Роль темперамента в структуре индивидуальности, его методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:18, контрольная работа

Описание

Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.

1. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно.

Содержание

Введение.
Общее понятие о темпераменте.
2.1 Физиологическая основа темперамента.
Психологическая характеристика темпераментов.
Темперамент и личность.
Роль темперамента в деятельности человека.
Темперамент как фактор деятельности
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Темперамент и деятельность
4.О Лабораторном, комплексном, естественном методах исследования темперамента и методе наблюдения.
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по дифференет психологии.docx

— 64.13 Кб (Скачать документ)

 

Холерический темперамент.

 

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной  деятельности, ярко проявляется в  несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического  темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко  меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в  его деятельности: он с увеличением  и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с  подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом  запас нервной энергии может  быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление  исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик  допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что  часто не дает ему возможности  объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные  ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей.

 

Меланхолический темперамент.

 

У меланхоликов медленно протекают  психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем  и прекращение ее В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям.

 

Психологи установили, что  слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная  нервная система более успешно  справляется с одними жизненными задачами, а слабая - с другими. Слабая нервная система - нервная система  высокой чувствительности, и в  этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей  влияние на протекание психической  деятельности человека, необходимо учителю  в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление  людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются  черты разных темпераментов.

 

"Чистые" темпераменты  встречаются относительно редко.

2.3.Темперамент и личность

Темперамент является природной  основой проявления психологических  качеств личности. Однако при любом  темпераменте можно сформировать у  человека качества, которые несвойственны  данному темпераменту. Психологические  исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько  изменяется под влиянием условий  жизни и воспитания. Темперамент  может изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек  может изменить в определенную сторону  свой темперамент. Известно, например, что А.П. Чехов был человеком очень уравновешенным, скромным и деликатным. Но вот интересный факт из его жизни. В одном из писем к жене О.Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович делает такое ценное признание: "Ты пишешь, что завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы у меня резкий, я вспыльчив и проч. и проч. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. В прежнее время я выделывал черт знает что". Интересно отметить, что некоторые люди, познав особенности своего темперамента, преднамеренно сами вырабатывают определенные методы, чтобы овладеть им. Так поступал, например, А. М. Горький, который сдерживал бурные проявления своего темперамента. Для этого он сознательно переключался на разные побочные действия с предметами. С людьми, которые высказывали противоположные ему взгляды, А. М. Горький старался быть бесстрастным и спокойным.

 

Теперь, выяснив физиологические  и психологические основы темперамента можно говорить о методах изучения темперамента. К ним можно отнести  лабораторные методы и анамнестические.

3.Роль темперамента в  деятельности человека.

Если оценить приведенные  психологические характеристики темперамента, то увидим, что в каждом из них  есть как хорошие, так и плохие свойства. Так, сангвиник эмоционален  и отличается хорошей работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, так  же неустойчиво и его внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большой тревожностью, но зато он тонко чувствующий человек, как  правило осторожный и осмотрительный. Следовательно, нет темпераментов "плохих" или "хороших" – каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он и социальной ценности человека – от темперамента не зависят склонности, мировоззрения и убеждения человека, содержание его интересов. Среди выдающихся людей прошлого встречаются люди с самыми различными темпераментами: А.В. Суворов и А.И. Герцен были сангвиниками, Петр 1 и И.П. Павлов – холериками, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский – меланхоликами, а М.И. Кутузов и И.А. Крылов – флегматиками. И среди наших современников – выдающихся спортсменов, летчиков-космонавтов, государственных деятелей – мы видим людей, существенно различающихся по темпераменту. Точно так же и люди одного типа темперамента могут быть как передовыми деятелями, так и консервативными.

 

В зависимости от того, как  человек относится к тем или  иным явлениям, к жизненным задачам, к окружающим людям, он мобилизует соответствующую  энергию, становится способным к  длительным напряжениям, заставляет себя изменить скорость своих реакций  и темп работы. Воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять  сдержанность, переключать свое внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например флегматику.

 

Под влиянием жизненных условий, определенного образа действий у  холерика может сформироваться инертность, медлительность, безынициативность, а  у меланхолика – энергичность и решительность. Жизненный опыт и воспитание человека маскируют  проявление типа высшей нервной деятельности и темперамента человека.

 

Однако отдельные сильные  психические потрясения, сложные  конфликтные ситуации могут внезапно демаскировать, обострить ту или  иную природную динамическую особенность  психики человека.

 

В системе воспитания и  перевоспитания типологические категории  людей требуют особенно внимательного  индивидуального подхода. При необычных  сверхсильных воздействиях, порождающих  преступно-опасную ситуацию, ранее  сформированные тормозные реакции  могут "растормозиться" прежде всего у людей холерического типа. Меланхолики малоустойчивы к трудным ситуациям, более расположены к нервно-психическому срыву.

 

"Образ поведения человека  и животного обусловлен не  только прирожденными свойствами  нервной системы, но и теми  влияниями, которые падали и  постоянно падают на организм  во время его индивидуального  существования, то есть зависит  от постоянного воспитания или  обучения в самом широком смысле  этих слов. И это потому, что  рядом с указанными выше свойствами  нервной системы непрерывно выступает  и важнейшее ее свойство – высочайшая пластичность". В зависимости от условий жизни и деятельности человека отдельные свойства его темперамента могут усиливаться или ослабляться. В то же время свойства темперамента имеют тенденцию более резкого проявления с возрастом человека.

3.1.Темперамент как фактор  деятельности.

Особенности темперамента следует  учитывать при профессиональном отборе. Профессия оператора пульта управления автоматической системы, например, требует своевременного и быстрого реагирования на изменения в работе многих агрегатов и быстрого принятия правильных решений; дисциплина в классе требует, чтобы ученик мог сдерживать свои чувства и желания. Эти требования нельзя произвольно изменить, так  как они зависят от объективных  причин – от содержания деятельности.

 

Темперамент, влияя на динамику деятельности, может влиять на ее продуктивность. В разных видах деятельности роль темперамента неодинакова. В учебной  деятельности и в массовых профессиях (токарь, слесарь, ткачиха, продавец, врач, учитель, инженер) одни свойства темперамента, необходимы для успешной деятельности и слабо выражаются у данного  человека, могут быть компенсированы у него за счет других свойств и  обусловленных ими приемов работы. Например, ткачихи-многостаночницы  инертного типа, внимание которых  очень устойчиво, в процессе работы редко отвлекаются. В ситуации, когда  надо ликвидировать простой станков  или обрыв нити, это положительное  свойство. Ткачихи подвижного типа, чье внимание не менее устойчиво, более часто, чем инертные, переключаются  от одного станка к другому. В ситуации возможных неполадок это также  положительное свойство. Таким образом, более частое переключение внимания компенсирует большую отвлекаемость  внимания, так как эти работницы  быстрее обнаруживают неполадки. Следовательно, в массовых профессиях и в учебе  свойства темперамента, влияя на деятельность, в конечном счете, не определяют ее продуктивности, так как одни свойства могут компенсироваться за счет других.

 

В таких профессиях, как  летчик-испытатель, диспетчер большой  энергосистемы, космонавт, горноспасатель, спортсмен международного класса и  т.п., чья деятельность связана с  регулярным экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью, уровень требований к психике очень высок. Свойства темперамента – высокая тревожность, малая помехоустойчивость – не могут компенсироваться другими свойствами. В таких профессиях свойства темперамента определяют профессиональную пригодность человека. В этих видах труда необходим предварительный отбор людей по ряду свойств, чтобы особенности темперамента соответствовали требованием деятельности. Такой путь приспособления темперамента к требованиям деятельности называется профессиональным отбором и подбором.

 

Каждое свойство темперамента требует индивидуальных приемов  работы или воздействия на человека. Так, меланхолики быстро устают. Поэтому  им нужны более частые перерывы для  отдыха, чем другим лицам. Зависит  от темперамента также и эмоциональная  сфера личности, а отсюда и эффективность  дисциплинарных воздействий или  побудительная сила мотива.

 

От темперамента зависит  влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидания контроля деятельности, ускорение темпа  работы, влияние дисциплинарных воздействий). Такое регулировании деятельности путем дифференцирования величины действующих раздражителей в зависимости от типа нервной системы и темперамента человека применяется хорошими организаторами производства. Этот путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).

 

Существуют и третий тип  приспособления темперамента к требованиям  деятельности. Он заключается в преодолении  отрицательного влияния темперамента положительным отношением к деятельности и соответствующими мотивами. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень  сдержанности холерика не меньше, чем  у сангвиника, а работоспособность  меланхолика не ниже, чем флегматика.

 

Известная степень приспособления темперамента к требованиям деятельности возможна также благодаря перевоспитанию (тренировки) отдельных свойств темперамента.

3.2.Темперамент и индивидуальный  стиль деятельности.

темперамент высший нервный  деятельность

 

Наконец, основой и наиболее универсальный путь приспособления к требованиям деятельности –  формирование его индивидуального  стиля.

 

Одни и те же задания  и требования в какой-либо профессиональной, учебной и трудовой деятельности могут быть с одинаковой успешностью  осуществлены различными приемами и  способами. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного  человека и целесообразна для  достижения успешного результата.

 

При формировании индивидуального  стиля нужно учитывать свойства темперамента и сознательно и  творчески относиться к выполняемой  работе. Человек выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые  в наибольшей степени соответствуют  его темпераменту. Наиболее соответствующие  темпераменту приемы и способы действия зависят от обусловленных темпераментом  часто совершенно непроизвольных и  неподотчетных форм реагирования и  особенностей движения. Индивидуальный стиль деятельности возникает только в тои случае, если человек ищет наилучшие приемы и способы, помогающие ему достигнуть наиболее успешных результатов. Поэтому индивидуальный стиль наиболее отчетливо проявляется у лучших учеников, передовых рабочих, у спортсменов-мастеров.

 

Индивидуальный стиль  не проявляется у человека сам  собой, стихийно. Он формируется в  процессе обучения и воспитания. Первые зачатки формирования индивидуального  стиля деятельности наблюдаются  уже в старшем дошкольном возрасте при решении практических задач  игрового характера.

 

Ядро индивидуального  стиля определяет комплекс имеющихся  у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые  относятся к самому стилю, можно  выделить две группы:

 

1. Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы человека.

Информация о работе Роль темперамента в структуре индивидуальности, его методы исследования