Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:09, доклад
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Эссе
по психологии
на тему:
«Роль
религии в жизни человека»
Студентки 2 курса
Цьоць Анны
22 группа,
ФЭУП
Одесса
2011
Вероятно, никто не будет спорить, что религия — это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в зависимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без религии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать.
Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно равнодушного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в третьих религия может находиться под запретом.
Религии могут объединять людей либо
разъединять их, вдохновлять
на созидательный труд, на
подвиги, призывать к бездействию, покою
и созерцанию, способствовать распространению
книжности и развитию искусства и в
то же время ограничивать
какие-либо сферы культуры, накладывать
запреты на отдельные виды деятельности,
науки и т.д. Роль религии всегда необходимо
рассматривать конкретно как роль данной
религии в данном обществе и в определенный
период. Ее роль для всего
общества, для отдельной группы людей
или для конкретного человека
может быть различна.
Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Это такие функции.
Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.
Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение,
надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.
В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)
В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).
В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление.
Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз — крайний), к сожалению, остается и в XXІ в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности.
В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Не буду вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, можно убедится, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.
Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация, относя к последней все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.
Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.
Опять же не нужно идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Извесно, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.
В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует
упрочению
и закреплению определенных
общественных порядков, традиций
и законов жизни. Так как религия
более консервативна, чем любой
другой общественный институт, она в
большинстве случаев стремится
к сохранению устоев, к стабильности
и покою. Хотя, безусловно,
и это правило не обходится без
исключений.
Примерно такой вопрос задавали жителям 24 стран, в итоге было опрошено более 18 тысяч человек, и на основании этого сделаны следующие выводы:
Из каждых десяти опрошенных – семеро респондентов заявили, что их религия играет важную роль в их жизни, и просто важна им.
Причем данных по отношению к мусульманским и христианским странам разнятся:
Мусульмане:
97 процентов ответили, что религия важна в их жизни;
61 процент верит, что именно их религия – это самый верный путь к спасению и освобождению;
61 процент утверждает, что именно их вера и религия являлись и являются ключевыми мотивами для оказания помощи нуждающимся.
Христиане:
66 процентов – религия важна для них;
19 процентов – именно христианская религия (те или иные ее течения) единственно верный путь к спасению;
24 процента – только их религия побуждает их делать добрые дела.
И это подытоживается
напыщенными словами
«Это исследование показывает, какое большое значение имеет религия и никакие политические или социальные проблемы современного мира не разрешаются без осознания соотношения религии и процесса глобализации«
Хотя на самом деле – то зрелище довольно печальное… из мусульман более 60 процентов почти готовые фундаменталисты ,которые готовы любой ценой отстаивать свою религию, и готовы бороться против всякого, кто посмеет косо взглянуть на их религию, а среди христиан около 20 – 30 процентов живут в постоянном страхе, с тревогой оглядываясь на небо, опасаясь, что любой их шаг может быть расценен, как грехопадение…
Да и с другой
стороны, мир все еще выкорабкиваемся
из кризиса, который ударил в основном
по малоимущим и среднему классу, и естественно,
что многие пытаются найти причины и ответы
именно в религии, которая щедро дает обещания,
но вот исполнение их откладывает на длительно
– неопределенный срок.
Литература