Роль невербального поведения в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:38, реферат

Описание

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения.

Содержание

Введение ………………………………………………….. 3
Основная часть. Классификация НВКК………………….4
Заключение ………………………………………………. 37
Список литературы……………………………………….39

Работа состоит из  1 файл

реферат красова.doc

— 149.00 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение ВПО

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Исторический факультет

Кафедра социологии и политологии

 

Реферат на тему:

 

«Роль невербального  поведения в общении»

 

 

Выполнила студентка

3 курса 2 группы

Шамрай Я. В.

Проверила:

кандидат исторических наук

Красова Е. Ю.

 

 

 

 

Воронеж, 2011

 

Содержание

Введение ………………………………………………….. 3

Основная часть. Классификация  НВКК………………….4

Заключение ………………………………………………. 37

Список литературы……………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Известно, что мимика, жесты как элементы невербального  поведения личности являются одной  из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения.

В общении обязательно  будет разворачиваться познание одной личности другой, будет проявляться  и изменяться отношение, иметь место  обращение друг к другу. Невербальное поведение партнеров одновременно выступает как условие познания их личности, возникновения отношения, как своеобразная форма обращения друг к другу. Именно в общении ярко проявляется индикативно-регулятивная функция невербального поведения личности.

Невербальное поведение  вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение – это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения – это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения.

 

Классификации невербальных компонентов

Для начала рассмотрим классификацию М. А. Поваляевой и  О. А. Рутер. В их классификации невербальных компонентов коммуникации четыре группы. Принцип разделения компонентов  по группам: отношение того или иного  компонента к одной из наук: кинесики, проксемики, такесики или паралингивтике.1. Кинесика

А) экспрессивно-выразительные  движения;

-жест

- мимика

- походка

Б) визуальный контакт (взгляд)

- направление  движения

- частота контакта.

2. Паралингвистические средства:

-интонация

- темп речи

-сила голоса

- высота голоса

-тембр голоса

- пауза

-вздох, смех, плач, кашель.

3) Такесика:

- рукопожатие

-поцелуй

- похлопывание (по плечу)

4) проксемика

- ориентация  в пространстве

- дистанция 
Следующий авторитетный ученый в сфере компонентов невербальной коммуникации является В. А. Лабунская, которая также разделяет невербальное поведение на 4 группы. Но принцип разделения на группы взят другой, добавлены некоторые аспекты коммуникации, которых не было в классификации М. А. Поваляевой и О. А. Рутер. Например, акустическая и ольфакторная система. Но Лабунская не рассматривает коммуникацию с точки зрения проксемики.

1. акустическая система

А. Экстралингвистика (пауза, кашель, вздох, смех, плач)

Б. Просодика (голосовые  показатели: темп, тембр, высота, громкость)

2. оптическая система

А. Кинесика

-выразительные  движения (поза, жест, мимика, походка,  интонация)

- физиогномика (строение лица и черепа, строение  туловища и конечностей)

- авербальные  действия (стук, скрип, грохот)

- контакт глаз (напряжение движения, длина паузы, частота контакта)

3. тактильно-кинестезическая система

А. Такесика

- динамические  прикосновения (рукопожатие, поцелуй,  поглаживание, похлопывание)

- статическое  прикосновение (напряжение движения, длина паузы, частота контакта)

4. ольфакторная система

А. Система запахов

- запах тела

-запах косметики

М. Л. Бутовская, рассматривая НВКК, большой упор де лает на эмоциональную сторону коммуникации. Только Бутовская рассматривает  такое понятие, как «универсальные жесты-эмблемы», поведенческие универсалии. Также она выделила в отдельную группу Мимику, подчеркнув тем самым ее большую значимость при межличностном общении.

1. мимика

А. Спонтанная

Б. Контролируемая мимика

2.  первичные (базовые) эмоции человека

А. Радость

Б. Удивление

В. грусть

Г. Гнев

Д. Испуг

Е. Отвращение

3. улыбка

4. эмоциональные  выражения

5. жесты

А. Жесты –  сигналы диалога

Б. Универсальные  жесты-эмблемы

6. тактильная  коммуникация

А. Рукопожатие

Б. Груминг

В. поцелуй

 На основе  этих классификации и дополнительных  источников информации мы попытались выдвинуть собственную классификацию, рассмотрев невербальные компоненты коммуникации в самом широком смысле.

Невербальные  коммуникации – это движения и  особенности голоса человека при  передаче им вербального сообщения. Это узкое понимание невербальных компонентов.  При таком понимании не учитываются: внешние особенности человека (одежда, прическа, косметика), особенности обстановки, где происходит межличностный контакт (предметы, которые могут оказывать влияние на общение или же могут быть использованными при непосредственном контакте), а также не рассматривается взаимодействие собеседников.

Классификация невербальных компонентов:

  1. Личностные невербальные компоненты:

А.жесты

Положение рук

Эмоциональные выражения

- жест просьбы

Жест страха

Хлопанье в ладоши

Жест открытости

Прикосновение к кончику носа

Скрещенные  руки

Сложенные домиком  пальцы рук

Жест сомнения или собственного бессилия

Универсальные жесты – эмблемы:

Угроза поднятым вверх указательным пальцем

Покачивание поднятым вверх указательным пальцем

Указательный  жест, направленный на человека

Воздушный поцелуй

Ударяющая ладонь по голове

Движение пальцем  у виска

Указательный  палец оттягивает нижнее веко

Отряхивание воображаемой пыли с одежды

Указательный  и большой палец сомкнуты в  кольцо (ОК)

Поднятый вверх указательный палец

V – Пальцами

Схватиться  за голову

Сыт по горло

«махнуть рукой»

«Чур меня»

«Так тебе и  надо»

«Будь начеку»

«Чур я не играю»

«Мирись-мирись»

«ДА!»

«Пальцы веером»

«Я тебя зарежу!»

«Жест восхищения

Б. Мимика

- движение и  складки бровей

- положение  губ

- глаза (зрачки, морщинки вокруг глаз, моргание, подмигивание, направленность взгляда)

- ноздри и  носовые складки

- лоб (характерные  морщинки)

- комплексные  мимические выражение (выражение  радости, удивления, грусти, гнева,  испуга, отвращения)

В. Походка

- ритм

- скорость

- длина шага

- звуковые показатели  стук каблуков, удары при давлении  на поверхность.

Виды походки: «ровная», «плавная», «уверенная», «твердая», «Виноватая».

  1. Межличностные невербальные компоненты

А. Такесика

- похлопывание

-груминг

- рукопожатие

- поцелуй

- поглаживание

Б. Проксемика

- ориентация  в пространстве

- дистанция

- направленность  движения

В. взаимодействие с другим предметом

- покачивание  стулом

- перебирание  чего-либо в руках

- постукивание  пальцами по столу

- неоднократное  совершение какой- либо комбинации (смотрит на часы, теребит одежду  свою или собеседника, теребит  в руках ручку или другой  предмет)

Г. Контакт глаз

- размер зрачков

- направленность  взгляда

- частота зрительного  контакта

- моменты зрительного контакта относительно разговора и их прекращение

3. вокальные невербальные компоненты

- сила голоса

- высота голоса

- темп голоса

- тембр голоса

- интонация

- вздох, смех, плач, кашель

- паузы (артикуляторная, перцептивная, хезитации или колебания)

- вокальные помехи ( «Э-э-э», «МММММ» и т. д.)

4. внешние невербальные компоненты:

А. Физические особенности человека

- строение туловища

- строение черепа

- строение лицевой части

- строение конечностей

Б. имидж (внешний, коммуникативный и поведенческий имидж)

- одежда

- прическа

- аксессуары

- косметика

 

В. система запахов

- запах тела

- запах косметики

- влияние внешних  запахов

 

 

Личностные  невербальные компоненты

Жесты:

Жест – это  движение рук или кистей рук. В  психологии жесты изучают как  паралингвистические средства. Но жест в процессе речи не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету. Жест может сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности  жестикуляции могут послужить основой вывода о каком-либо качестве человека [Лабунская: 1986: 25-26].

Жесты – это  движения рук и пальцев, которые мы используем, чтобы привлечь внимание собеседника [Р. Вердербер: 2005: 37]

Традиционно жесты  изучают как паралингвистические  средства, но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно сделать вывод о характере человека, об отношении его к определенному предмету, событию, личности. Особенности жестикуляции могут послужить основанием для вывода о каком-либо качестве человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека.

Все жесты мы разделили на: положения рук, эмоциональные выражения и универсальные жесты-эмблемы. Положения рук – это статические место нахождения кистей руки и пальцев на момент разговора. Собеседник может держать руки на коленях, что будет свидетельствовать о скрытности и закрепощенности. Если же человек положит руки на стол или другой предмет, то это уже будет свидетельствовать о том, что он, либо ищет точку опоры, обоснование для вербальных выражений. Также руки могут импульсивно двигаться. Скорость движения зависти от эмоционального состояния человека. Если скорость жестикуляции высокая, это означает, что человек эмоционально возбужден (он может испытывать, либо восторженную радость, либо гнев).

Эмоциональные выражения.

Если жесты имеют четко выраженный характер, имеют эмоциональную окраску, то их следует относить к эмоциональным выражениям. Именно такие жесты передают внутренне состояние человека, могут указать на скрытое чувство или эмоции [3, с 27].

  1. Жест просьбы. Этот жест является комплексной позой. Акцент делается на протянутой вперед руке ладонью вверх, пальцы при этом сложены лодочкой. Глаза при этом смотрят исподлобья, выражая покорность и смирение. Нередко в глазах наблюдается небольшое поблескивание, возможны слезы.
  2. Жест страха. При этом человек прикрывает рукой лицо или голову, стремится максимально сжаться, нагибает голову, прижимая ее к корпусу. Глаза часто зажмуриваются.
  3. Хлопанье в ладоши – издавна этот жест выражал одобрение и похвалу. Используется в театрах, как благодарность за игру актеров.
  4. Покачивание поднятым вверх пальцем означает неодобрение, запрет или шутливую угрозу.
  5. Потирание ладоней. Медленное потирание рук означает предвкушение чего-либо приятного, а быстрое потирание является признаком эмоционального возбуждения.
  6. Потирание живота рукой в области желудка. Этот жест сообщает о том, что человек голоден.
  7. Жест открытости – согнутые в локтях руки, протянутые к собеседнику, ладони при этом обращены вверх. В древности этот жест означал то, что у человека нет оружия. Таким образом, человек демонстрировал, что руки у него свободные он не желает зла. Если же руки спрятаны за спиной или в карманы, то следует быть на стороже. Потому что такой человек может скрывать что-нибудь, он не расположен для искренней беседы.
  8. Прикосновение к кончику носа. Этот жест означает, что человек обманывает. У детей такой жест проявляется ярче. Когда маленький ребенок говорит неправду, он подсознательно прикрывает ладонью рот. Подростки  учатся контролировать свою ложь и прикасаются лишь к губам или к носу. У взрослого человека, хорошо контролирующего свои эмоции, при лжи может и не возникать никаких характерных жестов, но он все равно будет испытывать покалывание в носу.
  9. Скрещенные руки. Этот жест является признаком скованности, скрытности, стеснительности, страха или неуверенности.  Человек может скрестить лишь ладонь и пальцы рук – это будет признак закрытости, небольшого стеснения. Но если человек скрестит руки от локтя до локтя, то это будет полная закрытая поза. И такой человек полностью закрепощен и скрыт от окружающих.
  10. Сложенные домиком пальцы. Этот жест является противоположностью предыдущего. Сложенные домиком пальцы рук означают уверенность в себе, удовлетворенность. Человек чувствует некоторое превосходство по сравнению с собеседником.
  11. Жест сомнения или собственного бессилия. Этот жест выражается следующим образом: человек разводит руками и пожимает плечами.
  12. Закусить губу. Этот жест обозначает, что человек задумался над чем-то. Также он может означать, что собеседник не знает ответа на вопрос, который был ему задан или просто выражать волнение, которое человек испытывает.

 

 

 

Универсальные жесты-эмблемы

Универсальные жесты-эмблемы – это жесты, статут которых закрепился в обществе уже  достаточно давно, жесты эти понятны  всем людям. Среди жестов-эмблем практически  нет неоднозначных, имеющих несколько интерпретаций. Если жесть трактуют по-разному, то это обусловлено развитием данного компонента в разных общественных структурах.

Например, жест «указательный палец оттягивает нижнее веко» имеет, по меньшей мере, три интерпретации [4, с 47].

1. Выражение  восхищения проходящей мимо девушкой; 2. Предупреждение опасности, либо выражение угрозы собеседнику; 3. Направление концентрации внимания собеседника.

Но все эти толкования невербального компонента общения обусловлены национальными особенностями. В России жест не используется, либо используется в третьем значении. Ев Кубе этот жест будет обозначать угрозу.

Жесты эмблемы  также можно изобразить в виде пиктограммы. Современная система «смайликов» (они используются в Интернет-общении, в виртуальных переписках, смс-общении) базируется именно на универсальных жестах-эмблемах.

    1. Угроза поднятым вверх указательным пальцем. Этот жест является более цивилизованным производным от фаллической демонстрации угрозы. Но также приподнятый вверх указательный палец может просто означать, что собеседник хочет поставить акцент именно на тех словах, которые он говорит в момент совершения этого действия. В России этот жест используется еще и для того, чтобы остановить проезжающую мимо попутку.
    2. Покачивание поднятым вверх указательным пальцем. Этот жест обозначает угрозу или предупреждение, но может и носить шутливый характер.
    3. Указательный жест, направленный на человека означает предупреждение угрозы.  Выбор соперника.
    4. Воздушный поцелуй. Имеет несколько разновидностей. Например, если пальцы, сведенные в горсточку, подносятся к губам, целуются, а затем руки отводятся от лица в сторону, по направлению к собеседнику, то этот жест обозначает открытое теплое отношение, симпатию и предрасположенность. Другой вариант воздушного поцелуя, когда прямая ладонь целуется и направляется в сторону собеседника, вовсе не означает симпатию и привязанность. Этот жест носит в себе функцию «прощания». Также «воздушный» поцелуй может совершаться одними губами без рук. Такой поцелуй означает одобрение действий или очень близкие взаимоотношения.
    5. Ударяющая ладонь по голове. Этот жест заменяет высказывание «Забыл!».
    6. Движение пальцем у виска подразумевает «не все дома, дурак». Характерный негативный жест по отношению к собеседнику.
    7. Отряхивание воображаемой пыли с одежды – демонстрация пренебрежительного отношения к тому, на кого этот жест направлен. Движения при этом резкие, показательные. Характерна мимическая гримаса (сморщенный нос, прикрытый глаза, взгляд исподлобья).
    8. Указательный и большой палец сомкнутые в кольцо, при этом три остальных пальца разведены в стороны. Этот жест пришел к нам из запада. Он означает «все в порядке» или «ОК».
    9. Поднятый вверх большой палец означает, что «все в порядке, нет проблем». При этом многие произносят «класс», «Супер», «во-о-о». Жест очень эмоционален, ярок. Раньше его использовали римляне во время выступления гладиаторов. Поднятый вверх большой палец означал помилование, опущенный вниз – казнь.
    10. V–пальцами обозначает приветствие, победу, успех, проявление радости. Этот жест появился сравнительно недавно, во время Второй мировой войны и использовался в борьбе с фашистами.
    11. Схватиться за голову. Это жест один из самых эмоциональных Он выражает крайнюю степень тревоги, ужас, страх или удивление. Человек, таким образом, пытается отгородиться от окружающих людей или предметов, защитить себя.
    12. «Сыт по горло» – приставленные к горлу руки ладонью вниз, или движение рукой в этом положении, как бы перерезая горло.  Человек говорит «надоело».
    13. «махнуть рукой» - движение кисти руки по направлению от тела. Этот жест означает пренебрежение, невнимание, безразличие, прерывание контакта. Так человек пытается дать понять собеседнику, что стоит что-то изменить, что он с чем-то не согласен.
    14. «Чур меня» - переплетение указательного и среднего пальцев одной руки. Это жест языческий. Так делали суеверные язычники, чтобы отгородить себя от злых духов.
    15. «Так тебе и надо» - стругающее движение указательным пальцем левой руки по пальцу правой руки. Обозначает злорадство, насмешку.
    16. «Будь на чеку» - <span class="dash0410_0431_0437_

Информация о работе Роль невербального поведения в общении