Самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа

Описание

Самосознание — осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева , Л.И.Божович , А.Н.Леонтьева , С.Л.Рубинштейна , И.И.Чесноковой , А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности.

Работа состоит из  1 файл

Самосознание личности.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)
  • принимает, ассимилирует этот опыт, когда он не противоречит представлениям индивида о себе, либо,
  • отказывается видеть вещи такими как они есть, верить  людям, сообщающим ему что-либо о себе, или,
  • стремится изменить каким-либо образом себя или окружающих. 

     Если  изменения образа себя, привносимые  новой информацией, не сильно отличаются от прежних представлений о себе, то индивид иногда может их принять, если эти изменения не превышают  его адаптационные возможности. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может также усваиваться с помощью защитно-психологических механизмов, таких как рационализация, когда новый опыт объясняется  на основании уже имеющегося, искажение или отрицание.

     Таким образом, Я-концепция может выступать  как некий защитный экран, охраняющий самосогласованный образ себя от влияний, которые могут его нарушить. 

     Сложившаяся Я-концепция обладает свойством  самоподдержания.   Благодаря  этому у человека создается ощущение своей постоянной определенности, само - тождественности. 

     Самосогласованность Я-концепции не является абсолютной.  Поведение индивида бывает разным в  зависимости от ситуации, в которой  он находится, от принятой им психологической  или социальной роли. Такая рассогласованность, как правило, соответствует неперекрывающимся контекстам, ситуациям в жизни человека. В каждой из таких ситуаций человек формирует несколько отличные образы Я и шаблоны поведения, соответствующие требованиям данной ситуации. Так, человек может иметь сильно отличающиеся образы Я на работе и дома. Если вдруг происходит перекрывание таких ситуаций или ролей (например, какой-либо праздник на работе с приглашением членов семей или неожиданная встреча в тесной неформальной обстановке людей, чьи отношения на работе четко регламентированы), то проблема рассогласованности может проявиться достаточно остро. 

     Даже  при относительной жесткости  Я-концепции человек сохраняет  возможности для адаптации к  меняющимся внешним условиям, для  самоизменения, развития, необходимого для решения стоящих перед  ним задач. Неожиданное осознание неадекватности существующего Я-образа, вызванное этим замешательство и последующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, более соответствующей реальности, – это процесс самопознания и самостроительства, который идет всю жизнь. 

     Стабильность  Я-концепции обеспечивает человеку чувство уверенности в направлении  своего жизненного пути, в восприятии своих различных жизненных ситуаций как единого непрерывного в своей  преемственности опыта (Э. Эриксон). Еще одна функция Я-концепции – интерпретация жизненного опыта. Сталкиваясь с одним и тем же событием, разные люди по разному его понимают, как принято говорить, «смотрят каждый со своей колокольни». Проходя через фильтр Я-концепции, информация осмысливается, и ей присваивается значение, соответствующее уже сформировавшимся представлениям человека о себе и о мире. 

     Например, человек с низкой самооценкой  может интерпретировать искреннюю  похвалу в свой адрес как замаскированную  насмешку. Такой человек обычно чувствует  себя неуверенно, тревожен, напряжен, что в свою очередь нередко вызывает дискомфорт и напряженность у партнеров по общению. Люди, не верящие в свои возможности,  выбирают соответствующие жизненные цели, друзей, будущее.

     Очень важно с раннего детства формировать у человека позитивное отношение к себе, уважение к себе, уверенность в себе и своих силах, способствующие более полной жизненной реализации. 

     Сформировавшиеся  представления о себе также определяют ожидания человека в отношении своего будущего. Так, если ребенка убедили, что он глуп, он соответствующим образом будет вести себя в школе, и не будет прилагать никаких усилий к учебе, так как уже знает, что «глуп, не дано, у него не получится». Если человек уверен в собственной значимости, он ждет соответствующего отношения от окружающих. 

      

2.2.Когнитивная  составляющая Я-концепции

     Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном  знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самыми разнообразными.

     Описывая  какого-то человека, мы обычно прибегаем  к помощи прилагательных: "надежный", "общительный", "сильный", "совестливый" и т. д. Вес это - абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой - избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного само- восприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные, ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.

     Связь между ожиданиями по отношению к себе, обусловленными Я-концепцией, и поведением человека лежит в основе механизма «самореализующихся пророчеств». Поэтому от визитов к гадалкам и предсказателям будущего может быть определенный вред. Поверив в предсказанное, то есть, приняв полученную информацию в образ «будущего Я», человек начинает действовать в соответствии с ожиданиями, и сам приводит себя к предсказанному будущему. 

     Осознание этого механизма позволяет увидеть, что работа с Я-концепцией как  с объектом вашего осознанного творчества может позволить человеку перестать быть рабом собственного прошлого, сформировавшихся в нем убеждений и стать творцом собственного настоящего и будущего.       Использование этих закономерностей лежит в основе метода управляемой визуализации, широко используемого разными направлениями гуманистической психологии для избавления от ограничивающего опыта прошлого, формирования желательного для клиента будущего. 

     Механизмы формирования Я-концепции:

  • прямое или косвенное внушение родителями образа или самоотношения;
  • формирования стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний;
  • контроль за поведением ребенка, в котором усваиваются параметры и способы самоконтроля;
  • вовлечение в  поведение, которое может повысить или понизить самооценку, изменить образ себя;
  • вовлечение в социальные отношения, в которых происходит усвоение реально существующих правил поведения, моральных норм;
  • идентификация со значимыми другими. 

     Рассмотрим  механизмы формирования Я-концепции:

     В детстве Я-концепция является еще не сложившейся, слабо структурированной, слабо защищенной, легко поддающейся влияниям. Поскольку круг общения в детстве ограничен в основном, семьей, то семья оказывается первым и наиболее важным фактором, влияющим на формирование Я-концепции, и самооценки, в частности. В детстве возможности выбора круга общения предельно сужены. Монополия родителей на общение с ребенком в этом возрасте приводит к тому, что именно их установки становятся решающим фактором формирование его Я-концепции. Ориентиры для оценки себя и других, убеждения, заложенные в детстве, поддерживают себя сами в течение всей жизни человека, и  отказаться от них чрезвычайно трудно. 

     Первой  предпосылкой формирования Я-концепции  является появление у младенца навыка разделения собственных ощущений на те, что вызваны его собственной активностью, и те, что не зависят от него, объективны. Ребенок сталкивается с задачей разделить их, осознать отдельно. Важную роль в этом играют тактильные контакты, подготавливающие чувство ограниченности своего тела.  По мере развития этого навыка  у ребенка формируется умение управлять своим телом, оно превращается в своеобразное «орудие» его деятельности. При этом происходит формирование определенного психического образования – схемы тела, субъективного образа взаимного положения и состояния движения частей тела в пространстве.

     По  В.В.Столину,  образ самого себя также  формируется в процессе жизнедеятельности  как некое психическое образование, позволяющее более адекватно  и эффективно действовать. Так же как и относительно схемы тела, можно утверждать, что действует не человеческий образ самого себя, а субъект, наделенный этим образом Я, с помощью этого феномена. Сходство схемы тела и образа Я – это сходство их функций. Они различны в той мере, в какой человек как биологический организм отличается от человека как социального существа.

     Столин  В.В.  выделяет 6 способов «интериоризации» ребенком знаний о себе.

     Прямое  или косвенное внушение родителями образа или самоотношения. Содержанием  того, что внушается  ребенку, может быть как самооценка, так и определенные аспекты образа Я. Этот образ и свое отношение родители могут транслировать ребенку как в прямой словесной форме, так и путем такого поведения с ним, которое предполагает определенные черты и качества, -  косвенно. Образ и самооценка, внушаемые ребенку, могут быть как положительными («Ты – умный, добрый, уверенный, сознательный»), так и негативными  («Ты неспособный, грубый, неудачник»). О последних А.И. Герцен писал «Названия – страшная вещь… Если дитя солжет, испугайте его дурным действием, скажите, что он солгал, но не говорите, что он лгун».

     Если  внушаются качества, которыми ребенок  в действительности не обладает, имеет  место «мистификация». Мистификация может иметь форму инвалидизации – обесценивания точек зрения ребенка, его интересов, намерений, и приписывания, которое может быть позитивным  и негативным. 

     Косвенное внушение чаще всего имеет отношение  к оценке ребенка. Влияние родительского  отношения на формирование характера, поведения ребенка исследовалось многими психологами.   В родительском поведении возможны вариации от  принятия ребенка в целом, принятия его индивидуальности, позитивной вовлеченности родителей в заботу о ребенке до враждебного отвержения ребенка. Отношение родителей к ребенку, принятие его или отвержение, формирует у него либо самопринятие, позитивную самооценку либо самоотвержение, переживание своей ненужности, малоценности. Это приводит к формированию у человека одной из четырех установок как по отношению к себе, так и по отношению к другому.

     Первый  случай Я «+» и Ты «+», то есть «Я хороший, со мной все в порядке» и  «Ты хороший, с тобой все в  порядке». Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая достойную  жизнь.  Такие люди бывают хорошими лидерами, уважающими как себя, так и своих подчиненных. В любой другой позиции человек в большей или меньшей степени чувствует себя неудачником. 

     Второй  случай Я «+», Ты «-», «Я хороший, со мной все в порядке»,  «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке. Эта позиция – позиция превосходства. Такую позицию занимает человек, который лезет помочь «неблагодарным» людям в том, в чем они вовсе не нуждаются и совсем не ищут его помощи. В большинстве случаев это позиция посредственности. 

     Третий  случай - «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке», а «Ты хороший, с тобой все в порядке». Психологически это депрессивная позиция, в социальном смысле – самоуничижение. Это позиция меланхоликов, неудачников, которые мучают себя сами.  Так, человек, привыкший считать себя бедным Я « - » на фоне других, богатых людей Ты «+», скорее всего не откажется от своего мнения, даже если у него вдруг появятся деньги.

     Четвертая позиция - Я « - », Ты « - », «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке» и  «С тобой нехорошо, у тебя не все в порядке».  Это позиция безнадежности. 

     Люди  могут иметь разные жизненные  позиции в своих различных  жизненных ситуациях. Позиция Ты может характеризовать отношение  не только к другому человеку, но и к миру в целом.

     Случаи, когда явные, словесные, прямые внушения противоречат косвенным, имеют негативное влияние на формирование психики ребенка.

     Следует отметить, что ребенок всегда имеет  свободу выбора реакции на родительское внушение – согласиться с родительским мнением или начать борьбу против него. Таким образом, связь между поведением родителей и поведением ребенка не однозначна.  Ребенок может отреагировать на родительское поведение дополнительно или же защитно. В первом случае ребенок отвечает инициативой на предоставление самостоятельности, бегством на преследование и т. п. В случае защитного поведения ребенок может в ответ на родительское отвержение начать вести себя с родителями так, как будто те его любят и внимательны к нему, и тем самым как бы приглашать родителей изменить поведение  по отношению к нему. 

     Опосредованная  детерминация самоотношения ребенка  путем формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирование уровня притязаний. 

     Родители  формируют представления ребенка  о стандартах поведения, о жизненных  целях, ценностях,  идеалах. Если эти цели, планы, идеалы, соответствуют способностям  и интересам ребенка, то, реализуя их, он повышает самоуважение (см. формулу Джемса). В противном случае, когда родители награждают ребенка нереалистичными  для него планами, стандартами, идеалами, тем самым способствую формированию нереалистичного образа «идеального Я», жизненные неудачи могут привести человека к потере веры в себя, в свои силы, возможности, к потере самоуважения. 

Информация о работе Самосознание личности