Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:10, реферат
Самопознание — это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
восприятие себя через соотнесение с другим: учащийся рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. (Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы);
Самопознание — это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
восприятие себя через соотнесение с другим: учащийся рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. (Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы);
восприятие себя через восприятие другими, использование информации, передаваемой окружающими. (В группе постоянно действует Рефлексия, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.);
восприятие себя через результаты собственной деятельности. (Это механизм самооценки, помогающий развитию личности.);
восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, осмысливание, проговаривание, обсуждение с окружающими своих переживаний, эмоций, ощущений, мыслей;
восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, принятие своего тела, своего физического «Я».
Способы самопознания:
1. личный (жизненный и познавательный) опыт –
Опыт – это совокупность (сочетание, соединение, набор) знаний и практических умений.
Человек рождается, растет, развивается, и каждый прожитый им день прибавляет в его жизнь новые знания. С годами человек приобретает жизненный опыт, становится опытнее, мудрее. С момента появления человека на свет он окружен теми, кто помогает ему ориентироваться в жизни, кто передает ему свой жизненный опыт. Это наши родные и близкие, друзья и знакомые. Это и учителя, писатели и поэты, чьи книги мы читаем, герои кинофильмов, исторические личности и даже случайные прохожие. Что вы представляете, когда слышите слова «расскажите, опираясь на свой личный опыт»?
2. самооценка – это представления человека о самом себе, восприятие себя таким, какой есть, и осознание себя (т.е. собственные мысли о себе).
3. собственное мнение – выражение личной позиции, взгляда на тот или иной вопрос.
Собственное мнение - это так называемое «Я–высказывание», в котором человек представляет свои мысли и размышления. Оно опирается на личный опыт, уровень образования и нравственную культуру человека.
У каждого человека свое собственное мнение. Мнение одного человека отличается от мнения другого, поэтому важно научиться не только высказывать собственное мнение и его отстаивать, но и уважать мнение другого человека.
4. Позитивные эмоции и чувства - это доброжелательное и радостное отношение к жизни, другим людям и самому себе; умение видеть лучшее в каждом проявление жизни; умение управлять своими эмоциями и чувствами, т.е. эмоционально - адекватно воспринимать успехи и неудачи свои собственные и других людей, эмоционально- правильно и конструктивно на них реагировать, откликаться.
5. активное участие (активность) - это когда чувствуешь и осознаешь свою сопричастность ко всему происходящему в мире, чувствуешь личную ответственность за последствия своего выбора; управляешь процессами, направленными на изменение самого себя.
Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Активность создает ощущение продуктивности собственных усилий и помогает формировать сильные черты характера -
уверенность, готовность к риску, инициативность и невозмутимость перед трудностями.
Активное участие требует от человека проявления силы воли, смелости, творчества, которые формируют оптимистическое отношение к жизни, потому что:
-это касается лично тебя;
-этого достигли другие люди, значит, это доступно и мне;
-это нужно знать всем, а значит и мне;
-я могу поставить себя на место другого;
-я делаю все это для других людей.
“Я знаю, что ничего не знаю... О том, что такое добродетель, я ничего не знаю... И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое.”
(Cократ.)
Самопознание по Сократу.
«Познай самого себя» — это изречение, или формула мудрости, приписываемая одному из «семи мудрецов» (обычно Хилону или Фалесу), была начертана среди других аналогичных изречений и заповедей («Ничего слишком», «Заручился — разорился») на фронтоне Дельфийского храма. Знаменательно и
то, что дельфийское изречение, известное до Сократа и после него, закрепилось за ним. И это не случайно: ни один из мыслителей античного мира, кроме Сократа, не сделал установку на самопознание основной частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.
Сократовская установка на самопознание, то есть превращение проблемы человека и «человеческих дел» в главную проблему философии, ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой теоретической мысли, сохранила свою остроту и остаётся весьма актуальной и по сей день.
Особый интерес в этой связи вызывает Сократовское истолкование дельфийской заповеди. Если верить Ксенофонту, который не всегда вдавался в философские тонкости, смысл изречения сводился Сократом к рекомендации осознать свои способности и возможности, к указанию на полезность
объективной самооценки. Ксенофонтовский Сократ заявляет: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может. Занимаясь тем, что знает, он удовлетворяет свои нужды и живет счастливо, а, не берясь за то, чего не знает, не делает ошибок и избегает несчастий. Благодаря этому он может определить ценность также и других людей.
К семи мудрецам обычно причисляются: Фалес, Питтак, Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Хотя в диалоге Платона “Протагор” Сократ в числе семи мудрецов вместо Периандра называет Мисона Хенейского. извлекает пользу и оберегает себя от несчастий» (Ксенофонт. Воспоминания).
Самопознание в устах древнего философа означало прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира, осознание того, что осмысленная жизнь, духовное здоровье, гармония внутренних сил и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют высшее благо, высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими бы полезными
они ни были. Такой вывод следует, в частности, из диалога Платона «Хармид», где делается попытка выяснить смысл дельфийского изречения в связи с поисками определения благоразумия, рассудительности.
Итак, сократовское самопознание — это поиск общих (прежде всего этических) определений, это забота о своей душе, о своем назначении. Ориентация на познание общего или всеобщего (нравственного и вообще идеального) в человеке, установка на оценку поступков в свете этого всеобщего и на гармонию между внутренними побудительными мотивами и внешней деятельностью
для достижения благой и осмысленной жизни по необходимости приводили Сократа к размышлениям о взаимоотношении познания (знания) и добродетели.
По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны лишь на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения своего места и назначения в мире.