Роль отца в воспитании детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:24, контрольная работа

Описание

В своей контрольной работе я постараюсь показать, что такое семья и какова роль отца в семье. Таким образом, главной целью моей работы является раскрытие роли отца в современной семье, проследить за развитием этой роли, а так же рассмотреть перспективы её развития. Так как большинство мужчин в своей жизни последовательно исполняют роли отцов. Не у всех в современном обществе есть выбор задумываться о вопросах создания семьи или нет, но рано или поздно всё заканчивается созданием семьи, потому что одиночество было, есть и остаётся вынужденным состоянием, назвать одинокого человека счастливым трудно, ведь одиночество сказывается плохо не только на самом человеке, но и на обществе в целом.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 42.40 Кб (Скачать документ)

Введение

В современном мире такое  понятие как семья у большинства  людей ассоциируется в большей  степенью с матерью, а не отцом. Хотя мать в семье играет огромную роль, отец тоже является неотъемлемой частью семьи, вот почему тема нашей курсовой звучит следующим образом: «Роль  отца в воспитании детей».                                                                                                                                                           Эта тема интересна нам ещё потому, что в России огромное количество неполных семей, где воспитанием занимается лишь одна мать, множество детей воспитывается без отцов. Отцов одиночек (даже понятие звучит как-то странно) на фоне матерей одиночек не так уж много, можно сказать мало, почти нет. И если юноша не сможет усвоить роль мужчины в семье, на примере своего отца, то они в дальнейшем не в полной мере будут заниматься воспитанием своих детей, им придётся постигать науку отцовства самим, потому что в их жизни не было наглядного примера. А если мы сможем хотя бы частично раскрыть мальчикам их роль в будущем, то мы будем способствовать сохранению института отцовства и даже, может быть, способствовать его более быстрому развитию.                                                                                                   Объект исследования - воспитание детей.                                                                                                                      Предмет изучения - Роль отца в воспитании детей семье.                                                                             Методологической основой является положение П.Ф. Каптерева о значении полной семьи в воспитании детей.                                                                                                                                                                    В своей контрольной работе я постараюсь показать, что такое семья и какова роль отца в семье. Таким образом, главной целью моей работы является раскрытие роли отца в современной семье, проследить за развитием этой роли, а так же рассмотреть перспективы её развития. Так как большинство мужчин в своей жизни последовательно исполняют роли отцов. Не у всех в современном обществе есть выбор задумываться о вопросах создания семьи или нет, но рано или поздно всё заканчивается созданием семьи, потому что одиночество было, есть и остаётся вынужденным состоянием, назвать одинокого человека счастливым трудно, ведь одиночество сказывается плохо не только на самом человеке, но и на обществе в целом.                                  Теоретико-методологическую базу исследования составили общенаучные и частнонаучные теории и концепции, касающиеся проблем развития личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.), взаимодействия человека и общества (А.А. Бодалев, Л.П. Буева, И.М. Ильинский, А.М. Новиков, П.А. Сорокин, В.В. Фролов и др.), социализации личности и социального воспитания (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, М.З. Ильченков, А.В. Мудрик, М.М. Плоткин Б.А. Смирнов, А.Г. Харчев, Л.С. Яковлев и др.), ценностных ориентаций (В.Г. Алексеева, М.В. Богуславский, Р.Ф. Рогова), гуманистических ориентаций в образовании и воспитании (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Давыдов, И.Д. Демакова, И.И. Зарецкая, В.С. Ильин, В.А. Караковский. Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, А.И. Савостьянов, Н.Л. Селиванова, И.С. Якиманская и др.), воспитания и обучения детей «группы риска» (Л.Н. Антонова, Н.А. Баранова, М.И. Буянова, З.И. Воронина, И.Ф. Дементьев, В.А. Еремин, В.А. Иванников, Е.И. Казакова., Л.С. Колесова, А.Р. Маллер, И.А. Невский, Л.Я. Олиференко, М.М. Плоткин, А.И. Прихожан, Г.М. Семья, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и др.), в том числе работы с детьми с девиантным поведением (Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, Ю.В. Гербеев, М.Н. Голоднюк, Д.А. Керимов, Г.М. Потанин, В.С. Собин, Д.И. Фельдштейн и др.). Современный тип семьи развивался и слагался при самых неблагополучных исторических условиях. Чтобы узнать специфику нашей современной семьи, нужно рассмотреть наиболее значимые моменты развития русской семьи. Ведь, как говорится, без прошлого нет будущего.                                                                                            В древности отец семейства был полным властителем своей жены и детей, но и тогда она была независима. Она была часть из целого рода, который состоял из многих семей, тесно связанных между собой, произошедших от одного прадеда, признававших власть старших в роде. Род должен был умерять неограниченную власть отца над семьёй, отец не мог, не подчинятся мнению и суду всех родителей, по крайней мере, старших из них, он не мог пренебрегать теми традициями и обычаями, которые наблюдались и свято сохранялись целым родом. У всех семей, кроме своих интересов, был общий интерес, родовой. Было чувство родовой чести. Весь род отвечал за свою честь, охранять её было долгом каждого члена. Кто не хотел, подчинятся этому, должен был покинуть свой род; он извергался из его среды, он становился сиротой, без рода и племени, ни к какому другому роду он не мог пристать, потому, что везде оказывали честь человеку по его роду. Таким образом, каждая семья была зависима от своего рода, каждый член семьи воспитывался в уважении к роду, который составлял одну общину. Такой семьёй руководил не безграничный произвол отца, а тот общественный родовой идеал, отступать от которого нельзя было безнаказанно. Семья была крепка этими идеалами и сурово относилась к каждому непокорному. Мало-помалу родовые связи стали слабеть, и семья стала приобретать самостоятельное значение. В 16 веке московская семья являлась уже отдельной независимой единицей. В такой семье отец выступает грозным властелином, который называется государем дома. И в самом деле, отец в семье был таким же государем, каким великий князь московский - в русской земле. У семьи не было никакого высшего идеала, который связывал её с другими семьями в одно общество. Одно из первых распоряжений Петра было дополнением к распоряжению Патриарха Адриана, который запретил венчать против воли жениха и невесты, таким образом, с первых годов 18 столетия начинаются сильное государственное влияние на семью. Император хотел дать возможность жениху и невесте сблизится друг с другом, прежде чем идти под венец. Для этого он в 1702 году установил обряд обручения, за 6 недель до венчания. Это, конечно, должно было изменить число несчастных браков: но, разумеется, не все родители отказывались от старого обряда сводить жениха и невесту только под венцом. В то же время семья сильно пострадала от вмешательства государства: отцы должны были отказаться от права распоряжаться судьбой своих сыновей. Это право приносилось в жертву нового государства. Императрица Екатерина вторая в начале своего царствования усилила влияние государства на семью, которая оказалась несостоятельной в воспитательном деле. Бецким был разработан план, по которому дети брались из семьи в возрасте 5 лет и воспитывались в полном отчуждении от семьи. Задумана была грандиозная идея - воспитать новую породу людей, не зараженную суевериями, предрассудками и пороками своих семей, с расчётом что они сами став потом отцами и матерями, будут воспитывать их по тому образцу, по которому воспитывали их. Но эта идея не могла быть выполнена хотя бы потому, что её выполнение начиналось с прекращения семейной жизни детей в их раннем возрасте с собственными семьями, следовательно, и ослаблением родственной любви. Екатерина вторая вместе с Бецким мечтала о создании новой породы отцов и матерей, думая сделать это государственными силами. Этот опыт оказался неудачным, и воспитание подчинилось требованиям светского общества. Рассматривая исторические аспекты развития русской семьи, нельзя не затронуть крепостное право, которое на протяжении длительного периода являлось тормозом развития института семьи, потому что родители не могли самостоятельно распоряжаться как своими жизнями, так и жизнями своих детей, а этим заведовал посторонний человек, который назывался помещиком.                                                                                                                   Таким образом, если проследить историю формирования российской семьи, мы можем видеть что в различные периоды времени, на семью оказывалось давление, и она не могла спокойно развиваться сама, что и сформировало особенности российских семей.

                                                                                                                                               

 

1.Семейное и общественное воспитание

Современная культура создаёт  обширный круг лиц, не умеющих воспитывать  своих детей в семье, например, такие люди как фабричные рабочие. Они уходят на работу каждый день и  взывают к обществу о помощи в  воспитании, так как часто им бывает некого оставить на воспитании своих  детей. В таком же положении оказываются  многие другие семьи. Наконец, во многих семьях родители могли бы воспитывать  своих детей, но часто не умеют  и не знают, как это делать. Любовь родительская - чувство драгоценное, но не может заменить собой педагогического  умения и подготовки, которой часто  бывают лишены родители. Да и дети нуждаются  в более широком обществе, чем  общество братьев и сестёр. Отсюда возникают детские организации, приходящие на помощь семье. И чем  культурнее страна, тем многочисленнее и разнообразней детские общественные организации. Но если мы заменим семейное воспитание всецело общественным, то могут возникнуть следующие недостатки как, указывает П.Ф. Каптеев:                                                                                                                             Во-первых, получится несомненный вред для развития детской индивидуальности. Потому что основной задачей общественного воспитания является формирования у детей общих свойств, уделяя мало внимания тем свойствам, которыми дети отличаются друг от друга. В семье же членов немного, а потому отличные черты детей могут развиваться свободно, семье использовать принцип конвейера в организации своих отношений к младшим членам нет нужды, а при общественном воспитании наоборот.                             Во-вторых, только семья может внести в воспитание очень важный элемент - это любовь, развитие и воспитание детского сердца. Общественное воспитание основано на науке, оно лишено сердечной теплоты. Потому что любить всех детей, за все болеть душой, относится к каждому с сердечной теплотой, может только личность, выдающаяся по своему нервно - психическому строению, но таких личностей мало. А без любви и ласки дитя вянет. Ещё Генри Песталоцци писал, что семейные радости человека - самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемая детьми есть самая святая радость человека.                                                                                      Таким образом, можно говорить, что всецело заменить семейное воспитание на общественное нежелательно и невозможно. У семейного воспитания множество преимуществ, которые не может заменить ни одно общественное воспитание. С другой стороны, семье, не следует отворачиваться от общественного воспитания, и вести воспитание своих членов, за счёт своих сил, без помощи существующих организаций.

1.1 Задачи семейного воспитания

Воспитание по своей сущности, по своим целям и задачам единое целое. Потому нет возможности определять задачи семейного воспитания и в  то же время определять задачи воспитания вообще. Задачи воспитания в исследованиях П.Ф. Каптерева таковы:

1. Всестороннее, связанное  и по возможности гармоничное  развитие самодеятельной личности.

2. Воспитание человека  как члена общества.

3. Воспитание человека  как члена природы.

4. Воспитание человека  в связи с первоисточником  мировой жизни, с Божеством  как момента, песчинки вселенного  бытия.

Эти задачи необходимо учитывать  при семейном воспитании, иначе развитие личности может пойти в неправильном направлении. Исходный пункт всего семейного воспитания заключается в том, что каждый родившийся есть творец новой жизни, и его творчество новой жизни начинается с момента рождения, с оригинальности его реакций на впечатлениях, которое постепенно будет проясняться.                                                                                                                                                                         Если каждый живой организм своеобразен вследствие особенностей наследственности, то нужно выследить и понять эту своеобразность. Поэтому родители и воспитатели на протяжении определённого времени должен наблюдать за развитием развивающегося организма. Необходимо наблюдать и изучать к чему дитя тянется и от чего отворачивается, чтобы понять его индивидуальность. Родителям и воспитателям на первых порах необходимо воздерживаться от вмешательства в реакции детей на впечатления от среды, потому что для того, чтобы понять природу родившегося, нужно тщательно изучить реакции самого дитя на впечатления, не примешивая к самобытной деятельности детского организма своих элементов воздействия и указаний. Как указывает, П.Ф. Каптеев воспитание не означает бездейственность. Во-первых, потому что надо создать соответствующую среду для развития дитя, материальную и нравственную. Всякие недостатки материала будут сказываться на развитии личности ребёнка. А устроить всю окружающую среду благоприятно во всех отношениях - дело весьма трудное и сложное. Трудность заключается ещё в том, что и сам воспитатель является источником впечатлений для ребёнка, поэтому ему необходимо освободиться от отрицательных качеств, иначе источник впечатлений для дитя будет отравлен, нечист, отрицателен. Во-вторых, в окружающей среде ребёнок встречает много неизвестного, которое он не сможет понять без помощи взрослого, многое ребёнок не сможет делать, от многого может получить вред, если не предохранить его от этого. Ребёнку нужно во многом помогать, непрерывно наблюдать за ним, в чём открывается обширное поле деятельности. Нужно заботится о том, чтобы ребёнок больше дел делал сам, потому что в дальнейшем это будущий строитель жизни, которую он будет строить без нашей помощи и указки, необходимо развивать в нём самостоятельность. Подавление самостоятельности непрерывными указаниями и излишней помощью, есть один из самых больших педагогических грехов, какие только могут сделать родители и воспитатели по отношению к ребёнку. Также существенной задачей семейного воспитания будет являться развитие индивидуальных способностей. У каждого индивида есть свойства ограниченные или слабые. Поэтому педагог должен работать над исправлением недостатков, к возведению индивидуальности к человеку, всестороннему и гармоничному. Здесь-то и открывается трудная и сложная задача для родителей, требующая большой осторожности при её разрешении. Нужно учитывать, что недостатки и недочёты личности являются её естественными свойствами, поэтому ненужно относится к ним с раздражением и гневом. Следует помнить, что недостатки составляют лишь обратную сторону, изнанку положительных свойств. Например, как утверждает П.Ф. Каптеев  такие недостатки как властность и властолюбие, подразумевают собой неправильное выражение силы и энергии, нерешительность и боязливость, осмотрительность при сложном положении и другое. Поэтому, борясь с недостатками, нужно помнить о связанном с ними положительном качестве. Расширение индивидуальности новыми желательными свойствами требует ещё больших хлопот, оно требует многих строго обдуманных решений, направленных к одной цели, созидание нового желательного свойства. Новое свойство быстро не прививается, на их осознание у современного человека есть ряд свойств неприсущих первобытным людям. В период семейного воспитания недостатки индивидуальности вскрываются ещё не вполне, не во всей силе, но, несомненно, что в этом отношении уже обнаружено. Ненужно приступать к открытой борьбе с недостатками и расширению детской индивидуальности, а нужно принять меры, которые препятствовали развитию недостатков и подготавливали бы детей к расширению индивидуальности. Исходя, из этого мы можем, сказать, что семейное воспитание является важнейшим фактором в развитии личности ребёнка с самого его рождения.

1.2Проблемы современной семьи

Ребенок всегда глубоко переживает и страдает, если разрушается семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда всё происходит в высшей степени вежливо, неизменно вызывает у детей психический надлом и  сильное переживание. Конечно, можно  помочь ребёнку справиться с трудностями  роста в разделённой семье, но это потребует очень больших  усилий от того родителя, с которым  остаётся малыш. Если же разделение происходит в возрасте от 3 до 12 лет, последствия  ощущаются наиболее остро.

Обстоятельства, которые  сказываются на психологическом  развитии ребёнка в подобной ситуации:

1. Разделение семьи или  развод супругов нередко предшествуют  многие месяцы разногласий и  семейных ссор, которые трудно  скрывать от ребёнка и которые  сильно волнуют его. Кроме того, родители занятые своими ссорами,  с детьми тоже обращаются плохо,  даже если полны намерений  уберечь его от разрешений  собственных проблем.

2. Ребёнок ощущает отсутствие  отца, даже если не выражает, открыто  своих чувств. Кроме того, он воспринимает  уход отца, как отказ от него. Ребёнок может сохранять эти  чувства многие годы.

3. Очень часто после  разделения семьи или развода  мать вновь вынуждена пойти  на службу и в результате  может уделять ребёнку меньше  времени, чем прежде. Поэтому ребёнок  чувствует себя отвергнутым и  матерью.

4. Какое-то время после  разделения семьи или развода  отец регулярно навещает ребёнка.  Во всех случаях это глубоко  волнует малыша. Если отец проявляет  к нему любовь и великодушие,  развод для ребёнка окажется  ещё мучительнее и необъяснимее. Кроме того, он с недоверием  и обидой будет смотреть на  мать. Если же отец держится  сухо и отчуждённо, ребёнок начинает  спрашивать себя, почему, собственно  он должен с ним видеться. И  в результате у него может  возникнуть комплекс вины. Если  родители охвачены желанием мстить  один другому, они заполняют  сознание ребёнка вредным взором, ругая друг друга и ломая  тем самым психологическую опору,  которую обычно получает малыш  в нормальной семье.

5. В этот момент ребёнок  может воспользоваться расколом  семьи, сталкивать родителей друг  с другом и извлекать из  этого нездоровые преимущества. Заставляя их оспаривать свою  любовь к нему, ребёнок будет  вынуждать их баловать себя, а его интриги и агрессивность со временем могут вызвать их одобрение.

6. Отношения ребёнка с  товарищами нередко портятся  из-за нескромных вопросов.

7. С уходом отца дом  лишается мужского начала. Матери  труднее водить его на стадион  и прививать ему чисто мужские  интересы. Ребёнок больше не видит  столь же отчётливо, какую роль  в доме играет мужчина. А  что касается девочки, то её  правильное отношение к мужскому  полу легко искажается из-за  нескрываемой обиды на отца  и несчастливого опыта матери. Кроме того, её представления  о мужчине не на основе естественного,  изначального знакомства с ним  на примере отца и, потому  может оказаться неверным.

8. На мальчишек, так  или иначе, отражаются страдания  матери. В новом положении женщине  конечно, гораздо труднее выполнить  свои материнские обязанности.                                                                                                               Таким образом, распад семьи или развод, исходя из выше перечисленного, оказывает своё негативное влияние не только на отношение мужчины и женщины, но и наносит серьёзный удар по детям, и последствия этого удара будут сказываться на протяжении всей жизни, как родителей, так и детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Современное понимание темы отцовства на европейском уровне

В городе Гетеборге (Швейцария) проходил европейский семинар, посвящённый  отношениям мужчин в семье. Шведские социологи проинтервьюировали 32 семьи  по поводу их отношений к семейной жизни. Оказалось, что результаты этого  исследования не соответствуют общепринятым стереотипам понимания отношения  мужчины к семье. Одни из вопросов интервью касался жизненных планов обоих супругов. Ответы были схожи в том, что мужчины и женщины говорили, что они не мыслят своей жизни без семьи, что единственное стремление в жизни это семья, дети, их дом, машины. И мужчины, и женщины говорили о семье, подразумевая под этим понятием детей. Самым распространённым мнением среди мужчин было то, что они после работы пораньше спешат домой, что бы побыть с детьми, уделить им больше времени: главное в моей жизни - это не работа, я вынужден делать это, что бы кормить семью, своих детей.                                             Из всего этого можно сделать вывод, что традиционные взгляды общества не отражают то, о чём действительно сегодня думают и какие цели преследуют мужчины. Отец, как и мать, старается подарить ребёнку заботу и доброту, зарабатывая при этом деньги, обеспечивая семью материально.                                                                                                                                                                   Интересен ещё тот факт, что в современном обществе сложился стереотип, что мужчина должен быть мужественным и сдержанным. Под таким давлением стереотипов многие мужчины подавляют в себе отцовские чувства, полагая, что всю заботу и нежность, необходимую ребёнку даст ему мать.                                                                                                                                                                            Таким образом, я рассмотрела такие вопросы, как история развития семьи, семейное воспитание, задачи семейного воспитания, распад семьи или развод, европейскую точку зрения на отношения мужчины в семье, которые в дальнейшем помогут разобраться в понятии роли отца в современной семье.

Информация о работе Роль отца в воспитании детей