее веко
Отряхивание воображаемой пыли с одежды
Указательный и большой палец сомкнуты в кольцо (ОК)
Поднятый вверх указательный палец
V – Пальцами
Схватиться за голову
Сыт по горло
«махнуть рукой»
«Чур меня»
«Так тебе и надо»
«Будь начеку»
«Чур я не играю»
«Мирись-мирись»
«ДА!»
«Пальцы веером»
«Я тебя зарежу!»
«Жест восхищения
Б. Мимика
- движение и складки бровей
- положение губ
- глаза (зрачки, морщинки вокруг глаз, моргание, подмигивание, направленность взгляда)
- ноздри и носовые складки
- лоб (характерные морщинки)
- комплексные
мимические выражение (
В. Походка
- ритм
- скорость
- длина шага
- звуковые показатели стук каблуков, удары при давлении на поверхность.
Виды походки: «ровная», «плавная», «уверенная», «твердая», «Виноватая».
А. Такесика
- похлопывание
-груминг
- рукопожатие
- поцелуй
- поглаживание
Б. Проксемика
- ориентация в пространстве
- дистанция
- направленность движения
В. взаимодействие с другим предметом
- покачивание стулом
- перебирание чего-либо в руках
- постукивание пальцами по столу
- неоднократное
совершение какой- либо
Г. Контакт глаз
- размер зрачков
- направленность взгляда
- частота зрительного контакта
- моменты зрительного контакта относительно разговора и их прекращение
3. вокальные невербальные компоненты
- сила голоса
- высота голоса
- темп голоса
- тембр голоса
- интонация
- вздох, смех, плач, кашель
- паузы (артикуляторная, перцептивная, хезитации или колебания)
- вокальные помехи ( «Э-э-э», «МММММ» и т. д.)
4. внешние невербальные компоненты:
А. Физические особенности человека
- строение туловища
- строение черепа
- строение лицевой части
- строение конечностей
Б. имидж (внешний, коммуникативный и поведенческий имидж)
- одежда
- прическа
- аксессуары
- косметика
В. система запахов
- запах тела
- запах косметики
- влияние внешних запахов
Личностные невербальные компоненты
Жесты:
Жест – это движение рук или кистей рук. В психологии жесты изучают как паралингвистические средства. Но жест в процессе речи не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции могут послужить основой вывода о каком-либо качестве человека [Лабунская: 1986: 25-26].
Жесты – это движения рук и пальцев, которые мы используем, чтобы привлечь внимание собеседника [Р. Вердербер: 2005: 37]
Традиционно жесты
изучают как
Все жесты мы разделили на: положения рук, эмоциональные выражения и универсальные жесты-эмблемы. Положения рук – это статические место нахождения кистей руки и пальцев на момент разговора. Собеседник может держать руки на коленях, что будет свидетельствовать о скрытности и закрепощенности. Если же человек положит руки на стол или другой предмет, то это уже будет свидетельствовать о том, что он, либо ищет точку опоры, обоснование для вербальных выражений. Также руки могут импульсивно двигаться. Скорость движения зависти от эмоционального состояния человека. Если скорость жестикуляции высокая, это означает, что человек эмоционально возбужден (он может испытывать, либо восторженную радость, либо гнев).
Эмоциональные выражения.
Если жесты имеют четко выраженный характер, имеют эмоциональную окраску, то их следует относить к эмоциональным выражениям. Именно такие жесты передают внутренне состояние человека, могут указать на скрытое чувство или эмоции [3, с 27].
Универсальные жесты-эмблемы
Универсальные
жесты-эмблемы – это жесты, статут
которых закрепился в обществе уже
достаточно давно, жесты эти понятны
всем людям. Среди жестов-эмблем практически
нет неоднозначных, имеющих несколько интерпретаци
Например, жест «указательный палец оттягивает нижнее веко» имеет, по меньшей мере, три интерпретации [4, с 47].
1. Выражение
восхищения проходящей мимо
Но все эти толкования невербального компонента общения обусловлены национальными особенностями. В России жест не используется, либо используется в третьем значении. Ев Кубе этот жест будет обозначать угрозу.
Жесты эмблемы также можно изобразить в виде пиктограммы. Современная система «смайликов» (они используются в Интернет-общении, в виртуальных переписках, смс-общении) базируется именно на универсальных жестах-эмблемах.