Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:08, статья
В современных обществе становится востребованной активная и творческая личность на всех ступенях ее развития. Творчество и активность личности невозможны без самостоятельности и веры в себя. Человек должен принимать и уважать себя, верить в свою эффективность
Влияние
самоуважения студентов
на выбор стратегии
совладания с неблагоприятными
событиями
Гончаров Е.А., Гусаков П.И.
УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Республика Беларусь
исторический
факультет, 2 курс
Науч.рук.: М.Е. Шмуракова
к.психол.н.,
УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
В современных обществе становится востребованной активная и творческая личность на всех ступенях ее развития. Творчество и активность личности невозможны без самостоятельности и веры в себя. Человек должен принимать и уважать себя, верить в свою эффективность.
Самоуважение подразумевает удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе и согласованность своего наличного и идеального «Я» [2; 4]. Периодом возникновения сознательного «Я» человека и отдельных его компонентов считается подростковый и юношеский возраст. В юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании разных проявлений жизни своего Я. Чрезвычайно важным компонентом при этом является самоуважение.
Человек
с высоким самоуважением
Высокое самоуважение способствует социальной адаптации личности, преодолению тех трудности, с которыми студент неизбежно сталкивается, попадая в новую для него ситуацию обучения в вузе. В.Н. Мясищев писал, что личностные характеристики серьезно влияют как на процесс отбора и использования стратегии совладания с неблагоприятным событием, так и на результаты подобной деятельности. Считается, что все развитие человека связано с процессами совладания, в ходе которого личность выступает не пассивным объектом, а все более активным и сознательным субъектом [1; 2].
Целью исследования явилось изучение влияния самоуважения студентов на выбор стратегии совладания с неблагоприятными событиями.
Особенности самоотношения студентов определялись с помощью шкалы самоуважения Розенберга. Опросник имеет два независимых фактора самоуважение и самоуничижение, при этом отмечается, что самоуважение в сочетании с самоуничижением выступает в защитной функции. Полученные в результате исследования протоколы были разделены на 3 группы: студенты с наличием самоуважения (60 протоколов), студенты с наличием самоуничижения (50 протоколов), студенты у которых самоуважение выступает в защитной функции (29 прготоколов) [3].
Копинг-стратегии изучались с помощью методики Э. Хайма, которая предполагает определение копинг-стратегий в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В каждой сфере стратегии подразделяются на три группы: продуктивные – помогающие справляться со стрессовой ситуацией; относительно продуктивные и непродуктивные [1].
Математико-
В исследовании приняли участие 139 студентов исторического факультета 1, 2, 4 курсов.
В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.
В
блоке когнитивных копинг-
В
блоке эмоциональных копинг-
В
блоке поведенческих копинг-
Таким образом, выраженное самоуважение у студентов позволяет им в неблагоприятных ситуациях жизни выбирать и использовать эффективные стратегии, позволяющие им придавать особый смысл трудным ситуациям, верить в собственные ресурсы в их преодолении и в наличие выхода в любой, даже самой сложной ситуации. Как показало исследование студенты этой группы предпочитают активные формы поведения, связанные с активным возмущением по отношению к трудностям и организацией сотрудничества со значимыми и более опытными людьми
Студенты
с выраженным самоуничижением предпочитают
малоадаптивные варианты поведения, включающие
такие его пассивные формы как отказ от
преодоления трудностей из-за неверия
в свои силы или интеллектуальные ресурсы,
подавленное эмоциональное состояние,
возложение вины на себя, уход от решения
проблемы.
Использованные источники:
1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
2. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.
3. Общая психодиагностика. Под ред А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – 303 с.
4. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер.с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.