Самооценка, ее структура и проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июля 2011 в 14:53, доклад

Описание

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Работа состоит из  1 файл

самооценка.doc

— 103.50 Кб (Скачать документ)

      Познавая  качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые  позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.

      Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается  к другому человеку, производя сравнения себя с ним, предполагает, что тот не безразличен к его личностным качествам, поступкам, действиям, проявлениям. Все это является проявлением личностной самооценки и определяет ее психологическое самочувствие.

      Самооценка  тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

      Если  личность стремится  к повышению  самооценки в случае, когда имеется  возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.

      Уровень притязания обычно устанавливается  где-то между чересчур легкими и  чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом уровне собственную самооценку.

      Не  только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

      Может возникнуть вопрос о том, с помощью  чего личность может повысить свой уровень притязания? С одной стороны  это может происходить после того, как будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между собой связаны самооценка и уровень притязания личности. 
 
 

 

Вопрос  № 1. Мотивация и направленность личности. 

      Для определения причины активности человека прежде всего необходимо проанализировать направленность активности человека, то есть куда и на что данная активность направлена.

      Вообще, направленность личности человека ¾  это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций.

      Мотивы  могут быть с определенной степенью осознанности или неосознанными  вовсе.

      Главная роль направленности личности человека принадлежит осознанным мотивам.

      Человек осознает объект своих потребностей и сопоставляет свои личные цели с целями коллектива, которому он принадлежит. В случае несовпадения целей коллектива со своими целями человек либо корректирует их, либо маскирует.

      Если  осознается не только цель, как идеальное  предвосхищение результата, но и реальность выполнения этой цели, то следует говорить о перспективе личности.

      Если  по каким-то причинам человек, осознающий перспективу, попадает в состояние  расстройства, подавленности и т. п., то данная ситуация называется фрустрацией. Она возникает тогда, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются непреодолимыми или воспринимаются как таковые. В результате возникновения фрустрации можно говорить об изменении поведения и самосознания личности.

      В заключении следует сказать, что  мотивация будущих действий индивида непосредственно влияет на направленность последнего.

опрос № 2.  

Психология  личности (самооценка и притязание)

Введение. Понятие личности

    Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.

    Наряду  с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие "человек" — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек — единичное природное существо, индивид.

    Индивид — конкретный человек как представитель  рода "homo sapiens", носитель предпосылок (задатков) человеческого развития. Индивидуальность — неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

    В понятии "личность" на передний план выдвигается система социально  значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется  и проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует  свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

    Личность  имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психической  организации личности — ее потребностно-мотивационная  сфера — направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным  людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Но для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей; знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

    Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.д. Эти  свойства формируются при жизни  человека, но на определенной природной  основе. Наследственная основа человеческого  организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры.

    Развитие  личности — формирование системы  ее социально положительных качеств  — требует определенных общественных предпосылок, социального запроса. В становлении индивида как личности существенны процессы личностной идентификации (формирование у индивида отождествленное™ себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (осознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

    С другими людьми личность взаимодействует  на основе "Я"-концепции личностной рефлексии — своих представлений  о самой себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия  может соответствовать реальному  Я, но может и не соответствовать  ему. Завышенные и заниженные уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Глава 1. Самооценка

    Что такое самосознание? В психологической  науке принято следующее определение: «Совокупность психических процессов , посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ «Я»1.

    «Образ  «Я» — это не просто представление  или понятие личности о самой  себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

    1) познавательный (когнитивный) —  знание себя, самосознание;

    2) эмоционально - оценочный — ценностное  отношение к себе;

    3) поведенческий — особенности  регуляции поведения.

    Как уже говорилось, образ «Я» —  не статическое, а чрезвычайно динамичное образование личности. Образ «Я»  может возникать как представление  о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в психологии как реальное «Я». Это «Я» все  время меняется, например «Я» до соревнования и после соревнования, «Я» до экзамена и после экзамена будут различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е. каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет сделаться в будущем. Возможно еще существование и фантастического

    «Я». В этом случае человек смотрит  на себя сквозь призму собственных  желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я» сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

    Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет преобладать  над другими, это может отразиться на его личности. Так, если

    перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека. Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду очередного несовпадения желаемого и действительного.

    Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.2

    Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля — хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь — плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы

    постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие. В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее

    психологическое самочувствие. Другими словами, у  личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди  которых черпает свои ценностные ориентации.

    Таких людей в психологии называют референтными или значимыми, поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее интересами.

    .

Глава 1.1.  Притязания личности.

    Самооценка  тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени  трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания, чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а во втором - уменьшается.

Информация о работе Самооценка, ее структура и проявления