Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:39, практическая работа
Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора («каким быть?»). Открытость к обсуждению и осмыслению нравственных вопросов в юности. Обращение к источникам морали, которыми пользуются взрослые. Основные нравственные проблемы юности. Нравственные категории добра и зла. Честность, справедливость и порядочность, обсуждение этих личностных качеств в юности. Особенности отношения к нравственным категориям и решение нравственных проблем старшими школьниками. Характерные черты нравственного самоопределения современных юношей и девушек.
Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности
Формирование и развитие
морали. Проблема нравственного выбора
(«каким быть?»). Открытость к обсуждению
и осмыслению нравственных вопросов
в юности. Обращение к источникам
морали, которыми пользуются взрослые.
Основные нравственные проблемы юности.
Нравственные категории добра и
зла. Честность, справедливость и порядочность,
обсуждение этих личностных качеств
в юности. Особенности отношения
к нравственным категориям и решение
нравственных проблем старшими школьниками.
Характерные черты
Становление мировоззрения.
Ранний юношеский возраст — начальный
период становления социальных, политических,
религиозных, культурных, экономических
и других позиций человека. Особенности
формирования мировоззрения у старших
школьников в современных условиях.
Отсутствие социально-политических ориентиров,
плюрализм и противоречивость мнений,
изменчивость экономической ситуации,
необходимость и трудности в
осуществлении
Нравственное самоопределение. Ранняя юность — начало практической реализации серьезных жизненных планов. Мучительность поисков ответа на вопросы: «кем быть?» и «каким быть?». Соотношение между реальным и идеальным «Я» в юности. Представление стершеклассников о себе в прошлом, настоящем и будущем. Аномальная эмоционально-психологическая симптоматика ранней юности. Акцентуации характера у старшеклассников. Относительная стабилизация внутренней и внешней жизни, нормализация отношений ко времени окончания школы.
Основные черты психологии старшего школьника. Интеллектуальная зрелость. Оформление морально-нравственных принципов. Полоролевая дифференциация. Профессиональное самоопределение. Формирование системы социальных установок. Характерологические противоречия. Пора первой любви, романтических и интимных отношений. Значение психологических новообразований ранней юности для дальнейшей судьбы человека.
Отношения с людьми в ранней юности. Дальнейшее развитие отношений со сверстниками и взрослыми в ранней юности. Ролевая дифференциация и стабилизация этих отношений. Качества личности, за которые юноши и девушки ценят своих сверстников как партнеров по общению, принимают их как друзей и товарищей. Межполовые различия в отношениях к дружбе в ранней юности. Возникновение потребности в интимных отношениях с человеком противоположного пола. Первая любовь и связанные с ней отношения. Изменение отношений юношей и девушек со взрослыми в период первой влюбленности. Появление идеала человека другого пола. Выбор профессии и переход на новый уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.
Развитие личности в юношеском возрасте.
В юношеском возрасте изменяется положение человека в системе общественных отношений, обусловленное изменением характера деятельности, которая выходит за пределы школы, требует выполнения от юноши различных общественных функций. Изменяется его роль в семье, неформальной группе, в ближайшем микроокружении, поскольку он приобретает статус взрослого. Однако, считаясь взрослым, он находится в фактической материальной зависимости от родителей, что может вызвать у него внутреннее состояние дискомфорта, проявляющееся в упрямстве, реакциях протеста.
В юношеском возрасте могут
происходить изменения в
В юношеском возрасте развивается самосознание, приобретая качественно новый характер по сравнению с самосознанием подростка. У юноши появляется тенденция постоянно оценивать свою личность, анализировать свои действия, поведение, поступки. В отличие от подростков юноша не доверяет оценкам других людей своего «я».
У осужденных юношеского возраста особенно рельефно проявляются негативные элементы в развитии самосознания, которые могут заключаться в следующем: 1) в рассогласованности (функциональной и генетической) различных элементов самосознания, например, осознания своих психических свойств и самооценки; 2) в искажении социально-нравственных оценок, включенных в самосознание; 3) в завышении (переоценке) своих качеств; 4) в стремлении подтвердить свою неадекватную самооценку нелогичными, а порой аморальными и криминальными поступками; 5) в неправильной оценке своего будущего в связи с совершенным преступлением, ощущении бесперспективности и повышенной социальной тревожности. Кроме того, самосознание и самооценка не всегда побуждают юношу заниматься позитивно направленным самовоспитанием.
Трудности юношеского возраста
могут порой служить причиной
возникновения отклонений в развитии
и различных формах неадекватного
поведения. Так, потребность в самовоспитании,
свойственная лицам этого возраста,
может реализоваться
Хотя в юношеском возрасте и формируется ярко выраженная направленность личности в виде определенных целей и перспектив жизни, установок, ориентаций и идеалов, однако общение в преступной среде, преступная деятельность существенно искажают направленность их личности, порождая противоречивость во взглядах и убеждениях, ценностях и ориентациях. Нравственное сознание в этом возрасте может получить искаженное направление развития, порождая нравственный нигилизм, специфическое понимание товарищества, дружбы, честности, трансформируемых в ложное товарищество, круговую поруку и т.п.
Чувство взрослости у молодых
людей становится более глубоким,
чем у подростков, проявляясь в
самоутверждении и
Следует также учитывать в работе с этими лицами юношеский максимализм, оставшиеся от подросткового возраста категоричность и нетерпимость к окружающим, гиперкритицизм, затрудняющие формирование у них адекватной самооценки.
В юношеской среде нередко
наблюдаются завышенные профессиональные
притязания. Трудности устройства на
работу в связи с экономическим
кризисом, неудачи в выборе профессии
толкают юношей на праздный образ
жизни, а затем и на путь правонарушений.
При воспитании приходится также
преодолевать одностороннюю
Информация о работе Роль общения со взрослыми и сверстниками в развитии личности в юности