Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 02:14, реферат
Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого общества прошел сложный путь развития от родоплеменных форм общежития до современный форм семейных отношений. Брак как устойчивый союз между мужчиной и женщиной возник в родовом обществе.
СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА………………………………………3
СЕМЬЯ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Особенности воспитания детей в США…………………………..9
Семейное воспитание в Японии…………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………….……..15
Первое отличие, которое
бросается в глаза в
В американской школе постоянно действует установка: помогать тем, кто нуждается. Формы помощи самые разные. Это игрушки, которые собирают для детей из бедных семей, денежные пожертвования, специальные работы и занятия.
Американские родители не намерены поступаться ежевечерними развлечениями — малыши сопровождают их в ресторанах, на коктейлях, а изредка даже в ночных клубах. В общем, главный девиз воспитания по-американски: ребенок не должен доставлять неудобств родителям. Даже самых крошечных приучают засыпать без мамы, в своей комнатке, поскольку самостоятельность — это второй конек местной педагогики. Детство многих американских ребятишек проходит перед экраном телевизоров, но родители не видят в этом ничего плохого — они и сами так живут.
2.2. Семейное воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.
Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.
Воспитание детей в стране восходящего солнца основано на принципе «всему свое время» и подчинено трем правилам: до 5 лет взрослые ведут себя с ребенком «как с королем», с 5 до 15 — «как с рабом», а после 15 — «как с равным». В 15 лет человек считается взрослым, сознательным и четко освоившим общепринятые традиции. Парадокс японского воспитания заключается в том, что из ребенка, которому в раннем детстве позволяли делать все, что угодно, вырастает дисциплинированный подросток. Такой эффект достигается за счет того, что уже в пяти-шестилетнем возрасте ребенок попадает в среду, которая подчиняется определенным правилам и предписывает, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Отклонение от этих норм влечет потерю авторитета, как самой семьи, так и ребенка внутри нее.
Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам.
Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу.
Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. В сыне видят будущую опору семьи. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.
Японцы никогда не повышают
на детей голос, не читают им нотаций,
не говоря уже о телесных наказаниях.
Широко распространен метод, который
можно назвать «угрозой отчуждения».
Самым тяжелым моральным
Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.
Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ