Самосознание личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:56, реферат

Описание

Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

Работа состоит из  1 файл

Психология.docx

— 13.19 Кб (Скачать документ)

 Самосознание  личности

Изучение личности не заканчивается изучением ее психических  свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

 Самосознание  является необходимым условием  существования личности. Без него  нет личности. Личность осознает  не только окружающую действительность, но и саму себя в своих  отношениях с окружающим. Поэтому  прав С.Л. Рубинштейн, когда отмечал,  что изучение личности «завершается  раскрытием самосознания личности». 

 Становление самосознание  включено в процесс становления  личности и поэтому оно не  надстраивается над нею, а является  одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру  самосознания, этапы его становления  можно в ходе становления и  развития самой личности, начиная  с первых ее шагов по жизни. 

 Цель развития  самосознания состоит в осознании  личностью своего «Я», своей  отдельности от других людей,  что находит свое выражение  в растущей самостоятельности  и независимости субъекта.

 Самосознание  личности – это совокупность  ее представлений о себе, выражающейся  в «концепции – «Я» и оценка  личностью этих представлений  – самооценка.

 О механизмах  самосознания 

 Первый из них  – это способность к осознанию  психических явлений. 

 Уже в течение  первого года жизни у ребенка  формируется способность отделить  себя от своих зрительных образов,  т.е. осознать то, что мир существует  независимо от него, но воспринимается  посредством образов. Эта способность,  формирующаяся в течение первого  года жизни и развивающаяся  впоследствии, составляет саму возможность  осознания человеком своих психических  процессов, переживаемых психических  состояний, психических свойств  и качеств. 

 По мнению В.В. Столина, в основе сознаваемости лежит расщепляемость, т.е. возможность человека выделить из среды то, что он сейчас воспринимается это вижу»), то, посредством каких зримых признаков он воспринимает и выделяет объект из среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Данная способность позволяет человеку осознать себя, свою отдельность от мира, других людей, т. е. выделить свое феноменальное «Я».

 Однако выделив  себя из окружающей среды, ребенок  взаимодействуя с самой средой  и людьми, каким-то образом проявляет  себя, иными словами, его действующее  «Я» способствует формированию  его феноменального «Я» или  «Я»-концепции.

 Основным механизмом  формирования «Я»-концепции, т.е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки  зрения другого на себя (прямое  усвоение или опосредованное, другой  точки зрения);

2) прямое и косвенное  внушение ребенку со стороны  родителей, как способы усвоения  ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения  и т.д.;

3) трансляция ребенку  со стороны родителей конкретных  оценок, стандартов, что формирует  у ребенка уровень ожиданий  и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком;

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6) семейная идентичность, т.е. вовлечение ребенка в реальные  взаимоотношения в семье; 

7) механизм идентификации. 

 Действие названных  механизмов помогают ответить  на вопрос: как происходит процесс  наполнения «Я»-концепции, т.е. посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе. Дадим краткий комментарий к действиям этих механизмов.

1) Принятие точки  зрения другого на себя.

 "Самосознание человека – это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения других по поводу субъекта", – таково мнение Дж. Мид – автора теории символического интеракционизма.

 Действительно,  в процессе межличностного взаимодействия  ребенок усваивает значимые для  него точки зрения других людей  и, присваивая их себе, формирует  самосознание. В процессе принятия  точки зрения других важно  и оценить себя, опираясь на  отношение других людей. Что  же усваивается ребенком?  

Информация о работе Самосознание личности