Самопознание: понятие, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 17:10, реферат

Описание

Самопознание — это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

восприятие себя через соотнесение с другим: учащийся рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. (Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы);

Работа состоит из  1 файл

психология.doc

— 38.50 Кб (Скачать документ)


Самопознание — это изучение собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.

 

восприятие себя через соотнесение с другим: учащийся рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. (Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать, сопоставить себя с другими членами группы);

 

восприятие себя через восприятие другими, использование информации, передаваемой окружающими. (В группе постоянно действует Рефлексия, что позволяет участникам узнавать мнение окружающих о своей манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.);

 

восприятие себя через результаты собственной деятельности. (Это механизм самооценки, помогающий развитию личности.);

 

восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, осмысливание, проговаривание, обсуждение с окружающими своих переживаний, эмоций, ощущений, мыслей;

 

восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, принятие своего тела, своего физического «Я».

 

Способы самопознания:

1. личный (жизненный и познавательный) опыт –

Опыт – это совокупность (сочетание, соединение, набор) знаний и практических умений.

Человек рождается, растет, развивается, и каждый прожитый им день прибавляет в его жизнь новые знания. С годами человек приобретает жизненный опыт, становится опытнее, мудрее. С момента появления человека на свет он окружен теми, кто помогает ему ориентироваться в жизни, кто передает ему свой жизненный опыт. Это наши родные и близкие, друзья и знакомые. Это и учителя, писатели и поэты, чьи книги мы читаем, герои кинофильмов, исторические личности и даже случайные прохожие. Что вы представляете, когда слышите слова «расскажите, опираясь на свой личный опыт»?

 

2. самооценка – это представления человека о самом себе, восприятие себя таким, какой есть, и осознание  себя (т.е. собственные мысли  о себе).

 

3. собственное мнение – выражение личной позиции, взгляда на тот или иной вопрос.

Собственное мнение  - это так называемое «Я–высказывание», в котором  человек представляет свои  мысли и размышления.  Оно опирается на личный опыт, уровень образования и нравственную культуру человека.

У каждого человека свое собственное мнение. Мнение одного человека отличается от мнения другого, поэтому важно научиться не только высказывать собственное мнение и его отстаивать, но и уважать мнение другого человека.

 

4. Позитивные эмоции и чувства - это доброжелательное и радостное отношение к жизни, другим людям и самому себе; умение видеть лучшее в каждом проявление жизни; умение управлять своими эмоциями и чувствами, т.е.  эмоционально - адекватно воспринимать успехи и неудачи свои собственные и других людей, эмоционально- правильно и  конструктивно  на них реагировать, откликаться. 

 

5. активное участие (активность) - это когда чувствуешь и осознаешь свою сопричастность ко всему  происходящему в мире, чувствуешь личную ответственность за последствия своего выбора; управляешь процессами, направленными на изменение самого себя.

Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Активность создает ощущение продуктивности собственных усилий и помогает формировать сильные черты характера -

уверенность, готовность к риску, инициативность и невозмутимость перед трудностями.

Активное участие требует от человека проявления силы воли, смелости, творчества, которые формируют оптимистическое отношение к жизни, потому что:

-это касается лично тебя;

-этого достигли другие люди, значит, это доступно и мне;

-это нужно знать всем, а значит и мне;

-я могу поставить себя на место другого;

-я делаю все это для других людей.

 

 

“Я знаю, что  ничего не знаю... О том, что такое добродетель, я ничего не знаю... И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и понять, что она такое.”

(Cократ.)

 

 

 

 

Самопознание по Сократу.

 

      «Познай  самого  себя»  —  это  изречение,  или   формула   мудрости, приписываемая одному из «семи мудрецов» (обычно Хилону  или  Фалесу),  была начертана среди других аналогичных изречений и заповедей («Ничего  слишком», «Заручился —  разорился») на фронтоне Дельфийского  храма.  Знаменательно  и

то,  что  дельфийское  изречение,  известное  до  Сократа  и   после   него, закрепилось за ним. И это не  случайно:  ни  один  из  мыслителей  античного мира, кроме Сократа, не сделал установку  на  самопознание  основной  частью своего учения и руководящим принципом всей своей деятельности.

    Сократовская установка на самопознание, то  есть  превращение  проблемы человека и «человеческих дел» в главную проблему  философии,  ознаменовавшая собой новый этап в истории греческой  теоретической  мысли,  сохранила  свою остроту и остаётся весьма актуальной и по сей день.

    Особый  интерес  в  этой  связи  вызывает   Сократовское   истолкование дельфийской заповеди. Если верить Ксенофонту, который не всегда  вдавался  в философские тонкости,  смысл  изречения  сводился  Сократом  к  рекомендации осознать  свои  способности  и  возможности,  к   указанию   на   полезность

объективной самооценки. Ксенофонтовский Сократ заявляет:  «Кто  знает  себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает,  что  он  может   и   чего он  не может.  Занимаясь  тем,  что знает, он  удовлетворяет  свои  нужды  и живет счастливо, а, не берясь за то, чего  не  знает,  не  делает  ошибок  и избегает несчастий. Благодаря  этому он может  определить  ценность также и   других   людей.

 

К семи мудрецам обычно причисляются: Фалес, Питтак,  Периандр, Биант, Солон, Клеобул и Хилон. Хотя в диалоге Платона “Протагор” Сократ в числе семи мудрецов вместо Периандра называет Мисона Хенейского. извлекает пользу и оберегает себя от  несчастий»  (Ксенофонт.  Воспоминания).

Самопознание в устах  древнего  философа  означало  прежде  всего,  познание человеком своего внутреннего мира, осознание того,  что  осмысленная  жизнь, духовное  здоровье, гармония  внутренних  сил   и внешней деятельности, удовлетворение от нравственного поведения составляют  высшее  благо,  высшую ценность. С этой ценностью не сравнимы никакие знания, какими  бы  полезными

они ни были. Такой вывод следует, в частности, из диалога Платона   «Хармид»,  где делается попытка выяснить смысл дельфийского изречения в  связи  с  поисками определения благоразумия, рассудительности.

Итак, сократовское самопознание — это поиск общих (прежде  всего  этических) определений, это забота о своей душе,  о  своем  назначении.  Ориентация  на познание  общего  или  всеобщего  (нравственного  и  вообще  идеального)   в человеке, установка на  оценку  поступков  в  свете  этого  всеобщего  и  на гармонию между внутренними побудительными мотивами и  внешней  деятельностью

для  достижения  благой  и  осмысленной  жизни  по  необходимости  приводили Сократа к размышлениям о взаимоотношении познания  (знания)  и  добродетели.

По мысли Сократа, правильный выбор, благой образ действий возможны  лишь  на пути познания добра и зла, а также самопознания и определения  своего  места и назначения в мире.



Информация о работе Самопознание: понятие, виды