Семейная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 12:12, доклад

Описание

Семейная психология, основывается на данных исследований в социологии семьи, различных отраслей психологического знания, семейной психотерапии, психологического консультирования, психопрофилактической и социальной работе с семьями.

Работа состоит из  1 файл

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

Феминистки много  сделали для того, чтобы женщины почувствовали себя более свободными от их традиционных половых ролей. Что же касается мужчин, то уже с детства мальчики стесняются проявлять черты, приписываемые противоположной половой роли. Гендерные проблемы — хороший пример того, как культура и история общества влияют на психологическую специфику внутрисемейных взаимоотношений. См. также ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ; ПОЛ И ГЕНДЕР.

Многими исследователями  признается, что российская семья  в советское время была контужена  неадекватным манипулятивным отношением к ней со стороны государства. Ряд отечественных и зарубежных психологов (Вайнер Х., Дружинин В.Н., Орлов А.Б., и др.) рассматривают как негативное для становления новой семьи обстоятельство, что женатые дети остаются жить с родителями из-за плохих жилищных условий. Однако, как показано в одном российско-американском исследовании (Бейкер К., Гиппенрейтер Ю.Б), то, что бабушки и дедушки воспитывают внуков по сложившейся у нас в стране культурно-исторической традиции, может иметь и позитивный эффект. В западных семьях, где отделение новой молодой семьи от родительской рассматривается как строго необходимое условие ее становления, имеет место ослабление контактов между первым и третьим поколением, что затрудняет, а иногда даже прерывает передачу культурного и психологического опыта. А такой опыт, как показывает психологическое изучение семей, переживших, например, сталинские репрессии, порой оказывается для новых поколений ничем не заменимым.

Как отмечает В.Н.Дружинин, наиболее распространенный вариант  приобретения устойчивости советской  семьей (в отличие от дореволюционной  российской, православно-ориентированной, а также западной модели) — установление жесткой связи доминирования и ответственности: если кто-нибудь из членов семьи получает за нее ответственность, то ему должна принадлежать власть, что, по мнению этого автора, является главным источником конфликтов и в современной российской семье. Православие считало ответственным за воспитание детей в равной степени мать и отца, доминантную же роль женщины в советской семье навязывали советская власть и коммунистическая идеология, по-существу лишив отца основных родительских функций. Поэтому и в современной российской семье женщина часто вынуждена силой обстоятельств "править" безраздельно и полностью, т. к. мужчина не в состоянии обеспечить семью, нести за нее подлинную ответственность и быть образцом для подражания.

Вообще же постсоветская  семья, по сравнению с советской  в нравственно-психологическом смысле характеризуется тем, что, с одной  стороны ориентируется на общечеловеческие ценности, а с другой — на более четко, по сравнению с советским временем, очерченные отечественные духовно-культурные регулятивы.

Не только современное  российское общество, но и мир в  целом сейчас находятся под опасным  воздействием центробежных сил непрекращающейся борьбы за территории, гуманитарную помощь, приоритеты тех или иных культурных прерогатив и т.д. Поэтому так необходимо приобщение индивидов и семей к полифонии всечеловеческих и отечественных культурных ценностей и традиций, многовекового позитивного опыта психологической мудрости. Поэтому становящаяся семейная психология, в особенности отечественная, должна стремиться к тому, чтобы, рассматривая индивида как неповторимое, редкостное, самоценное существо, создать образ позитивной семьи, которая защищает индивида на всех этапах его жизненного пути от манипулятивных воздействий той конкретной социальной группы, в которую индивид включен, где борьба за ресурсы часто оказывается важнее самой человеческой жизни (см. ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ).

Проблематика семейной психологии тесно взаимодействует  с разными отраслями психологии (см. ПСИХОЛОГИЯ). Клиническая психология рассматривает внутрисемейные отношения как один из основных факторов в причинах возникновении психической аномалии. Неразвитость и разрушение эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является механизмом развития пограничной личностной структуры — сложившихся в патологических условиях ригидных образцов поведения и межличностных связей.

Семья с социально-психологической  точки зрения — малая группа, которая основывается на браке, кровном родстве или на усыновлении и осуществляет совместную жизнедеятельность. Здесь исследуются циклы развития семьи, ее ролевая и властная структура, стабильность и устойчивость отношений в семье, особенности выбора брачного партнера, установки на брак и семью, конфликты, взаимоотношение семьи с более широким социальным контекстом и т.д. Психология личности включает в круг своего рассмотрения проблемы психологической специфики развития личности в семейном окружении, детско-родительские отношения, формирования в онтогенезе личности установок на брак и семью. Педагогическая психология интересуется психологическими аспектами взаимодействия образовательных учреждений и семьи, эффективностью различных приемов семейного воспитания, разрабатывает научно-психологические основ семейной педагогики.

Роль нравственно-психологических  регулятивов во внутрисемейных отношениях, а также средства, которые на протяжении истории использовались в рамках религии для помощи семье изучаются психологией религии. За многими конфликтами в семье лежит вопрос о смысле жизни, который не имеет универсального разрешения в рамках секулярного гуманизма, но адекватно разрешался в традиционных религиях до тех пор, пока (в 19 в. это стало уже очевидно) человеческая жизнедеятельность усложнилась настолько, что религия сама превратилась в нравственно-психологическую проблему. Фанатизм, нетерпимости, жестокости к инакомыслящим и сомневающимся очень существенно не только для взаимоотношений внутри больших социальных групп, но также и в ходе непосредственных межличностных взаимодействий, в особенности между родственниками, в семье.

Тема семьи неизменно  присутствует также в таких отраслях психологического знания как психологии развития, дифференциальная психология, психогенетика, психология труда, юридическая психология, сравнительная психология, историческая психология, военная психология, экономическая психология и т.д.

В качестве самостоятельной  отрасли современного психологического знания семейная психология все еще  находится в стадии становления, и для ее успешного развития необходимо проделать большой объем работы, переосмыслить упомянутые выше разделы  психологического знания, а также данные смежных дисциплин (в особенности семейной психотерапии), и, вместе с тем, непрерывно собирать собственный конкретно-психологический материал.

Александр Шапиро

Литература:

  1. Бейкер К., Гиппенрейтер Ю.Б. Влияние сталинских репрессий конца 30-х годов на жизнь семей в трех поколениях. — Вопросы психологии, 1995, № 2
  2. Саймон Р. Один к одному (беседы с создателями семейной терапии). М, "Класс", 1996
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи. М., 1996
  4. Shapiro A. Family psychology and L. S. Vygotsky’s concept of "the social situation of development" "Vygotsky in theory — Vygotsky in practice". Proceedings from the Vygotsky Seminar in Trondheim 1996. Trondheim, Norway, 1997
  5. Cohen E. & Rogovin  S. Couple Fits: how to live with the person you love. N.Y. A perigee book. 2000
  6. Ellis E.M. Divorce wars. Interventions with Families in Conflict. APA, Wash, DC, 2000
  7. Эйдемиллер Э., Юстицкас В. Психология семьи и семейная психотерапия. Л., Питер, 2000
  8. Rеаl T. Ноw саn I gеt thrоugh tо yоu. Rесоnnесting Меn аnd Wоmеn. N.Y., Sсribnеr, 2002
  9. Психология семьи. Дайджест публикаций по теме в журнале "Вопросы психологии". М., 2002
  10. Shapiro A. The Theme of the Family in Contemporary Society and Positive Family Psychology. Co-publishing simultaneosly in Journal of Family psychotherapy (Haworth Press, Inc.), 2004 vol. 15, № 1/2
  11. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. М., 2004

Информация о работе Семейная психология