Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:39, практическая работа

Описание

Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора («каким быть?»). Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов в юности. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. Основные нравственные проблемы юности. Нравственные категории добра и зла. Честность, справедливость и порядочность, обсуждение этих личностных качеств в юности. Особенности отношения к нравственным категориям и решение нравственных проблем старшими школьниками. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек.

Работа состоит из  1 файл

СР№11 по ВПС.docx

— 18.46 Кб (Скачать документ)

Роль общения  со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности

Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора («каким быть?»). Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов в юности. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. Основные нравственные проблемы юности. Нравственные категории добра и  зла. Честность, справедливость и порядочность, обсуждение этих личностных качеств  в юности. Особенности отношения  к нравственным категориям и решение  нравственных проблем старшими школьниками. Характерные черты нравственного  самоопределения современных юношей и девушек.

Становление мировоззрения. Ранний юношеский возраст — начальный  период становления социальных, политических, религиозных, культурных, экономических  и других позиций человека. Особенности  формирования мировоззрения у старших  школьников в современных условиях. Отсутствие социально-политических ориентиров, плюрализм и противоречивость мнений, изменчивость экономической ситуации, необходимость и трудности в  осуществлении мировоззренческого выбора в этих условиях. Формирование в юности разных аспектов мировоззрения. Проблема соединения религии и науки.

Нравственное самоопределение. Ранняя юность — начало практической реализации серьезных жизненных планов. Мучительность поисков ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?». Соотношение между реальным и идеальным «Я» в юности. Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация внутренней и внешней жизни, нормализация отношений ко времени окончания школы.

Основные черты психологии старшего школьника. Интеллектуальная зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.

Отношения с людьми в ранней юности. Дальнейшее развитие отношений  со сверстниками и взрослыми в  ранней юности. Ролевая дифференциация и стабилизация этих отношений. Качества личности, за которые юноши и девушки  ценят своих сверстников как  партнеров по общению, принимают их как друзей и товарищей. Межполовые различия в отношениях к дружбе в ранней юности. Возникновение потребности в интимных отношениях с человеком противоположного пола. Первая любовь и связанные с ней отношения. Изменение отношений юношей и девушек со взрослыми в период первой влюбленности. Появление идеала человека другого пола. Выбор профессии и переход на новый уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.

 

 

Развитие личности в юношеском возрасте.

В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе  общественных отношений, обусловленное  изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных  общественных функций. Изменяется его  роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку  он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в  фактической материальной зависимости  от родителей, что может вызвать  у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста.

В юношеском возрасте могут  происходить изменения в социальном статусе личности в связи с  окончанием средней или восьмилетней школы, поступлением в ПТУ, в вуз, на работу, что требует адаптации  к новым условиям деятельности и  социальному окружению, или приобретается  статус безработного в связи с  трудностями нахождения работы (отсутствие опыта и необходимой для работы квалификации). Нередко этот процесс связан с большими трудностями из-за смены референтной группы. Существенно ослабляется социальный контроль из-за снижения интенсивности связей с семьей и взрослыми, что нередко служит причиной становления его на асоциальный путь.

В юношеском возрасте развивается  самосознание, приобретая качественно  новый характер по сравнению с  самосознанием подростка. У юноши  появляется тенденция постоянно  оценивать свою личность, анализировать  свои действия, поведение, поступки. В  отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».

У осужденных юношеского возраста особенно рельефно проявляются негативные элементы в развитии самосознания, которые могут заключаться в следующем: 1) в рассогласованности (функциональной и генетической) различных элементов самосознания, например, осознания своих психических свойств и самооценки; 2) в искажении социально-нравственных оценок, включенных в самосознание; 3) в завышении (переоценке) своих качеств; 4) в стремлении подтвердить свою неадекватную самооценку нелогичными, а порой аморальными и криминальными поступками; 5) в неправильной оценке своего будущего в связи с совершенным преступлением, ощущении бесперспективности и повышенной социальной тревожности. Кроме того, самосознание и самооценка не всегда побуждают юношу заниматься позитивно направленным самовоспитанием.

Трудности юношеского возраста могут порой служить причиной возникновения отклонений в развитии и различных формах неадекватного  поведения. Так, потребность в самовоспитании, свойственная лицам этого возраста, может реализоваться неправильными  и ошибочными методами, стремлением  развивать у себя асоциальные качества.

Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.п.

Чувство взрослости у молодых  людей становится более глубоким, чем у подростков, проявляясь в  самоутверждении и самовыражении, стремлении быть неповторимым и оригинальным, обратить на себя внимание, порой даже аморальными способами. В юности возрастает социальная активность личности, выражающаяся в стремлении к общественной деятельности как способу самоутверждения  и самовыражения. Однако эта активность порой приобретает асоциальную направленность.

Следует также учитывать  в работе с этими лицами юношеский  максимализм, оставшиеся от подросткового  возраста категоричность и нетерпимость к окружающим, гиперкритицизм, затрудняющие формирование у них адекватной самооценки.

В юношеской среде нередко  наблюдаются завышенные профессиональные притязания. Трудности устройства на работу в связи с экономическим  кризисом, неудачи в выборе профессии  толкают юношей на праздный образ  жизни, а затем и на путь правонарушений. При воспитании приходится также  преодолевать одностороннюю ориентированность  юношей на овладение «престижными»  профессиями, нежелание овладевать массовыми профессиями.


Информация о работе Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности