Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 16:06, реферат
Самореализация - это не только процесс, но и результат. О человеке, который сумел себя реализовать в жизни, говорят, что он состоялся. Но результат может быть представлен и в личностном плане - как наличие определенных психологических свойств и качеств.
Люди различаются по своему энергетическому и интеллектуальному потенциалу, по своим способностям и задаткам. Уровень реализации у разных людей будет разным в силу различных жизненных обстоятельств. Нередко существует разрыв между потенциалом и его актуализацией.
Самореализация
и свойства личности
Самореализация - это не только процесс,
но и результат. О человеке, который сумел
себя реализовать в жизни, говорят, что
он состоялся. Но результат может быть
представлен и в личностном плане - как
наличие определенных психологических
свойств и качеств.
Люди различаются по своему энергетическому
и интеллектуальному потенциалу, по своим
способностям и задаткам. Уровень реализации
у разных людей будет разным в силу различных
жизненных обстоятельств. Нередко существует
разрыв между потенциалом и его актуализацией.
Величина внутреннего потенциала, как
правило, коррелирует с общественным признанием
(хотя бы после смерти или некоторым кругом
людей), а степень его реализации может
лучше всех оценить сам человек в своих
субъективных ощущениях (в конечном счете
это - глобальное ощущение удовлетворенности
или неудовлетворенности вообще и прожитой
жизнью в частности). Однако стремление
к самореализации, если оно становится
ведущим мотивом, не только проявляется
в ощущениях, но и формирует некоторые
свойства личности.
С. Л. Рубинштейн считал, что одним из механизмов
формирования черт характера являются
мотивы. Возникая в сходных ситуациях,
они закрепляются и становятся его составляющими.
Эти черты проявляются в поведении человека,
его поступках. Если человек ведет себя
некомфортно, берет на себя ответственность
в различных ситуациях, имеет смелость
выявить и разоблачить свою защиту и т.
д., он, двигаясь по пути самоактуализации,
формирует соответствующие черты своего
характера. Одновременно они развиваются
и видоизменяются. Принцип развития личности
в деятельности говорит нам о том, что
в процессе деятельности свойства личности
определенным образом трансформируются,
связываются друг с другом, т. е. происходит
их интеграция. Результатом этого процесса
является образование в структуре личности
новых, более обобщенных свойств с более
сложной структурой - интегральных свойств
личности.
Чаще всего в психологии личности под
интегральными свойствами подразумевают
направленность, ценностные ориентации,
роли, статусные характеристики личности
и т. д. Они в большей степени характеризуют
человека с точки зрения его социальной
сущности. Но нельзя забывать и о существовании
таких интегральных свойств, как духовность,
аутентичность (конгруэнтность), твердость
в смысле силы противостояния неблагоприятным
обстоятельствам, интернальность-
Общий адаптационный личностный тип, сформированный
на основе данного мотива, может быть исследован
с точки зрения интегральных характеристик
человека, что является самостоятельной
теоретической и практической задачей.
Под этим углом зрения рассмотрим теперь
некоторые известные концепции.
Так, А. Маслоу описывал этот тип людей
как прекрасных, здоровых, сильных, творческих,
добродетельных и проницательных. И хотя
это скорее эмоциональное, чем научное
описание, оно дает определенное представление
о взглядах Маслоу на самоактуализирующуюся
личность.
Более систематизированное описание этих
характеристик предложено К. Роджерсом.
Теоретик психологии личности С. Мадди
считает, что Роджерс выделяет лишь два
типа людей: «полноценно функционирующих»
и «неприспособленных». Мадди взял на
себя труд провести сравнительный анализ
теории Роджерса и других теорий личности.
Им проводился анализ экспериментальных
работ, посвященных изучению таких характеристик
полноценно функционирующего человека,
как:
Открытость опыту (включающая в себя
эмоциональность и рефлексию);
Бытие «здесь и теперь» (включающее
в себя подвижность, адаптивность,
спонтанность, индуктивное
мышление);
Вера в организмический процесс;
Свобода в жизни (чувство свободной
воли и контроля над жизнью);
Творчество
По сути, это и есть интегральные характеристики,
так как они являются результатом взаимодействия
целого ряда личностных свойств более
низкого уровня обобщенности. Причем каждая
из этих характеристик определяется не
суммой отдельных, входящих в нее свойств,
а новой системой связей между ними. И
каждая подчиняется принципу причинной
упорядоченности, т. е. нацелена на достижение
какого-либо полезного результата в соответствии
с изменениями требований среды.
Неприспособленный человек, по К. Роджерсу,
обладает противоположными характеристиками:
защитами; жизнью, проводимой по плану;
отсутствием доверия к своему организму;
чувством, что им управляют. Такой человек
конформен.
Шостром Э. указывает четыре основные
характеристики, отличающие «актуализаторов».
Это:
честность, которая подразумевает
способность быть честным в любых чувствах,
какими бы они ни были (прозрачность, искренность,
аутентичность);
осознанность как способность самостоятельно
сформировать свое мнение о произведениях
искусства, музыке и всей жизни (отклик,
жизненаполненность, интерес);
свобода в смысле выражения своего
потенциала, чувство хозяина жизни (спонтанность,
открытость);
доверие, т. е. глубокая вера в других
и себя, стремление установить связь с
жизнью и справиться с трудностями «здесь
и теперь» (вера и убеждение).
Можно заметить, что авторы, пропагандирующие
идею самоактуализации как первичную
и основную ценность человека, подразумевают
при этом ее социальную составляющую,
но не раскрывают последнюю.
С другой стороны, психотерапевты, ориентированные
на формирование устойчивой, психически
здоровой личности, значительно большее
внимание уделяют собственно социальной
интегрированности индивида. Либо включая
ее как самостоятельную характеристику
в общий перечень свойств, либо рассматривая
свойства самореализующейся личности
в социальной сфере.
Например, Р. Мэй - один из представителей
гуманистически ориентированной психотерапии
- выделяет следующие психологические
составляющие устойчивой личности, на
которые и ориентирует практическую работу
психотерапевта.
Первая - это свобода
личности. В его понимании она означает
возможность «строить свои собственные
неповторимые личностные модели из материалов
наследственности и среды». Ее оборотной
стороной является ответственность за
свои поступки и решения.
Вторая составляющая -
индивидуальность. Иначе, это умение
быть самим собой. И как бы мы ни относились
к себе, взаимодействовать с окружающим
миром приходится такими, какими мы являемся.
Любой человек уникален и неповторим.
Задача в том, чтобы понять собственную
природу и найти в себе мужество принять
себя таким, а не воевать с самим собой
всю жизнь.
Третья составляющая -
социальная интегрированность. Р. Мэй
утверждает, что «для личности огромное
значение имеет умение приспосабливаться
к обществу, ибо человек вынужден жить
в мире, состоящем из других индивидов».
Однако это не означает отказа от индивидуальности,
так как чем более социально интегрированным
становится человек, тем больше у него
возможностей реализовать свою неповторимую
индивидуальность, установив ограничения
для эгоцентрических и антисоциальных
инстинктивных побуждений. «От нас зависит,
предаться ли разгулу и, потеряв человеческий
облик, опуститься на дно или подняться
к высотам разума и беседовать с вечностью».
Четвертая составляющая -
духовность человека. О самореализации
как об основном жизненном мотиве рассуждает
и В. Шуте: «Моя цель как человеческого
существа и есть жизнь полная радости.
Радость - это чувство возникающее от использования
моего потенциала - моих способностей
думать и чувствовать, моих ощущений, моего
тела и моего духа - максимально возможными
способами. Я менее счастлив, когда я не
использую себя, когда я блокирую себя».
Однако самореализация, как считает В.
Шуте, осуществляется в результате баланса
трех личностных измерений, присущих любым
людям и расположенных главным образом
в сфере социального взаимодействия. В
качестве основных личностных координат
он называет присоединение, контроль и
открытость. Так, присоединение, по его
мнению, имеет отношение к объединению
людей, желанию быть вместе с ними, быть
включенным в их взаимодействие, к желанию
внимания и желанию быть выделенным, отличным
от остальных. Контроль подразумевает
принятие решения о распределении власти
между людьми, потребность влияния и авторитета.
И наконец, поведение в сфере открытости
основывается на желании любить и вызывать
любовь. Только эффективное разрешение
психологических проблем, связанных с
каждым из данных измерений, будет способствовать
формированию здоровой в соматическом
и психическом смысле личности, которая
самостоятельно может перейти «из минуса
в плюс», т. е. к возможно более полной реализации
своего потенциала.
Рассмотрение различных аспектов феномена
самореализации и интегральных личностных
характеристик приводит к пониманию того,
что вопрос о социальной составляющей
процесса самореализации человека не
вполне осмыслен современной наукой и
едва ли может быть решен в рамках оценочной
концепции. Если принять точку зрения,
что самореализация может осуществляться
вне тесной социальной интегрированное™
и даже вопреки ей, то следует признать,
что она может служить источником невротических
тенденций. Если же самореализация осуществляется
в рамках социальной включенности или
благодаря ей, в этом случае она будет
обеспечивать как собственное психологическое
здоровье, так и общественную пользу, но
в определенных обстоятельствах может
означать отказ от своей «порочной» природы
и даже от себя.
Итак, мы проанализировали некоторые важные,
на наш взгляд, аспекты феномена самореализации.
Все они уходят своими корнями в проблему
глубинной сути человеческой природы
и неоднозначности ее проявлений и, по
нашему мнению, должны рассматриваться
в гуманистическом русле, с благоговением
перед жизнью и миром в целом, сама же тенденция
самореализации - как мотивирующая сила
и основа формирования интегральных характеристик
личности.