Семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание

В своей работе я хочу рассмотреть семейные конфликты, т.к. семья — древнейший институт человеческого взаимодей¬ствия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимо¬действуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного, взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы.
Цель контрольной работы заключается в следующем- рассмотреть виды семейных конфликтов и проанализировать причины их возникновения.

Содержание

Введение.........................................................................................................3
Глава 1 Межличностные конфликты у супругов.....................................4
1.1 Причины и факторы, влияющие на возникновение конфликтов между супругами……………………………………………………………………..4
1.2 Психотравмирующие последствия...................................................7
1.3 Предупреждение супружеских конфликтов....................................8
1.4 Разрешение конфликтов между супругами.....................................9
Глава 2 Конфликты во взаимодействии родителей и детей..................11
2.1 Причины возникновения конфликтов между родителями и детьми………………………………………………………………………...11
2.2 Пути разрешения конфликтов родителей и детей……………………………………………………………………… ….15
Глава 3 Психологическое консультирование конфликтных семей.......19
3.1 Сущность психологического консультирования конфликтных семей………………………………………………………………………….19
3.2 Этапы психологического консультирования...................................20
Заключение.......................................................................................................22
Список используемой литературы .............................................................. 23

Работа состоит из  1 файл

Семейные конфликты.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

  Есть  и другой вариант этого способа: мягко, но настойчиво требовать от ребенка  выполнения своего желания. Часто это  сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим - постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: "Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители". В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливаются озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.

  Второй неконструктивный способ разрешения конфликта родителей и детей - "Выигрывает только ребенок": По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов ("мир любой ценой"), либо готовы постоянно жертвовать собой "ради блага ребенка", либо и то и другое. В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. [1]

  Все это может быть и не так заметно  в пределах семейной "всеобщей уступчивости", но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать.

  В такой семье у родителей накапливается  глухое недовольство собственным ребенком и своей судьбой. В старости такие "вечно уступчивые" взрослые часто оказываются одинокими и заброшенными. И только тогда наступает прозрение: они не могут простить себе мягкотелость и безответную самоотдачу.

  Конструктивный  способ разрешения конфликтов: "Выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок".

  Алгоритм  решения включает в себя несколько  шагов:

  • 1. прояснение конфликтной ситуации;
  • 2. сбор предложений;
  • 3. оценка предложений и выбор наиболее приемлемого;
  • 4. детализация решения;
  • 5. выполнение решения; проверка.

  Первый шаг - прояснение конфликтной ситуации: сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т.д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После этого он говорит о своем желании или проблеме, используя форму "Я сообщения". Например: "Знаешь, я очень ждала этой передачи (вместо: «Ты что, не знаешь, что я смотрю ее каждый день?!").

  Всегда  начинать надо именно с выслушивания ребенка. После того, как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает.

  Второй шаг - сбор предложений: этот этап начинается с вопроса: "Как же нам быть? ", "Что же нам придумать? ", или: "Как нам поступить?". После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (или решения), и только затем предлагать свои варианты.

  При этом ни одно, даже самое неподходящее, с вашей точки зрения, предложение, не отвергается с места. Сначала  предложения просто набираются "в  корзинку". Если предложений много, их можно записать на листе бумаги. Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

  Третий шаг - оценка предложений разрешения конфликта и выбор наиболее приемлемого: на этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. "Стороны" к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Когда в обсуждении участвует несколько сторон, наиболее приемлемым считается предложение, которое устраивает всех участников.

  Шаг четвертый - детализация принятого решения: предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать, завтракать и выходить в школу. Это освободит маму от ранних хлопот и даст ей возможность высыпаться. Однако одного решения мало. Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать, где какая еда лежит, как разогревать завтрак и т.д.

  Пятый шаг - выполнение, проверка: возьмем такой пример: семья решила разгрузить маму, поделить домашние дела более равномерно. Пройдя все этапы, пришли к определенному решению. Его хорошо бы записать на листочке и повесить на стену (см. шаг четыре).

  Предположим, на старшего сына пришлись такие обязанности: выносить мусор, мыть по вечерам посуду, покупать хлеб и отводить младшего брата в сад. Если раньше мальчик  не делал всего этого регулярно, то на первых порах возможны срывы.

  Не  стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше подождать несколько дней. В удобный момент, когда есть время  у него и у вас, и никто не раздражен, можно спросить: "Ну как  у тебя идут дела? Получается ли? ".

  Лучше если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно, их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина. Может быть, что-то не учли, или нужна какая-то помощь; или он предпочел бы другое, "более ответственное" поручение. [9]

  Стоит заметить, что этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша и позволит разрешить конфликт родителей и ребенка максимально эффективно. Он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 3 Психологическое консультирование конфликтных семей           
 

  3.1 Сущность психологического  консультирования  конфликтных семей 

  Сущность  психологического консультирования конфликтных  семей заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических факторов, затрудняющих жизнь семьи и вызывающих конфликты, особенно при переходе семьи из одной стадии развития в другую. Основные задачи психологического консультирования: индивидуальные и групповые консультации лиц, обратившихся  специалисту с целью решения сложных проблем, приобретения психологических знаний или разрешения конфликтов; выявление конфликтных семей и проведение с ними консультаций; оказание помощи супругам в выявлении их ошибок и выборе правильного поведения в трудных ситуациях семейной жизни; обучение методам саморегуляции психического состояния.

  Семейное  консультирование рассматривается  как одна из форм супружеской терапии, поскольку речь идет о более простых, поверхностных и кратковременных психотерапевтических воздействиях, в основном в конфликтных и кризисных ситуациях. Консультации позволяют найти выход из конкретных конфликтных ситуаций, при этом применяются прежде всего такие методы, как экспликация, поощрение, индивидуальные рекомендации и советы.

  Психологическое консультирование сопряжено с определенными трудностями.

  1. Проблема времени. Психолог должен  за короткий срок определить причины, мотивы, условия конфликта, показать супругам возможности восстановления их отношений;

  2. Различная степень конфликтности  семейной жизни у супругов. Значительная часть обращающихся за психологической помощью — это молодые люди недавно поженившиеся. Для них коррекция психологической несовместимости эффективна.

  Однако  нередко психолог имеет дело с  семьями, которые неизбежно эволюционируют к разводу. Эффективность их психологического консультирования незначительна.

  Еще одна группа консультируемых — люди с противоречивой системой мотивов, как препятствующих, так и содействующих сохранению супружеских отношений. Первая группа мотивов обусловливает сохранение конфликтов, вплоть до готовности идти на развод, в то время как мотивы, содействующие сохранению семьи, делают возможным психологическую коррекцию супружеских отношений.

  3. Повышенная агрессивность консультируемого  по отношению к супругу и консультанту. Особенность конфликтных семей, находящихся на стадии развода, — упрощенная мотивировка такого решения. Это затрудняет полную диагностику супружеских отношений. Важно заинтересовать консультируемых в более глубоком раскрытии их семейных и личных, проблем, а также трансформировать ситуацию, где психолог проводит экспертизу взаимоотношений супругов, в ситуацию, когда сами они с помощью психолога переосмысливают мотивы конфликта.

  4. Наличие неосознаваемых компонентов  конфликтного поведения супругов значительно усложняет положение консультируемых и работу психолога- консультанта. [10] 

        3.2 Этапы психологического консультирования   

            

  Определение необходимости консультирования и прогноз эффекта воздействия на семью — это начальная диагностическая стадия коррекции супружеских отношений. Диагностическая стадия может включать структурный, описательный, динамический» генетический и прогностический уровни. Для диагностики супружеского конфликта рекомендуется использовать методику анализа конфликтной ситуации — МАКС. Она представляет собой свободное описание конфликта в виде ответов на вопросы, которые объединены в одиннадцать рефлексивных планов. Важно представить внутреннюю картину конфликтного события хотя бы одного из его участников. Эффективное использование методики возможно после установления психотерапевтического контакта.

  Вторым  этапом консультирования конфликтных  семей является восстановление супружеских отношений. Успешность перехода к нему зависит от снижения психической напряженности консультируемого. Иногда в супружеском конфликте сложившиеся отношения воспринимаются как неизбежные, из-за чего появляются чувства беспокойства, безысходности, жалости к себе. Важно стремиться изменить пессимистичное отношение супругов к ситуации. [10]

       При нормализации супружеских  отношений важно: не допустить нового обострения конфликта в присутствии психолога (обвинений, оскорблений, грубости); не стать на сторону одного из супругов, так как нередки попытки включить консультанта в качестве «союзника» в конфликте; с самого начала стремиться к расширению понимания супругами конфликтной ситуации, оценки ее с позиции оппонента; терпеливо относиться к медленной, но положительной эволюции, восстановлению супружеских отношений; уважительно относиться к нормам и ценностям, которые принимаются или отстаиваются супругами; не стремиться давать советы, а помогать найти правильное решение самим; соблюдать деликатность и анонимность, особенно в тех вопросах, которые касаются интимных отношений супругов. 

                       

       Заключение                                 

  Ключевую  роль в семейных конфликтных отношениях играют супружеские конфликты. Они возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние   полной   семейной   неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

  Конфликты между родителями и детьми возникают  из-за деструктивности

внутрисемейных  отношений, недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

  Сущность  психологического консультирования конфликтных семей заключается в выработке специальных рекомендаций по изменению неблагоприятных психологических факторов, затрудняющих функционирование семьи и создающих в ней конфликтные отношения.

       Тема семейных конфликтов останется всегда актуальной так как общество меняется, меняется его сознание, меняется идеология. В  жизни постоянно происходят какие-то изменения, а в наше время это происходит в особо быстром темпе, что влечет за собой появление новых факторов, оказывающих действие на членов семьи и влекущих  за собой  возникновение в семье конфликтов.

Информация о работе Семейные конфликты