Самоуважение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 01:08, статья

Описание

В современных обществе становится востребованной активная и творческая личность на всех ступенях ее развития. Творчество и активность личности невозможны без самостоятельности и веры в себя. Человек должен принимать и уважать себя, верить в свою эффективность

Работа состоит из  1 файл

ДОКЛАД Гончаро, Гусаков.doc

— 41.50 Кб (Скачать документ)

Влияние самоуважения студентов  на выбор стратегии  совладания с неблагоприятными событиями  

Гончаров  Е.А., Гусаков П.И.

УО «ВГУ им. П.М. Машерова», Республика Беларусь

исторический  факультет, 2 курс 

            Науч.рук.: М.Е. Шмуракова

               к.психол.н., УО «ВГУ им. П.М. Машерова» 

      В современных обществе становится востребованной активная и творческая личность на всех ступенях ее развития. Творчество и активность личности невозможны без самостоятельности и веры в себя. Человек должен принимать и уважать себя, верить в свою эффективность.

      Самоуважение подразумевает удовлетворенность собой, принятие себя, чувство собственного достоинства, положительное отношение к себе и согласованность своего наличного и идеального «Я» [2; 4]. Периодом возникновения сознательного «Я» человека и отдельных его компонентов считается подростковый и юношеский возраст. В юношеском возрасте существует огромная потребность, необходимость в интегрировании разных проявлений жизни своего Я. Чрезвычайно важным компонентом при этом является самоуважение.

      Человек с высоким самоуважением считает  себя не хуже других, верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Низкое самоуважение, напротив, предполагает устойчивое чувство  неполноценности, ущербности, что оказывает  крайне отрицательное воздействие на эмоциональное самочувствие и социальное поведение личности. Пониженное самоуважение и коммуникативные трудности снижают социальную активность личности. Люди с низким самоуважением принимают значительно меньшее участие в общественной жизни, реже занимают выборные должности и т. д. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных. Отмечается, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в криминальных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и различными психическими расстройствами [1; 2; 4].

      Высокое самоуважение способствует социальной адаптации личности, преодолению тех трудности, с которыми студент неизбежно сталкивается, попадая в новую для него ситуацию обучения в вузе. В.Н. Мясищев писал, что личностные характеристики серьезно влияют как на процесс отбора и использования стратегии совладания с неблагоприятным событием, так и на результаты подобной деятельности. Считается, что все развитие человека связано с процессами совладания, в ходе которого личность выступает не пассивным объектом, а все более активным и сознательным субъектом [1; 2].

      Целью исследования явилось изучение влияния  самоуважения студентов на выбор  стратегии совладания с неблагоприятными событиями.

      Особенности самоотношения студентов определялись с помощью шкалы самоуважения Розенберга. Опросник имеет два независимых фактора самоуважение и самоуничижение, при этом отмечается, что самоуважение в сочетании с самоуничижением выступает в защитной функции. Полученные в результате исследования протоколы были разделены на 3 группы: студенты с наличием самоуважения (60 протоколов), студенты с наличием самоуничижения (50 протоколов), студенты у которых самоуважение выступает в защитной функции (29 прготоколов) [3].

      Копинг-стратегии  изучались с помощью методики Э. Хайма, которая предполагает определение копинг-стратегий в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. В каждой сфере стратегии подразделяются на три группы: продуктивные – помогающие справляться со стрессовой ситуацией; относительно продуктивные и непродуктивные [1].

      Математико-статистическая обработка результатов работы производилась с помощью пакета программ по статистической обработке данных Statistica for Windows.

      В исследовании приняли участие 139 студентов исторического факультета 1, 2, 4 курсов.

      В результате проведенного исследования были получены следующие результаты.

      В блоке когнитивных копинг-стратегий  студенты с выраженным самоуничижением в трудные моменты чаще выбирают относительно продуктивную стратегию придача смысла, направленную на придание определенного смысла преодолению проблемной ситуации (32% студентов этой группы определили ее как доминирующую). Эта же стратегии является ведущей в группе студентов с выраженным самоуважением (32% студентов этой группы определили ее как доминирующую). А группа студентов, у которых самоуважение выступает в защитной функции, ведущей определили продуктивную стратегию проблемный анализ, направленную на анализ возникших трудностей и путей выхода их них (23% студентов этой группы определили ее как доминирующую). В исследовании было обнаружено, что студенты с выраженным самоуважением достоверно чаще используют относительно продуктивную стратегию сохранение самообладания (F=8,60; p≤0,003), которая направлена на укрепление веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Студенты с выраженным самоуничижением достоверно чаще используют непродуктивную стратегию смирение (F=3,98; p≤0,04), и на уровне тенденции чаще упоминают непродуктивную стратегию растерянность, которые являются пассивными формами поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы или интеллектуальные ресурсы.

      В блоке эмоциональных копинг-стратегий  студенты с выраженным самоуничижением  в трудные моменты чаще выбирают продуктивную стратегию оптимизм (34% студентов этой группы определили ее как доминирующую). Эта же стратегии является ведущей в группе студентов с выраженным самоуважением (68% студентов этой группы определили ее как доминирующую) и группе студентов у которых самоуважение выступает в защитной функции (63% студентов этой группы определили ее как доминирующую). Не смотря на то, что данная стратегия является доминирующей во всех трех группах, в последних двух она упоминается достоверно чаще. Данная стратегия основана на уверенности в наличии выхода в любой, даже самой сложной ситуации. В исследовании было обнаружено, что студенты с выраженным самоуважением достоверно чаще используют относительно продуктивную стратегию протест, связанную с активным возмущением по отношению к трудностям (F=3,92; p≤0,04), а студенты с выраженным самоуничижением достоверно чаще используют непродуктивную стратегию самообвинение (F=4,73; p≤0,03), характеризующуюся подавленным эмоциональным состоянием и возложением вины на себя.

      В блоке поведенческих копинг-стратегий  студенты с выраженным самоуничижением в трудные моменты чаще выбирают непродуктивную стратегию отступление – поведение, предполагающее пассивность, уход от решения проблемы (29% студентов этой группы определили ее как доминирующую). В группе студентов с выраженным самоуважением ведущей является продуктивная стратегия сотрудничество – форма поведения личности, при которой она вступает в сотрудничество со значимыми и более опытными людьми (27% студентов этой группы определили ее как доминирующую). А группа студентов, у которых самоуважение выступает в защитной функции, ведущей определили относительно продуктивную стратегию отвлечение – поведение характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, погружения в любимое дело, путешествий и т.д. (37% студентов этой группы определили ее как доминирующую). В исследовании было обнаружено, что студенты с выраженным самоуважением достоверно чаще используют продуктивную стратегию сотрудничество (F=14,65; p≤0,0002), а студенты с выраженным самоуничижением достоверно чаще используют относительно продуктивную стратегию альтруизм (F=5,02; p≤0,02).

      Таким образом, выраженное самоуважение у студентов позволяет им в неблагоприятных ситуациях жизни выбирать и использовать эффективные стратегии, позволяющие им придавать особый смысл трудным ситуациям, верить в собственные ресурсы в их преодолении и в наличие выхода в любой, даже самой сложной ситуации. Как показало исследование студенты этой группы предпочитают активные формы поведения, связанные с активным возмущением по отношению к трудностям и организацией сотрудничества со значимыми и более опытными людьми

      Студенты  с выраженным самоуничижением предпочитают малоадаптивные варианты поведения, включающие такие его пассивные формы как отказ от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы или интеллектуальные ресурсы, подавленное эмоциональное состояние, возложение вины на себя, уход от решения проблемы. 

Использованные  источники:

1. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.

2. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.

3. Общая психодиагностика. Под ред А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: МГУ, 1987. – 303 с.

4. Ремшмидт  Х. Подростковый и юношеский  возраст: Проблемы становления  личности: Пер.с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.

Информация о работе Самоуважение