Роль России в урегулировании современных конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:59, контрольная работа

Описание

1. Урегулирование конфликта на Ближнем Востоке.
2. Стабилизация обстановки в Ираке.
3. Международная напряженность по иранской ядерной программе.
4. Ядерная проблема Корейского полуострова.
5. Напряжённость в Исламской Республике Афганистан.
6. Проблема косовской правосубъектности.
7. Стабильность и безопасность в Закавказье.
8. Нагорно-карабахское урегулирование.
9. Кипрское урегулирование.

Работа состоит из  1 файл

Роль Российской Федерации в урегулировании современных конфликтов.doc

— 54.00 Кб (Скачать документ)


Тема: Роль России в урегулировании современных конфликтов

 

Вопросы:

1. Урегулирование конфликта на Ближнем Востоке.

2. Стабилизация обстановки в Ираке.

3. Международная напряженность по иранской ядерной программе.

4. Ядерная проблема Корейского полуострова.

5. Напряжённость в Исламской Республике Афганистан.

6. Проблема косовской правосубъектности.

7. Стабильность и безопасность в Закавказье.

8. Нагорно-карабахское урегулирование.

9. Кипрское урегулирование.

 

 

Российская Федерация активно участвует в урегулировании региональных конфликтов и кризисных ситуаций политико-дипломатическими средствами с опорой на международное право.

1. Урегулирование конфликта на Ближнем Востоке.

Тема ближневосточного урегулирования продолжала оставаться в числе приоритетных направлений деятельности российской дипломатии. Проводилась активная работа по нормализации ситуации в зоне арабо-израильского конфликта.

В связи с военной операцией Израиля в секторе Газа в конце декабря 2008 – январе 2009 гг. Р. выступила за безотлагательное прекращение кровопролития. Контакты с ведущими регионалами, партнерами по «квартету» международных посредников и другими представителями мирового сообщества были направлены на поддержку усилий по выходу из кризиса. При активном участии России была принята резолюция СБ 1860, в которой содержалось требование немедленного, устойчивого и соблюдаемого всеми сторонами прекращения огня, ведущего к полному выводу израильских сил из Газы.

11 мая по инициативе России под председательством Министра иностранных дел С.В.Лаврова состоялось заседание СБ ООН на министерском уровне, посвященное ситуации на Ближнем Востоке. По его итогам было принято заявление, закрепляющее консенсус в поддержку принципа двух государств и всеобъемлющего урегулирования арабо-израильского конфликта. СБ призвал к скорейшему возобновлению переговоров между палестинцами и израильтянами на основе имеющейся международно-правовой базы. Отражена задача восстановления палестинского единства на платформе Организации освобождения Палестины и арабской мирной инициативы. Подтверждена координирующая роль «квартета» международных посредников. Четко выражена поддержка созыва Московской конференции по Ближнему Востоку.

При активном участии главы российской дипломатии прошли три заседания ближневосточного «квартета» международных посредников и телеконференция «четверки».

2. Стабилизация обстановки в Ираке.

Российская Федерация продолжала в различных форматах линию на оказание содействия Ираку в стабилизации обстановки в стране, пресечении терроризма, восстановлении нормальной жизни. Акцент делался на важности достижения национального согласия на основе широкого диалога с участием представителей основных политических сил и этноконфессиональных общин Ирака.

Р. приветствовала компромисс, достигнутый иракцами в декабре по новому закону о парламентских выборах, которые были назначены на 7 марта 2010 года. По инициативе ЦИК России достигнута принципиальная договоренность об оказании иракской стороне технического содействия в подготовке и проведении выборов.

3. Международная напряженность по иранской ядерной программе.

Сохранялась международная напряженность вокруг иранской ядерной программы. Р. как участник «шестерки» продолжала предпринимать усилия по урегулированию ситуации политико-дипломатическими средствами.

Со стороны СБ ООН и «шестерки» Ирану неоднократно были адресованы призывы обеспечить полное сотрудничество с МАГАТЭ для подтверждения исключительно мирной направленности его ядерной программы. 23 сентября в Нью-Йорке прошла министерская встреча «шестерки», на которой было принято совместное заявление. 24 сентября на саммите СБ ООН была принята резолюция 1887, в которой были подтверждены предыдущие резолюции СБ ООН по Ирану.

1 октября в Женеве состоялась встреча Высокого представителя Евросоюза Х.Соланы с Секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана С.Джалили при участии политдиректоров «шестерки». По итогам встречи было достигнуто взаимопонимание об обеспечении Тегераном полного доступа инспекторам МАГАТЭ на строящийся объект по обогащению урана около г.Кум, о проведении встречи представителей России, США, Франции, Ирана и МАГАТЭ для проработки технических аспектов реализации схемы вывоза наработанного в Иране низкообогащенного урана для его дообогащения и производства топливных сборок для тегеранского исследовательского реактора (встреча прошла в Вене 19-21 октября).

В связи с выводами доклада Гендиректора МАГАТЭ по Ирану от 16 ноября в отношении нарушения Тегераном некоторых из своих обязательств по Соглашению о гарантиях применительно к строящемуся объекту под г.Кум, на заседании Совета управляющих МАГАТЭ (ноябрь) при поддержке России большинством голосов была принята резолюция по Ирану. В документе содержится настойчивый призыв к Тегерану обеспечить выполнение соответствующих резолюций СБ ООН, в том числе, приостановить строительство объекта под г.Кум, а также применять все меры транспарентности в соответствии с требованиями МАГАТЭ.

Предполагалось, что Иран со всей серьезностью отнесется к сигналу, содержащемуся в резолюции СУ МАГАТЭ. Однако этого не последовало. Более того, Тегеран объявил о намерении радикально расширить ядерную деятельность вразрез с положениями соответствующих резолюций СБ ООН и решений СУ МАГАТЭ.

4. Ядерная проблема Корейского полуострова.

Были продолжены энергичные усилия по поиску путей урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова (ЯПКП), полной, необратимой и проверяемой денуклеаризации полуострова в соответствии с нормами и стандартами ДНЯО, включая отказ Пхеньяна от всего ядерного оружия и соответствующих ядерных программ, возвращение КНДР в ДНЯО и режим гарантий МАГАТЭ. Последовательно отстаивалась необходимость политико-дипломатического решения и, в этих целях, скорейшего возобновления шестисторонних переговоров (Р., Китай, КНДР, Республика Корея, США, Япония) с участием МАГАТЭ. В связи с осуществлением Пхеньяном второго ядерного испытания при поддержке России была принята резолюция № 1874 СБ ООН и введены санкции в отношении КНДР.

Особое внимание уделялось формированию в рамках шестистороннего процесса основ механизма мира и безопасности в Северо-Восточной Азии. На заседании профильной рабочей группы было согласовано принципиальное содержание подготовленного Россией проекта Руководящих принципов мира и безопасности в регионе.

Российская сторона последовательно выступала в пользу снижения уровня конфронтации, смягчения напряженности в межкорейских отношениях. В контактах с руководством КНДР и Республики Корея призывали к возобновлению диалога и сотрудничества, решению существующих проблем мирными, политико-дипломатическими средствами.

Интересам налаживания взаимовыгодного сотрудничества отвечали и российские предложения об осуществлении крупных трехсторонних (Р. – КНДР – Республика Корея) проектов, таких как соединение Транскорейской железной дороги с Транссибом, строительство газопровода для поставки российского газа в Республику Корея и высоковольтной линии электропередачи через территорию КНДР.

5. Напряжённость в Исламской Республике Афганистан.

Ситуация в Исламской Республике Афганистан (ИРА) продолжала оставаться крайне напряженной. Действующим на ее территории экстремистским группировкам удалось расширить свое присутствие в ранее относительно спокойных северных провинциях страны, провести ряд крупных терактов в афганской столице. В условиях внутриполитической нестабильности Афганистан по-прежнему являлся источником наркотической и террористической угроз, представляющим серьезный вызов национальной безопасности России.

Нейтрализация указанных угроз, содействие наращиванию потенциала властей ИРА в борьбе с ними оставались приоритетом российской политики на афганском направлении. В этой связи укреплялось двустороннее сотрудничество с Афганистаном в антинаркотической и антитеррористической сферах, в том числе в региональном формате, с задействованием возможностей ШОС и ОДКБ. Была создана правовая база российско-афганского взаимодействия в сфере борьбы с наркотиками. В России проходили обучение национальные кадры Афганистана, включая военные и антинаркотические. ИРА была предоставлена существенная помощь в гуманитарной, военно-технической и образовательной сферах.

6. Проблема косовской правосубъектности.

Российская Федерация в рамках линии, утвержденной Президентом России, предпринимала шаги с целью воспрепятствовать процессу формирования самостоятельной косовской правосубъектности, противодействовала попыткам подключения Косово к международным структурам, в частности, его вступлению во Всемирную таможенную организацию. Р. действовала в координации с Белградом, а также другими государствами, не признавшими односторонне провозглашенную независимость (ОПН) края.

На основе принципиальной позиции Р. представила 16 апреля в Международный Суд (МС) заключение применительно к запросу ГА ООН о соответствии ОПН Косово международному праву. Российские представители приняли активное участие в слушаниях в МС по данной тематике (Гаага, декабрь), способствовали приостановке процесса признания косовской «государственности» зарубежными странами.

Р. настаивала на четком соблюдении резолюции 1244 СБ ООН при переформатировании международных присутствий в Косово, добивалась сохранения верховенства политико-административной роли ООН в лице ее миссии в крае, строгого соблюдения размещенной там на основе достигнутых в СБ ООН договоренностей Миссией ЕС в области верховенства закона принципа нейтральности в отношении статуса Косово.

На постоянной основе велась упреждающая работа с рядом западных стран с целью предотвращения использования силовых «дисциплинирующих» сценариев в отношении лидеров косовских сербов, обуздания экстремистски настроенных албанских кругов.

По согласованию с сербской стороной была продолжена проработка проектов восстановления православных святынь в Косово под эгидой ЮНЕСКО.

7. Стабильность и безопасность в Закавказье.

На основе договоренностей Д.А.Медведева-Н.Саркози в 2009 году прошло 5 раундов Женевских дискуссий по стабильности и безопасности в Закавказье с участием делегаций Республики Абхазия, Республики Южная Осетия, Грузии, России, США, ЕС, ООН и ОБСЕ.

Приоритет российской стороны состоял в обеспечении надежной безопасности Южной Осетии и Абхазии на основе двусторонних договоренностей с этими республиками. Это в первую очередь подразумевало заключение юридически обязывающих соглашений о неприменении силы между Грузией, с одной стороны, и Южной Осетией и Абхазией, с другой стороны. Абхазская, российская и югоосетинская стороны представили конкретные элементы проектов таких соглашений, направленных на реальное снижение напряженности и восстановление доверия в регионе.

При этом обсуждение гуманитарных вопросов являлось важной, но производной от сферы безопасности составляющей Женевских дискуссий. Российская Федерация поддерживала общепризнанные гуманитарные принципы возвращения беженцев – безопасность, добровольность и достоинство.

30 сентября был опубликован доклад «Комиссии Тальявини», главный вывод которого однозначен – агрессию против Южной Осетии в августе 2008 года развязало нынешнее руководство Грузии в нарушение принципов международного права.

Начали работу совместные механизмы по предотвращению и реагированию на инциденты в районе грузино-югоосетинской и грузино-абхазской границ, предложения о которых были согласованы в феврале в Женеве. В работе механизмов предусматривается участие представителей всех местных структур, отвечающих за правопорядок и безопасность, а также международных организаций (ООН, ЕС и ОБСЕ). Действовала круглосуточная горячая линия.

В апреле был запущен совместный механизм по предотвращению и реагированию на инциденты в районе грузино-югоосетинской границы. В течение 2009 года состоялось 8 встреч в его рамках. Основные темы: проблематика задержанных лиц осетинской и грузинской национальностей, обмен информацией об инцидентах на границе, порядок пересечения границы. С ноября югоосетинская сторона приостановила участие в работе механизма, увязав ее продолжение с решением вопроса о судьбе задержанных и пропавших без вести осетин на территории Грузии за последние два года.

С июля началось регулярное проведение встреч и на грузино-абхазской границе. Относительно мест встреч принято решение об их поочередном проведении в Гале (Абхазия) и Зугдиди (Грузия). Основные вопросы: пересечение границы на реке Ингур, особенно школьниками, инциденты в приграничной полосе, военные маневры сторон, морская блокада Абхазии.

В условиях сохраняющейся напряженности в зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, Женевские дискуссии давали возможность снятия остроты накопившихся проблем путем обмена информацией и совместного обсуждения приемлемых мер доверия и безопасности.

Информация о работе Роль России в урегулировании современных конфликтов